Кардакова Анна Александровна
Кардакова А. А.Подписчиков: 276
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4095

Цифровая маркировка товаров: быть или не быть

48 просмотров
2 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Для успешного ведения бизнеса, каждый предприниматель должен ориентироваться в нормативном регулировании выпускаемого товара. Одними из самых сложных правил соответствия нормативам, являются правила маркировки товара. Основная цель создания системы маркировки - противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции, обеспечение законного оборота товаров на территории России и всего ЕАЭС. В настоящее время контролирующими органами создается информационная система мониторинга оборота товаров, предполагающая их маркировку.

В Концепции система маркировки и прослеживаемости товаров рассматривается как комплексный механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров, состоящий из элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера. В качестве взаимосвязанных элементов в систему маркировки и прослеживаемости товаров включаются государственная информационная система; взаимодействие производителей товаров, участников их оборота, потребителей товаров, органов государственной власти, осуществляющих мониторинг оборота маркированных товаров, и иных заинтересованных органов государственной власти; нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области маркировки товаров, в том числе оборот данных.

Прежде всего следует отметить, что введение цифровой маркировки товаров соответствует поставленным задачам по развитию цифровой экономики. Замена бумажного документооборота на электронный позволяет значительно усовершенствовать бизнес-процессы, снизить логистические затраты, усовершенствовать процесс обработки и хранения товаров.

Товары, маркированные средствами идентификации, определены как товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований Закона о торговле и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

В ст. 8 Закона о торговле введены правила о возложении дополнительной обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки отдельных товаров, осуществлять обязательную цифровую маркировку товаров.

Кроме того Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 488-ФЗ расширены полномочия Правительства РФ в правовом регулировании отношений по введению обязательной маркировки товаров средства идентификации и созданию государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (п. 3.1 - 3.5 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле).

Правила маркировки условно можно разделить на две группы: обязательные и экспериментальные. Так, в соответствии с Положением о проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 № 62 в редакции Постановления Правительства РФ от 28.08.2018 N 1018) с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года проводится эксперимент по маркировке отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения.

Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р утвержден Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и установлены сроки введения обязательной маркировки для товаров.

Так, с марта 2019 г. обязательной маркировке подлежит табак, с июля 2019 г. - обувь, с декабря 2019 г. - духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки.

Несмотря на действующий статус Распоряжения, данный перечень не стал окончательным. Изначально Правительство определило, что обувь должна обязательно маркироваться с 1 июля 2019 года. Этот срок предлагается перенести на 1 марта 2020 года. Однако представителям бизнес-среды уже сейчас обратить внимание на проект и готовиться к работе в новых условиях. Поправки проходят публичное обсуждение.

До этого, Правительство РФ определило, провести эксперимент по маркировке средствами идентификации обувных товаров с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г.

Безусловно, что рано говорить о какой-либо нормативно-стабильной системе маркировке. Проведение экспериментов и введение пилотных проектов необходимо для разработки оптимальной модели общей системы маркировки товаров средствами идентификации и их мониторинга, необходимая нормативная правовая основа для внедрения которой создается.

Однако уже сейчас стоит рассчитать расходы на подобные нововведения. Производители, поставщики, импортеры, продавцы, экспортеры товаров, маркировка которых станет обязательной, должны будут подавать сведения об обороте этих товаров для включения в систему. Розничным продавцам нужно будет: купить оборудование, в том числе 2D-сканер для считывания штрихкодов. После сканирования маркировочного штрихкода товар выводится из системы маркировки; участникам продажи товаров, подлежащих маркировке, придется организовать электронный документооборот с контрагентами и с информационной системой маркировки.

Обращаем внимание статьей 15.12 КоАП РФ и статьей 171.1 УК РФ уже установлена ответственность за нарушение требований по обязательной маркировке товаров. Расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, увеличит применение данных статей. Например, за реализацию товаров без маркировки должностным лицам грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а компаниям - от 50 тыс. до 300 тыс. руб. Помимо штрафа немаркированную продукцию конфискуют.

Прецеденты привлечения к ответственности ярко проиллюстрированы на страницах судебных решений. Наглядным примером является отсутствие маркировки на меховых изделиях. Так, Постановлением судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 10 января 2018 года ИП П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. Объективная сторона характеризовалась бездействием предпринимателя: на изделиях, находящихся на реализации: пальто из натурального меха овчины (дубленка), 1 штука, цена 18000 руб., пальто из натурального меха овчины (дубленка), 1 штука, цена 34500 руб. и пальто из натурального меха овчины (дубленка), 1 штука, цена 33 9000 руб. на прикрепленных к изделиям КИЗ в графе сведения о наименовании производителя товара имеется запись «отсутствует, получено от физического лица», в графе сведения о наличии декларации соответствии на товар имеется запись – «отсутствует, получено от физического лица». Информация о принятии меховых изделий на комиссию на самих изделиях и в магазине отсутствовал. Доводы защитника о необходимости замены назначенного ИП П. наказания в виде штрафа на предупреждение без применения конфискации подлежат отклонению, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в связи с тем, что административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а при проведении административного расследования по делу об административном правонарушении.

