Стратегия защиты. Как правильно потребовать деньги за некачественный товар?

Из серии «Личный опыт». Сегодня хочу поделиться своим положительным опытом выигрыша дела в суде о возврате денег за некачественный технически сложный товар по истечении 15 дней с момента покупки.
Ах, лето! Пора активного отдыха, отпусков и летних прогулок. В такое время года люди совершают те самые редкие покупки, которые давно хотели себе позволить, копили деньги и мечтали стать обладателями товаров для активного отдыха. Вот и мой доверитель, подкопив деньжат, решил исполнить давнюю мечту своего сынишки и купил ему детский мотороллер (назовем его так).
Покупка не выходила за рамки приличия, но и не была дешевкой, ни много не мало, а целых 70 т.р.
Но радость сыночка была недолгой. Через неделю после покупки, отвалилась первая лампочка. Потом недостатки посыпались одна за другой. И вот уже через месяц после столь ценного приобретения, отец ребенка обратился ко мне.
На этот раз хочу поделиться своими очередными стратегиями, которые привели моего доверителя к выигрышу в суде. Заранее прошу меня извинить юридическое сообщество сайта 9111, что писать я буду на простом и доступном языке, так, чтобы было для всех.
Итак, товар технически сложный. С претензией о недостатках товара мы обратились позднее «волшебных» 15 дней. И в таком случае, нам требовалось доказать, что недостатки либо существенные, либо производственные и неустранимые, либо возникли по вине продавца и так далее – целый сложный букет. Как-то так, одним словом – беда. Такое дело сулило потратить нам кучу времени и собрать массу доказательств. И даже наличие всего этого еще не гарантирует выигрыш в суде.
На самом деле, дело было похоже на квест: найди то, чего нет. Объясню – почему.
Продавец продал мотороллер без документов. Т.е. на руках был договор купли-продажи, чек и акт. Вроде бы все хорошо, но. В последующем я выяснила, что данный товар подлежит постановке на учет в органах Гостехнадзора, т.к. объём двигателя превышает установленные Законом 50 см 3, а именно – 125. Далее, обнаружилось, что на товар нет ПТС (или другой документ, позволяющий поставить ТС на учет), не известен производитель (самострой), нет сертификации (фальсификат) и так далее. Но это всё выяснилось уже после того, как прошла экспертиза товара. А подавали в суд мы многим раньше, когда все это еще не знали.
Какой иск подавать - что требовать?
Я всегда убеждена в том, что от того – насколько правильно ты формируешь исковые требования, зависит то, что в итоге получишь. Вот и в этот раз я рассуждала так:
Товар технически сложный. Если я сформирую стандартные требования и заявлю, что хочу вернуть деньги за товар, потому что считаю его некачественным – могу проиграть. Ведь будет проведена экспертиза и будет установлено, что существенных или неустранимых недостатков нет (такой вариант нельзя исключать).
Экспертизу я бы тоже не хотела проводить. Ведь если я проиграю дело, то оплачивать ее проведение должен будет мой доверитель. А это в наши планы не входило.
Да, и вообще. Почему я должна что-то доказывать? Покупатель вел себя достойно, но продавец решил, что он самый умный. В результате этот мопед простоял все лето в гараже, а ребенок лишился радости активного отдыха. А потому – пусть продавец доказывает, что он «не такой».
Тогда я остановилась на требовании о несоблюдении сроков устранения недостатков. Ведь это так просто: не устранил продавец требования потребителя в установленный законом срок – всё, можно расторгать договор и требовать свои деньги за товар обратно. Экспертиза? А зачем? Если только ее захочет провести продавец. Пожалуйста, его право.
Когда начинать следовать разработанной стратегии?
Далеко до подачи иска в суд. Можно и позже, но лучше именно так. Но вас это не должно смущать.
