Создание государственной судебной службы: излишество или необходимость?

Обсуждая проблемные вопросы, связанные с деятельностью судебной системы и осуществлением правосудия, достаточно редко уделяется внимание сотрудникам аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента. Сотрудники аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Учитывая разнообразие общественных отношений и специфику осуществляемой деятельности, необходимо обратить внимание на проблемные вопросы, возникающие в ходе организации государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции и Судебном департаменте.
Историческая справка
Законопроекты, направленные на решение проблем организации службы в аппарате судов общей юрисдикции и Судебного департамента, готовятся с 2014 года. 18 февраля 2017 г. в Государственную думу поступили следующие законопроекты:
1. «О государственной судебной службе Российской Федерации» (законопроект № 102341-7);
2. «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» (законопроект № 102332-7);
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» (законопроект № 102355-7) .
По итогам рассмотрения, ни один законопроект Верховного Суда Российской Федерации, не получил поддержку со стороны Правительства. В обоснование данной позиции Правительство Российской Федерации отмечало, что в представленных законопроектах отсутствует достаточное обоснование целесообразности введения особого вида государственной службы только в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах при сохранении государственной гражданской службы в аппаратах Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Кроме того, законопроектами предусматривается выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет, осуществляющаяся в процентном отношении к окладу месячного содержания служащих судебной службы, в то время как на государственной гражданской службе размер данной выплаты зависит в процентном соотношении от должностного оклада, что говорит о неравенстве со стороны оплаты труда судебных служащих над гражданскими служащими. Впоследствии это существенно отразится на дополнительных расходах федерального бюджета.
На сегодняшний день вышеуказанные законопроекты находятся на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Анализ ситуации
Проведение федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы и «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы позволило выявить ряд проблем, возникающих в ходе прохождения службы в аппарате судов общей юрисдикции и Судебном департаменте, стоящих особо остро в развитии Российской судебной системе. Основными из них являются:
1. Недостаточность кадрового обеспечения аппаратов судов и Судебного департамента;
2. Постоянное увеличение рабочей нагрузки на служащих аппаратов судов и Судебного департамента;
3. Низкий уровень оплаты труда работников аппаратов судов и Судебного департамента;
4. Дефицит квалифицированных специалистов на должностях, обеспечивающих деятельность судов и Судебного департамента;
5. Текучесть кадров сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента.
Представляется, что данные проблемы значительно отражаются на непрерывной деятельности судей и осуществлению правосудия. Кроме того, имея на первый взгляд второстепенный характер, в совокупности названные проблемы составляют «главные» проблемы, такие как:
1. Открытость и доступность для граждан о деятельности судов и Судебного департамента значительно не соответствуют желаемым показателям;
2. Создание необходимых условий для осуществления правосудия происходит не в полном объеме;
3. Низкий уровень престижа судебной власти;
4. Нарушение сроков рассмотрения и разрешения дел;
5. Недостаточная информированность граждан о деятельности судов и Судебного департамента;
6. Низкий процент граждан, выражающих доверие к правосудию.
Представляется, что решение «основных» проблем необходимо начинать с решения «второстепенных» проблем.
Проблема недостаточности кадрового обеспечения имеет тесную связь с проблемой постоянного увеличения рабочей нагрузки на сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента. Данные проблемы были затронуты ещё федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы. В результате произошло увеличение кадрового состава, тем самым сократилась нагрузка на судей в 2 раза. Несмотря на это, в соответствии со статистическими показателями деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации поступившие уголовные, гражданские и административные дела с каждым годом значительно увеличиваются.
Анализ динамики поступления дел в суды общей юрисдикции, показывает, что судебная система нуждается в очередном существенном увеличении кадрового состава сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента.
Проблема низкого уровня денежного довольствия сотрудников, порождает проблему в текучести кадров, что в последующем приводит к дефициту квалифицированных специалистов на должностях, обеспечивающих деятельность судов и Судебного департамента.
На данную взаимосвязь указывал председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев. В своих выступлениях Вячеслав Михайлович не раз отмечал: «текучка кадров в рядах помощников и секретарей судей в отдельных регионах составляет 400%. Причиной тому является низкий уровень заработка».
Таким образом, очевидна необходимость не только внешнего реформирования судебной системы: строительство, реконструкция зданий судов, создание автоматизированных систем и так далее, но и внутреннего: укомплектованность квалифицированного кадрового состава, улучшение условий труда, путем введение социальных льгот и гарантий, повышение денежного довольствия и так далее. Поэтому представляется необходимым, обратить особое внимание и предложить:
Принять новый федеральный закон «О государственной судебной службе Российской Федерации».
Поскольку, данное нововведение существенно подчеркнёт особый статус судебной власти. В частности, позволит решить ряд организационных вопросов, которые значительно отразятся на решении «основных» проблем в судебной системе: заметно подрастет престиж судебной власти, повысится уровень доверия граждан к правосудию, а также информированность граждан о деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента.
Создание государственной судебной службы: излишество или необходимость?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Непонятно с какого перепуга: Повысится уровень доверия граждан к правосудию. Мы поменяли милицию на полицию и сразу повысилось доверие? Хотя оклады у них повысились и здания улучшились. Но подделывать документы не разучились по себе знаю, так же и судьи. Короче они как брали взятки так и будут.
При чем тут судьи, говорится о создании Государственной судебной службы, а это есть аппарат суда, где зарплата нищенская, по сравнению с судьями. Вся работа судебная лежит на аппарате суда.
По вашей логике, как только увеличат зарплату секретарю и помощнику судьи, сразу появится доверие граждан к правосудию. Да еще забыла обновят кабинеты и произведут ремонт зданий. Вот тут наступит полное и безоговорочное доверие граждан😨Вы спрашиваете: А при чем тут судьи? Я бы спросила: А при чем тут доверие граждан?
Где я подала иск, там отличное здание хорошие светлые кабинеты. Количество судей тоже хватает, для такого числа жителей. Коррупция там сильно процветает, вот с ней надо бороться. Там действует закон: Ты мне-я тебе и никакое улучшение не поможет. Сознание менять надо. Молодеж более сознательную бодыскивать. Многие вопросы должны без судов решаться. Для этого сознательную администрацию, прокуратуру нужна, которая будет работать для народа. Менять что? Уже поменяли милицию на полицию, оклады увеличили. Вот только изменения кто-нибудь заметил ли?
Как они работают, так их нужно в сырых подвалах без окон содержать на цепи как псов, а не увеличивать зарплату и давать льготы. Содержание такого учреждения пустая трата гос. бютжета, этими делами по обустройству должны заниматься председатели судов, просиживающие штаны в своих мягких креслах!
"заметно подрастет престиж судебной власти, повысится уровень доверия граждан к правосудию, а также информированность граждан о деятельности судов общей юрисдикции и Судебного департамента".
Обоснуйте это, пожалуйста.
Зарплата помощника судьи должна быть вполовину от зарплаты судьи, так как помощник делает большую часть работы. А секретать должен иметь 20-25 тысяч рублей в месяц. А судьям надо сократить в два раза (а то им деньги застилают право). Мои соображения такие: судья должен получать 80 тысяч рублей в месяц, помощник - 40, секретарь - 20.