Однако, избежать ответственности возможно, в частности: Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Пензы индивидуальный предприниматель С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 КоАП РФ, и освобождена от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания. Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Пензы оставлено без изменения.

Индивидуальный предприниматель С., фактически являясь розничным продавцом, произвела незаконную маркировку меховых изделий, при этом согласно ее объяснениям изделия без контрольных идентификационных знаков (КИЗ) были закуплены ею с целью реализации после. Таким образом, индивидуальным предпринимателем С. нарушены требования, установленные Правилами реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787. Установив фактические обстоятельства по делу, мировой судья, с которым согласился судья районного суда, признали совершенное индивидуальным предпринимателем С. деяние малозначительным, и на основании статьи 2.9 КоАП РФ виновное лицо освобождено от административной ответственности. Суд ограничился устным замечанием, о чем указано в обжалуемых постановлениях. Вывод мирового судьи и судьи районного суда о признании деяния малозначительным мотивирован с учетом отсутствия в материалах дела об административном правонарушении доказательств причинения существенного вреда. Данный вывод согласуется с положениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 43 в Кировском судебном районе в г. Омске от 26 декабря 2016 года оставленным без изменения решением Кировского районного суда г. Омска от 17 февраля 2017 года, индивидуальный предприниматель Б.Г.А. оглы (далее по тексту - ИП Б.Г.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией изделий из меха:

По результатам проверки составлен акт от 21 октября 2016 года № из которого следует, что ИП Б.Г.А. оглы при реализации меховых изделий женского и мужского ассортимента без надлежащей маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, без наименования продукции; наименования страны - изготовителя; наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; без размера изделия; без состава сырья (вид меха); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; без даты изготовления и информации на русском языке.

На изделиях из натурального меха, а именно всего 37 изделий из меха, в нарушение требований действующего законодательства отсутствуют контрольные (идентификационные) знаки (КИЗ).

Протоколом ареста товаров и иных вещей от 21 октября 2016 года на вышеуказанные меховые изделия в количестве 37 штук наложен арест, вещи переданы на ответственное хранение ИП Б.Г.А. оглы (л.д. 13 - 19). В связи с чем, 8 ноября 2016 года в отношении ИП Б.Г.А. оглы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, который содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и позволяет установить событие административного правонарушения.

Из имеющихся в деле доказательств, в том числе объяснений ИП Б.Г.А. оглы следует, что товар в виде изделий из меха был представлен в торговом зале на реализацию, КИЗы на товаре отсутствовали.

Факт получения ранее заказанных КИЗов при установлении факта продажи меховых изделий без таковых, при том, что ИП Б.Г.А. оглы обладал информацией о необходимости такой маркировки реализуемых изделий, вопреки доводам жалобы свидетельствует о наличии в действиях ИП Б.Г.А. оглы состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.Вместе с тем заслуживают внимания доводы жалобы о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Таким образом, жалоба подлежит частичному удовлетворению, а принятые по делу судебные акты изменению в части назначенного административного наказания. Постановление мирового судьи судебного участка № 43 в Кировском судебном районе в г. Омске от 26 декабря 2016 года и решение Кировского районного суда г. Омска от 17 февраля 2017 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Б.Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, изменить. Заменить назначенный индивидуальному предпринимателю Б.Г.А. административный штраф в размере 5000 рублей предупреждением.

Таким образом, разработка и введение системы обязательной маркировки товаров средствами идентификации и мониторинга прослеживаемости товаров позволяет в определенной степени решить две масштабные задачи по внедрению цифровых технологий в сферу производства и оборота товаров и борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Однако любое изменение законодательства влияет на развитие бизнеса. Каким оно будет, покажет история.

2 комментария
Понравилась публикация?
2 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Кардакова Анна Александровна
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Баранов Михаил Васильевич
Подписчиков 6954
12.11.2020, 13:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Послабление касается ввоза и последующей реализации комплектов (наборов), в которые входят фототовары или духи,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Юридическая Помощь Гражданам
Подписчиков 17946
19.09.2020, 22:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.1М
В Минсельхозе доработали законопроект, обязывающий владельца домашнего животного производить его маркировку.
Подробнее
Неинтересно
-3
42
Баранов Михаил Васильевич
Подписчиков 6954
11.09.2020, 13:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
Президент провел совещание с правительством о развитии системы маркировки товаров средствами идентификации.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Баранов Михаил Васильевич
Подписчиков 6954
01.07.2020, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
В июле в России вступает в силу ряд новых законов и поправок к действующему законодательству.
Подробнее
Неинтересно
0
3
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66852
08.02.2020, 11:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг27.6М
При совершении покупок нам обязательно дают кассовый чек. Кассовый чек имеет огромное значение для покупателя,...
Подробнее
Неинтересно
-13
115