После обнаружения недостатков, доверитель мне позвонил. Я взяла время подумать – сутки, потом сказала – напишем претензию продавцу и будем ждать ответ. Удовлетворить он ее должен в течение 10 дней.
Написали претензию: просим забрать товар, провести оценку качества и по результатам оценки, либо вернуть деньги, либо отремонтировать за ваш счет, либо заменить товар на аналогичный.
Прошло две недели и мы получили ответ: товар забрать готов по адресу покупателя, проверить готов, скажите – когда забирать.
Покупатель позвонил продавцу и попросил приехать. Тот, в свою очередь, отказался приехать и забрать товар, а попросил привезти его самостоятельно. «Но, позвольте. Доставить товар – это право, а не обязанность покупателя, тем более, что в нашем случае он весит более 5 кг!».
Хорошо. Мы молчим и продавец отмалчивается. Проходит еще неделя, покупатель вновь звонит продавцу и говорит, чтобы он приехал, забрал мотороллер и составил акт о заборе товара. Но, тщетно, продавец забирать свой мопед не согласен.
Еще ждем три недели – ничего.
Подаем иск в суд
Суть исковых требований (из решения суда): истец по договору купли-продажи приобрел у ответчика мотороллер. По истечении 15 дней его использования, обнаружил недостатки. В досудебном порядке вопрос об устранении выявленных недостатках, замены товара на новый решить не представилось возможным, возложенную на ответчика обязанность провести самостоятельное исследование товара последний не исполнил, что и послужило причиной обращения в суд. Потребитель просил суд взыскать с ответчика стоимость товара, неустойку с момента подачи претензии по день принятия судом решения, компенсацию морального вреда, штраф, убытки в виде процентов по ст. 395 ГК РФ.
Внимание! Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал!
Здесь есть свои особенности – отношения, которые сложились между истцом и судьей. Уже не первое решение она выносит НЕ в пользу этого потребителя, а затем – с треском его проигрывает в вышестоящей инстанции. Также было и в этот раз. Но, по порядку.
Суть обжалования
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что суд не учел и не дал оценки:
- ответу продавца, в котором указывалось, что продавец взял на себя обязанность забрать товар у покупателя по адресу покупателя для проведения экспертного исследования;
- уведомлению о необходимости передать товар сотруднику продавца по указанному адресу, которое продавец направил истцу только по истечении 15 дней со дня направления потребителем претензии, то есть с нарушением 10-дневного срока, предусмотренного Закона о защите прав потребителей.
Также:
- Указывает, что истец неоднократно по телефону приглашал ответчика забрать товар.
- Считает, что вывод суда о том, что товар не был предоставлен продавцу потребителем для исследования и оценки, не основан на исследованных в суде доказательствах.
- Указывает, что выводы суда в решении о том, что для удовлетворения требований истца о возврате технически сложного товара по истечении 15 дней со дня его передачи потребителю с учетом обстоятельств дела суду необходимо было установить наличие существенного недостатка товара, являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам дела, так как требования истца о возврате стоимости товара ненадлежащего качества основывались на несоблюдении ответчиком сроков устранения недостатков.
- Считает, что суд не разрешил исковые требования истца – нарушение сроков удовлетворения требований потребителя.
Заметьте
Я ведь не зря, с самого начала, решила отстаивать право потребителя на соблюдение сроков устранения недостатков, а не на самих недостатках. Покупатель, на самом деле, хотел получить исправный мотороллер, у него и в мыслях не было судиться с продавцом. Но продавец не захотел исполнить свои обязанности по Закону, а судья упорно сводила все разбирательство дела именно к самим недостаткам. А потому, по делу была назначена экспертиза. Зачем? Ну, да ладно, судья – юрист высшей квалификации у нас в стране, я не могу с ним спорить, являясь мало практикующим юристом.
«Может чего-то не понимаю…», - подумала я.
Что сказал суд апелляционной инстанции
Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Истца о нарушении Ответчиком сроков устранения недостатков.
