Скорая юридическая помощь выехала по теме защита прав потребителей (ЧАСТЬ 2).
Скорая юридическая помощь выехала по теме защита прав потребителей (ЧАСТЬ 2). Ранее рассматривался по данной теме о защите прав потребителей, мы сталкиваемся повсеместно. Часть 1. Достаточно частое явление – приобретение пластиковых окон, дверей и т.п. Не скроем, что достаточно много организаций, в том числе и ИП, прекрасно устанавливают это явление. Однако, что делать, если изготовленный продукт некачественный. Один из интересных случаев, с которым мы столкнулись, произошел в 2011 г. Женщина (далее по тексту – потребитель) заказала входную металлическую дверь с 2 замками за 17.000 рублей у лица, которого по тексту назовем изготовитель. Изготовитель должен был осуществить поставку и установку металлической двери в квартиру. Все было хорошо, и дверь сутки находилась «в рабочем состоянии». Затем перестал работать один из замков. Потребитель обратилась к изготовителю с просьбой о замене замка. Замок был поменян через 3 дня. Еще через день перестали работать как поменянный замок, так и второй. Потребитель вновь обращается к изготовителю. Реакции никакой не последовало. Когда мы составляли исковое заявление, то со слов потребителя указали, что потребитель двое суток ночью не спала, не могла готовить, так как дверь не закрывалась, и она боялась, как бы кто не зашел. Одним словом, все это продолжалось еще определенное время. В итоге, когда потребитель обратился с иском в суд, откуда не возьмись, появился изготовитель и с тысячью извинений предложил произвести замену не только сломанных замков, но и самой металлической двери. Опоздание с извинениями и заменой изготовителя было роковое для него. Суд взыскал трехкратную сумму стоимости двери и плюс к этому компенсацию морального вреда. Возникает вопрос как это возможно. Да, возможно, но не каждый раз возникает такая кратность. Здесь необходимо учесть период времени, в течение которого изготовитель добровольно не исполнил требование потребителя. В тоже время для этого от потребителя также требуется совершение определенных действий. Приведенный случай касается не только дверей, а также окон, полов, балконов и т.п. Часть 2. Достаточно частое явление – приобретение сотовых телефонов, телевизоров, видеокамер, холодильников, стиральных машин, ноутбуков и другой оргтехники и тому подобного. Не секрет, что перечисленное может дать сбой. Рассмотрим классический пример. Вы покупаете холодильник. Все работает без проблем. Но вот до окончания гарантийного срока, а гарантийный срок течет не с того времени и не до того времени, как вам могут сказать при покупке, мол, «гарантия 2 месяца», а с того времени, когда вы купили, холодильник перестал работать или, скажем, двигатель шумит и гремит так, что спать невозможно. Вы обращаетесь к продавцу и требуете замену холодильника. Ответ будет однозначно следующий: «должно перестать шуметь» или «вы привезите нам холодильник, а мы сдадим на экспертизу». Соответственно, вы привозите холодильник и отдаете продавцу. Экспертиза может тянуться месяцами. Здесь большинство допускают непростительную ошибку – вы не требуете на время экспертизы замены – другой холодильник. Такое требование – это ваше право, а предоставить замену – обязанность продавца. Далее происходит следующее. Месяца через три холодильник возвращается с экспертизы и в заключении указано, что во всем виноваты вы (это уже из нашей практики). Вижу, что волосы у вас встают «дыбом». В данном случае вы также можете обратиться с исковым заявлением в суд и потребовать либо возврата денег, уплаченных за холодильник либо его замену. Нужно сказать, что если вы четко понимаете, что вы правы, то нужно настраиваться на конкретное требование в суде. В случае вынесения решения в вашу пользу изготовитель может быть существенно наказан в материальном плане в вашу пользу, да еще с компенсацией морального вреда. Не нужно думать, что все будет просто, так как до суда необходимо составить ряд документов и совершить определенные действия. Часть 3. Достаточно частое явление – приобретение обуви и одежды. Как правило, многое мы покупаем на рынке, но не всегда требуем чек. Прошу заметить, что все, кто осуществляет торговлю на рынке, являются как минимум ИП, а как максимум юридическое лицо. Купили, например, вы красивые кожаные сапоги. Через дней пять они расползлись. Вы приходите к продавцу предъявлять претензии и получаете ответ: нет чека, нет проблем. По сути, в данном случае вам надо доказать, что приобрели вы товар именно здесь. Поэтому, покупая дорогостоящие вещи, требуйте чек или товарный чек, а иначе будет тяжело. В случае, если чек имеется, а продавец отказывается принять некачественный товар, то процедура возникает такая же, что изложена выше, со всеми кратностями и компенсацией морального вреда. Помним, что у нас был случай с покупкой некачественного авторегистратора стоимостью 4.000 рублей в 2012 г. Продавцу пришлось «выкупать» его за 20.000 рублей – суд вынес решение взыскать общую сумму, в которую входит стоимость вещи, проценты, штраф и оплата услуг представителя. За многие годы Закон о защите прав потребителя особо не изменился и используется не только для вышеизложенного, но и вытекающих из договора бытового подряда, строительного подряда, изготовления физическим лицом срубов и так далее. Скорая юридическая помощь возвращается домой.