Лучший в мире космический челнок. Почему перестали строить «Бураны»?
Копирование или прорыв?

Многоразовый космический аппарат «Буран», мог противостоять самым серьезным испытаниям. Он мог стать могучей основой для будущих поколений межзвездных аппаратов, способных приблизить человечество к просторам Вселенной. Он в разы превосходил американский «Шаттл», хоть и являлся его усовершенствованной версией. Не выдержал «Буран» другого: лавины предательства, экономические бури, болото равнодушия. К 1991-му году программа была свернута. А каков был этот космический грузовик?
Программа Шаттл начиналась как смелый и инновационный концепт. До 1970-х годов, то есть до начала строительства США многоразовых космических аппаратов, ракеты являлись расходным материалом, который использовали только один раз. Миллионные средства сгорали в атмосфере, топились в Тихом океане, бросались в космосе. Американцы попытались изменить ситуацию. В апреле 1981 года в небо поднялся первый многоразовый космический челнок «Колумбия».
Не желая отставать от США, руководство СССР поставило перед космической отраслью аналогичную задачу. В ноябре 1976 года, Министерство обороны Советского Союза объявило о размещении государственного заказа для НПО «Молния». Работа закипела. К 1984 году был разработан и построен первый экземпляр отечественной многоразовой системы. В результате исследовательских работ, была отвергнута экономическая философия НАСА, обещавшая дешевый доступ к космосу. Аппарат строился серьезный и надежный. Впрочем, такой подход вообще был присущ советскому времени.
Злые языки утверждали, что «Буран» – точная копия американского Шаттла. Это не так. Главный конструктор нового аппарата, Валентин Глушко, действительно согласился с тем, что аэродинамическая форма и двойные крылья американского прототипа являются самым лучшим решением. Но вся начинка была русской. А самое главное, спроектирована принципиально новая система запуска. Сегодняшние историки и инженеры утверждают, что Советы во многом превзошли США своим многоразовым звездолетом, и создали самый совершенный и универсальный ракета-носитель, который знало человечество.
Принципиальные отличия
«Шаттл» и «Буран» действительно внешне похожи. Оба имеют сходные системы управления, используют водородные топливные элементы и гидразин. Тем не менее, русские инженеры не имели доступ к американским секретам, и разрабатывали все свои механизмы с нуля. Вместо двух, относительно простых и дешевых, ракетных ускорителей первой ступени Шаттла, были применены четыре жидкостных двигателя.
На самом «Буране» установлены четыре главных двигателя (против трех на «Шаттле»), которые сбрасывались после отработки своих задач. Конечно, повторное использование их было невозможно, но полезная нагрузка ракеты возрастала до 95 тонн. А это уже очень серьезно. Таким образом, была создана сверхтяжелая многоцелевая ракета, способная вывести на орбиту космическую боевую станцию, доставить лунный базовый модуль, стать звездолетом для колонизации Марса и других планет.
Первый (и последний) запуск «Бурана» состоялся в ноябре 1988 г. Облетев планету два раза за 205 минут, аппарат благополучно приземлился на аэродроме «Юбилейный» (Байконур). Полет происходил в полностью автоматическом режиме. По иронии судьбы, теперь уже НАСА усиленно интересовалось системой «Энергии», пытаясь приспособить ее к программе «Шаттл».
Однажды приблизиться к возможностям «Бурана»
«Энергия» и «Буран» появились на сцене уже в последнем акте «холодной войны». Само собой, комплекс разрабатывался, в первую очередь, для решения военных задач, заменив традиционные одноразовые ракеты. Он приспосабливался для развертывания сети спутников-шпионов, установке противоспутниковых и противоракетных платформ, обслуживания космических аппаратов, доставки и возврата грузов с орбиты. К сожалению, ни один из масштабных космических проектов, с использованием этого уникального корабля, так и не был реализован.
Новое лицо в Кремле – Михаил Горбачев, был больше озабочен налаживанием дружбы с бывшими противниками, введением либеральных ценностей, а в последствие, поддержанием разрушающейся экономики и развалом страны. Если бы «Буран» смог пережить хаос 1990-х годов, то человечество, возможно, смогло продвинуться в космических исследованиях намного дальше, чем это есть на сегодняшний день. Во всяком случае, и НАСА и Роскосмос находятся в самом начале разработки нового поколения аппаратов, многоразовых кораблей, способных нести более 100 тонн груза.
При ремонте одного из зданий космодрома Байконур в 2002 году, произошло обрушение кровли. Погибло 8 человек рабочих, и был уничтожен единственный экземпляр космического корабля «Буран». Тот самый, который только раз смог подняться в космос.
«Энергия — Буран»
Строительство советского космического корабля многоразового использования началось ещё в семидесятые, в ответ на аналогичную американскую программу «Спейс шаттл». Корабль должен был выполнять задачи как по мирному освоению космоса, так и в рамках военных программ.