Вот то самое – сроки. То, что упорно не хотела рассматривать судья первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения в данной части.
Покупателем в адрес продавца направлена претензия об обнаружении недостатков в приобретенном товаре, в которой изложена просьба забрать у потребителя некачественный товар собственными силами и за счет продавца; провести экспертизу качества товара; по результатам экспертизы, в зависимости от ее результатов: вернуть деньги за товар; заменить товар на аналогичный; произвести ремонт товара за свой счет. В претензии указан адрес заявителя.
В ответ на претензию истца ответчик ответил, что готов получить и доставить мотороллер на склад продавца из места нахождения потребителя, по адресу, указанному в претензии.
Однако, в последующем, продавец уклонился от этой обязанности и товар не забрал.
В свою очередь, покупатель неоднократно звонил продавцу и настаивал (в дело предоставлена распечатка детализации звонков потребителя продавцу).
В то же время, продавец не предоставил суду доказательств, свидетельствующих тому, что покупатель уклонялся от передачи ему товара для проведения оценки его качества, что могло способствовать удовлетворению требований потребителя в отведенный законом срок.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, доказательства, представленные сторонами, пояснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик не выполнил возложенную на него ч. 7 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» обязанность своими силами и за свой счет по доставке крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю.
Знаете, ответчик и его адвокат (по ордеру) были настолько уверены в себе, что в суде первой инстанции даже не заявили о снижении неустойки по 333 статье. А потому, апелляция взыскала с ответчика неустойку по полной программе, которая получилась равна стоимости товара.
Итог: товар стоил 70 т.р., а мой доверитель по суду выиграл 214 т.р. Сегодня отправили в суд еще одно заявление на взыскание судебных расходов, так как ранее их не заявляли, но право имеем.
Вывод
Стратегия - очень важна.
«Нельзя прыгать в воду, не подумав о том – в какой степени ты хочешь быть мокрым: весь или только наполовину. Следует, предварительно, исследовать глубину и надеть защитные средства».
Еще важно – быть уверенным и идти до конца в отстаивании своей позиции. Продавцам же, такого плана, хотелось бы пожелать быть более дальновидными и стараться исчерпать конфликт с потребителем в досудебном порядке.
Но это не все, к сожалению, обязательные теперь расходы продавца значительно выше. Как вы понимаете, он оплатил экспертизу товара (35 т.р.), он получил административный протокол от Роспотребнадзора (100 т.р.), и наложен штраф Росстандарта (300 т.р.).
Рекламный слоган такого продавца: отдам даром собственную дурость по цене однокомнатной квартиры!
P.S.: отсутствие необходимых документов на товар являются неустранимыми недостатками товара в силу Закона. Если бы я и это смогла установить в самом начале, то дело пошло бы гораздо быстрее и возможно даже суд первой инстанции не стал бы спорить со мной. Так что – это очень важно проверить в самом начале пути.
Берегите себя!
С уважением, ваша Оливия
*просьбу на судебный акт в личку (светить своего доверителя в Сети не готова)
Ваше мнение: стоит ли так "сильно учить жизни" продавцов?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Оливия, после Вашей статьи, захотелось срочно, что-нибудь вернуть!
Ага, мужу сегодня похвасталась решением, он посмотрел на меня тоскливо и спросил: может уже чё нибудь купим?
Так что смело покупайте, чтобы потом вернуть)))
У Фёдора недавно была публикация "Самозащита потребителя...", я предложил не самый радикальный вариант:
Каким местом пользоваться этим убойным аргументом? Или - по какому?
Иногда хватает просто демонстрации. Всё зависит от нервной системы "ответчика".
Сейчас будет вторая проблема - исполнить решение суда.
И не говорите, уже мысленно готовлюсь. Но у меня этот доверитель в этом плане везучий, надеюсь на его везение, ему всегда через банки возвращали, без СП))
👍🔥🔥🔥☘️💐☘️