Юридические нюансы совершения закупок у единственного поставщика
Анонс
Как выполнять закупки у единственного поставщика
Дескрипшен
Настоящая статья посвящается описанию случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), пошаговых инструкций по их выполнению, а также плюсов и минусов подобных закупок. Это является одним из самых распространённых способов выполнения закупок среди заказчиков, которые работают, в рамках Федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. Это также подтверждают статистические сведения с официального сайта zakupki.gov.ru. По общему числу закупок, которые проведены в соответствии с Федеральным законном №44-ФЗ в 2019 году, закупки у единственного поставщика располагаются на почётном втором месте после закупок при помощи электронных аукционов. А вот в Федеральном законе №223-ФЗ первое место занимают закупки у единственного поставщика. В связи с вышесказанным поставщикам следует детально изучить данный вопрос и понять, как можно быть для заказчиков тем единственным поставщиком, с которым затем и будут заключены контракты.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ СОВЕРШЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
Юридическое значение закупок у единственного поставщика
Закупки у единственного поставщика являются неконкурентным методом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при котором контракты заключаются с конкретными юридическими или физическими лицами без выполнения формальных процедур по выбору поставщиков.
Необходимо заметить, что закупки у единственного поставщика являются правом, но не обязанностью заказчиков (исключением считаются только закупки у единственного поставщика в случаях несостоявшихся конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ). Закупки у единственного поставщика считаются для заказчиков относительно простыми и требующими небольших временных затрат. Они применяются во всех ситуациях, если суммы контрактов являются незначительными и не имеется каких-либо дополнительных ограничений.
Выполнение закупок у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ
Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по Федеральному закону №44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентируются в статье 93. За период действия Федерального закона №44-ФЗ в данную статью много раз вносились различные изменения и дополнения. Можно быть уверенным, что она и в дальнейшем будет подвержена корректированию со стороны законодательных органов.
Выполнять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика запрещено, если такие закупки не указаны в списке случаев, которые установлены в Федеральном законе №44-ФЗ. Список ситуаций, при которых закупки могут выполняться у единственного поставщика, приведён в части 1 статьи 93 данного закона. В этом списке к настоящему моменту находится 55 случаев выполнения закупок у единственного поставщика. Условно все данные случаи делятся на нижеследующие группы:
-закупки, которые осуществляются после того, как конкурентные процедуры не состоялись;
-закупки, которые связаны со строительством, покупкой, арендой, ремонтом или содержанием недвижимости;
-закупки, которые осуществляются в культурной, спортивной, научной или образовательной сфере;
-закупки, которые осуществляются в медицинской сфере и для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
-закупки, которые осуществляются в коммунальной сфере, в т. ч. для тепло-и электроснабжения;
-закупки, которые осуществляются у естественных монополистов;
-закупки, которые осуществляются для нужды обороны или государственного управления;
-прочие случаи, при которых закупки могут производиться у единственного поставщика.
В отдельную категорию выделяются единоразовые закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика в соответствии с выбором заказчиков в размере не свыше 300 000 руб. Годовые объёмы подобных закупок (кроме закупок для нужд сельской местности) не должны быть свыше 2 000 000 руб. или свыше 5 % от совокупных годовых объёмов закупок заказчиков в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
Кроме того, к отдельной категории относятся закупки у единственного поставщика в размере не свыше 600 000 руб. в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ. Эта категория закупок проводится для государственных и муниципальных культурных учреждений, а также для прочих государственных и муниципальных учреждений (зоопарков, планетариев, парков культуры и отдыха, заповедников, ботанических садов, музеев, библиотек, архивов, цирков и т. п.). Для неё также имеются свои лимиты: годовые объёмы закупок, которые заказчики имеют право выполнить в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, не должны быть выше 5 000 000 руб.
Также необходимо заметить, что согласно Распоряжению Правительства РФ №824-р от 28 апреля 2018 г. с 1 июля 2018 г. заказчики имеют право выполнять закупки для государственных и муниципальных нужд согласно пунктам 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ при помощи сайта Единого торгового агрегатора «Берёзка». Кроме данного сайта имеются и прочие «электронные магазины для малых закупок» при помощи которых заказчиками проводятся закупки в размере до 600 000 руб. К примеру, это сайты: Поставщиков Москвы, ОТС-Маркет и РТС-тендер.
