Ходатайства и жалобы в уголовном судопроизводстве: институциональные сходства и различия
Необходимо выделить следующие существенные черты, характерные для ходатайств и жалоб и сближающие эти средства защиты:
-применение их для защиты законных интересов лица;
-общие цели, для достижения которых указанные средства выбираются;
-по своей сути они являются заявлениями (обращениями) с определенными просьбами;
-адресованы государственным органам и должностным лицам (дознавателю, следователю, прокурору, суду и т.д.);
-имеют устную или письменную форму;
-принимаются и рассматриваются должностными лицами;
-решения, принятые по этим обращениям, должны быть доведены до участников процесса;
-возможность применения как на стадии предварительного расследования, так и на стадии судебного разбирательства;
-требование обоснованности распространяется на обращения заинтересованных участников процесса лишь в случае, предусмотренном законом.
Несмотря на такое количество сходных моментов, ходатайства и жалобы – разные средства защиты, обладающие рядом весьма существенных различий, определенных местом и назначением каждого в системе средств защиты:
-указанные обращения отличаются по своему характеру. Ходатайства выражают определенную просьбу. В жалобе лицо выражает свое несогласие с уже принятым решением, с совершенным действием или с бездействием, просит отменить, изменить их, устранить их негативные юридические последствия;
-разные сроки разрешения обращений. Все ходатайства подлежат рассмотрению и разрешению немедленно, а если немедленное принятия решения невозможно, то не позднее 3 суток со дня заявления ходатайства (ст. 121 УПК РФ). Применительно к рассмотрению жалоб сроки установлены в случае рассмотрения их прокурором, руководителем следственного органа (в течение 3 суток со дня получения жалобы, а если необходимо истребование дополнительных материалов или принятие иных мер – в срок до 10 суток), применительно к жалобам, поступившим в суд, устанавливается пятидневный срок со дня поступления жалоб в судебное заседание для проверки законности и обоснованности действий и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа. Регламентированы также сроки рассмотрения жалоб на приговор, определение, постановление суда (например, ч. 1 ст. 406 УПК РФ);
-разное регламентирование законом требования обоснованности обращений. К ходатайствам закон предъявляет требование обоснованности при условии их рассмотрения в суде, например: апелляционная или кассационная жалобы должна обязательно содержать доводы лица, подавшего ее (п. 4 ч. 1 ст. 363, п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ) [1].
Законодатель не случайно объединил в одном правовом институте нормы, регламентирующие подачу жалоб и ходатайств в уголовном судопроизводстве. И жалобы, и ходатайства представляют собой разновидность правовых средств защиты участниками процесса своих процессуальных интересов. И то и другое есть юридическая форма выражения волеизъявления субъекта права, который вступает в процессуальные отношения с органом, ведущим уголовное дело. Изучение сходств и различий таких средств уголовно-процессуальной защиты, лишний раз подтверждает, что грамотное их применение, предполагающее их умелое сочетание в деятельности субъектов защиты, учитывающее их специфику, является одним из основных факторов, позитивно влияющих на повышение эффективности всей уголовно-процессуальной защиты в целом.
Таким образом, в отличие от ходатайства, жалоба может быть подана не только стороной в уголовном судопроизводстве, но и любым другим его участником, считающим, что в процессе нарушены его права и законные интересы (например, свидетелем, который допрошен с применением незаконных методов).
Литература:
1. Зеленская Ю.Е. Ходатайства, жалобы: сходства и различия / Ю.Е. Зеленская // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2014. –№ 1 (68). – С. 38-39.
👍🔥