В рамках проекта была создана самая мощная советская ракета-носитель, получившая название «Энергия». Носитель, способный вывести на орбиту до 100, а в перспективе и 200 тонн полезного груза, мог поднимать в космос не только корабль многоразового использования, но также и тяжёлые космические станции. В дальнейшем планировалось использовать «Энергию» для подготовки экспедиции на Луну.
Первый старт ракеты-носителя «Энергия» состоялся в 1987 году. 15 ноября 1988 года «Энергия» подняла на орбиту корабль многоразового использования «Буран».
«Буран» по многим параметрам превосходил американские аналоги. Его первый полёт прошёл полностью в автоматическом режиме, включая посадку.
2 триллиона на ветер?
Программа «Энергия — Буран» была самой масштабной и дорогостоящей в истории отечественной космонавтики. По курсу 2016 года её стоимость примерно составляет 2 триллиона рублей. Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана», — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье — а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Был подготовлен специальный отряд космонавтов, которым предстояло пилотировать «Буран».
По плану разработчиков, «Бурану» предстояло провести ещё 1-2 полёта в автоматическом режиме, после чего началась бы его эксплуатация в пилотируемом варианте.
Однако Михаил Горбачёв посчитал, что проект слишком дорог, и в 1990 году приказал приостановить работы по программе. В 1993 году, после распада СССР, программа «Энергия — Буран» была полностью закрыта.
«Буран» погиб, остались «Буря» и «Байкал»
Следует уточнить: тот корабль, к которому проникают любители приключений, «Бураном» не является.
Настоящий «Буран», летавший в космос, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.
Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».
Судьба «Бури» не менее печальна. Корабль был готов примерно на 95 процентов и должен был отправиться в полёт в 1992 году. Но закрытие программы поставило на этих планах крест.
Корабль несколько раз менял собственника, а в настоящее время владелец «Бури» неизвестен. Ангар, где он находится, периодически подвергается набегам охотников за цветным металлом.
«Изделие 2.01» (корабль «Байкал») к моменту закрытия программы было готово примерно на 50 процентов. До 2004 года корабль находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем несколько раз менял «прописку», в 2011 добравшись до подмосковного Жуковского, где он должен был после реконструкции стать экспонатом авиасалона.
Ещё два экземпляра, заложенные на заводе в Тушине, были разобраны там же после закрытия программы.
Что стоит на ВДНХ?
Кроме того, в рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Эти макеты многие до сих пор принимают за настоящие корабли.
БТС-002 ОК-ГЛИ или «изделие 0.02», на котором проводились атмосферные испытания и отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта, после долгих скитаний по миру в 2008 году за 10 миллионов евро был приобретён владельцем частного Технического музея Германом Лайром и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.
БТС-001 ОК-МЛ-1 или «изделие 0.01» после закрытия программы многие годы являлся аттракционом в московском Парке Горького. В 2014 году он сменил прописку и был перевезён на ВДНХ, где находится и сейчас.
Один из макетов, ОК-МТ, является «соседом» «Бури» по ангару, в который так полюбили проникать блогеры.
Есть ли будущее у великого прошлого
В 2016 году стало известно, что «Роскосмос» принял решение создать на одном из предприятий департамент по многоразовым средствам выведения. В команду департамента собрали ветеранов проекта «Энергия — Буран». На сей раз задачи перед разработчиками не столь амбициозные: речь идёт о создании лётного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя, что должно обеспечить существенное удешевление отечественных космических программ.
Что касается масштабных проектов, подобных программе «Энергия — Буран», то они являются делом будущего.
Прежде программы на Буран кой-когда кое-где кое-кому надо бы поправить для начала мозги, ибо кода нет атмосферы Созидания и Труда в обществе никакие частные программы работать не будут как ни странно кому то покажеца это Сизифа труд…. Вон же китай рядом – в 1960-е годы Толпы с цитатниками Мао гоняли воробьев по полям, плавили медь в кустарных печах и ничево-то у их неполучалося, Однако примерно в средине 1980-х отчасти под впечатлением Тупости перестройки М.С.Горбачова Китайское Рук-во взялось за ум, поймало – таки свою Талию, выбрало правельный Курс для страны и вот тибе пжлста: Из отсталой полу-феодальной страны Китай – 2-я Экономика мира (ранее занемал СССР! ) с харошими шансами на 1-е место…. В РФ движение в обратную сторону: Из 2-й Экономики борзыми темпами скатываемся в Феодализм, в стране космическое Воровство, Каррупция, Тупость, Алчность Скудо-Умие, Враньё, Правящий Класс в идеологической области занят отуплением собственных масс Трудящихся чрез чрезмерный Клерикализм и ТВ-оглупление и Личным Обогащением с нефте-газовой Трубы… Спасает пока совецкое военное наследие и трусость наших партнеров-ворогов, но оно подходит к концу.
Благодарю, познавательно.
Совсем ничего не понимаю в ракетостроении)
Не везёт с ракетой,
повезёт в любви

Какая страна, такие и проекты.
Врёт, не возьмёт...

бу-буран, э-энергия
Врёшь, не возьмёшь