В большинстве случаев, которые установлены в Федеральном законе №44-ФЗ решения о заключении контрактов с единственным поставщиком заказчики принимают в самостоятельном порядке без каких-нибудь согласований и извещений контрольных органов. Но в ряде случаев подобные согласования и извещения необходимо выполнять.
Пошаговая инструкция для выполнения закупок у единственного поставщика
Этап №1. Подготовка к выполнению закупок у единственного поставщика.
Шаг №1. Разработка приказов (либо иных документов) о выполнении закупок у единственного поставщика.
Шаг №2. Разработка обоснований соответствия единого поставщика нормам законодательства и документации о закупках.
Шаг №3. Разработка обращений о согласовании заключений (возможностей для заключений) контрактов с единственным поставщиком.
Этап №2. Разработка документации для выполнения закупок у единственного поставщика.
Шаг №4. Разработка и утверждение проектов контрактов.
Шаг №5. Выполнение расчётов и обоснований стоимости контрактов.
Примечание: В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ при выполнении закупок у единственного поставщика в ситуациях, которые предусмотрены пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ контракты должны содержать расчёты и обоснования стоимости закупок.
Шаг №6. Составление отчётов с обоснованиями заключений контрактов с единственным поставщиком и нецелесообразности выполнения закупок при помощи конкурентных способов.
Примечание: В соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ извещать о выполнении закупок у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика нет необходимости.
Этап №3. Заключение контрактов с единственным поставщиком.
Шаг №8. Обращения в контрольные органы о согласованиях заключений контрактов с единственным поставщиком (до заключений контрактов, при осуществлениях закупок, которые предусмотрены пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ),
т. е., когда не состоялись процедуры закупок при помощи конкурентных способов, т. к. лишь единственный участник направил заявку или направлено несколько заявок, но соответствует всем нормам законодательства и документации лишь единственный участник.
Примечание: Процедура согласования возможностей заключений контрактов с единственным поставщиком утверждена в Приказе Министерства экономического развития РФ №189 от 31 марта 2015 г. «Об утверждении Порядка согласования использования закрытых способов для определений поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и Порядка согласования заключений контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)». В этом Приказе указано, что должно содержаться в обращениях о согласовании и куда они должны направляться, а также установлены сроки для рассмотрения обращений (не свыше 10 рабочих дней) и причины для отказа в согласовании.
Шаг №9. Заключение контрактов после представления единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) документов для обеспечения выполнения контрактов.
Примечание: В соответствии с частью 2 статьи 96 Федерального закона №44-ФЗ заказчики обязаны устанавливать требования для обеспечения выполнения контрактов при осуществлении закупок у единственного поставщика в случаях, которые предусмотрены в пунктах 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44 - 48 (если в контрактах, которые заключаются согласно пунктов 47 и 48, не содержатся требования о выплате авансов), 51 и 52 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
Этап №4. Извещение контролирующих органов о заключениях контрактов с единственным поставщиком.
Шаг №10. Направления извещений (с копиями заключённых контрактов и обоснованиями их заключений) в контрольные органы (не позже 1-го рабочего дня с момента заключений контрактов).
Примечание: Контрольным органом при осуществлении закупок для удовлетворений федеральных потребностей и для выполнений государственных оборонных заказов является Федеральная антимонопольная службы РФ, при осуществлении закупок для удовлетворений нужд субъектов федерации и муниципалитетов - уполномоченные контрольные органы субъектов федерации и муниципальных образований соответственно.
Этап №5. Приёмка товаров, работ и услуг.
Шаг №11. Выполнение экспертиз товаров, работ и услуг.
Преимущества и недостатки выполнения закупок у единственного поставщика
Выполнение закупок у единственного поставщика имеет следующие преимущества:
-возможности заключения контрактов с известными заказчикам поставщиками;
-минимальные риски нарушений процедур заключений контрактов (к примеру, по причине технических сбоев);
-минимальные трудовые затраты для проведения процедур закупок;
-минимальная продолжительность и максимальная простота процедур закупок в сравнении с конкурентными методами определения поставщиков.
Выполнение закупок у единственного поставщика имеет следующие недостатки:
-низкая экономичность расходования бюджетных средств и не всегда приемлемое качество выполнения контрактов;
-высокие риски получения претензий от контролирующих органов по причине того, что подобный метод закупок связан с большой вероятностью злоупотреблений в процессе расходования средств бюджета (риски сговоров с поставщиками).
Выполнение закупок у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ
Закупки у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ часто также называют прямыми закупками.
В зависимости от стороны, которая проявляет инициативу, закупки у единственного поставщика могут проводится при помощи направлений предложений о заключениях контрактов для конкретных поставщиков, или принятий предложений о заключениях контрактов от единственного поставщика без рассмотрений предложений от конкурентов.
Ситуации, при которых осуществляются прямые закупки у единственного поставщика, процедура выполнения таких закупок, а также порядки заключений и выполнений контрактов устанавливаются самими заказчиками в Положениях о закупках в соответствии со ст.3.6 Федерального закона №223-ФЗ. Положения о закупках являются документами, регламентирующими процессы всей закупочной деятельности заказчиков.
В соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ заказчики имеют право не помещать в единую информационную систему данные о закупках товаров, работ и услуг со стоимостью менее 100 000 руб. В случаях, если объёмы годовой выручки заказчиков за отчётный финансовый год свыше 5 миллиардов рублей, то заказчики имеют право не помещать в единую информационную систему данные о закупке товаров, работ и услуг со стоимостью менее 500 000 руб. Из вышеприведённого можно сделать вывод о том, что наибольший процент закупок, которые проводятся заказчиками и не превышают 100 000 руб. (500 000 руб.), осуществляются у единственного поставщика. В подобных случаях заказчики тоже вправе не помещать в единую информационную систему данные о закупках, в т. ч. извещения, документацию и протоколы закупок, что существенно облегчает работу заказчиков.
В тех случаях, если стоимость закупок у единственного поставщика более 100 000 руб. (500 000 руб.), заказчики обязаны поместить данные о таких закупках в единую информационную систему на сайте zakupki.gov.ru. Список необходимых данных, помещаемых заказчиками в единую информационную систему определяется статьями 3 и 4 Федерального закона №223-ФЗ. Процедура опубликования данных о проводимых закупках на официальном сайте имеется в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», который утверждён в Постановлении Правительства РФ №908 от 10 сентября 2012 г.
Наиболее распространенные ситуации выполнения закупок у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ:
-небольшая стоимость приобретаемых товаров, работ и услуг в случаях, если использование конкурентных способов выполнения закупок является нецелесообразным;
-наличие требуемых товаров, работ и услуг лишь у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом №147-ФЗ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»);
-поставщик считается обладателем исключительных прав на требуемые товары, работы и услуги;
-ранее проведённые закупки при помощи конкурентных способов не состоялись;
-возникновение срочной потребности в товарах, работах, услугах при чрезвычайных ситуациях, авариях и т. п.
В процессе проведений прямых закупок до 100 000 руб. (500 000 руб.) данные о таких закупках можно не включать в планы проведения закупок, подобные данные должны быть включены в ежемесячные отчёты и отчёты Росстата. Закупки могут проводиться в соответствии с распоряжениями или приказами.
Отчётность о закупках у единственного поставщика помещается в отдельный раздел в общей ежемесячной отчетности, которая размещается на официальных сайтах в соответствии с частью 19 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ.
Закупки у единственного поставщика находятся в форме №1 - закупки Росстата. Отчёты сдаются одни раз за 6 месяцев, сроком не позже 25 июля и 25 января.
Заключение
В завершении настоящей статьи следует обратить особенное внимание на несколько моментов:
Во-первых, проведение закупок у единственного поставщика является для заказчиков очень привлекательным видом закупок, несмотря на то, что они подвергаются самому пристальному вниманию контрольных органов.
Во-вторых, поставщикам следует очень внимательно изучить статьи 93 - 96 Федерального закона №44-ФЗ для того, чтобы выяснить, закупаются ли их товары, работы и услуги при помощи данного способа или нет. Дополнительно возможно провести мониторинг закупок при помощи сайтов agregatoreat.ru и zakupki.mos.ru.
В-третьих, если поставщики планируют участвовать в закупках в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ, то следует подробно изучить Положение о закупках того из заказчиков, в процедурах которого будет приниматься участие, так как случаи закупок у единственного поставщика каждый из заказчиков, которые работают по Федеральному закону №223-ФЗ, определяет для себя самостоятельно.
В-четвертых, необходимо выполнять собственные обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полных объёмах и в установленные сроки и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчики обратятся с прямыми предложениями о заключениях контрактов именно к Вам, будет более высокой.