Законы Хаммурапи. Часть 1

262 дочитывания
27 комментариев
Эта публикация уже заработала 22,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Хаммурапи – царь, правивший древним государством Вавилония примерно в 1793-1750 годах до нашей эры.

Законы, или Кодекс Хаммурапи – свод законов, созданный царем примерно в 1750-х годах до нашей эры. Одних из старейших правовых документов в мире. Основной текст сохранился до наших дней на специальной стеле, обнаруженной археологами в городе Сузы в 1901-1902 годах.

Законы отличаются продуманностью и практически полным отсутствием религиозной трактовки тех или иных правил.

Хотя Законы Хаммурапи не всегда чётко различают отдельные отрасли права, в целом расположение их норм по-своему весьма логично и подчинено определённой системе. По своему содержанию положения Законов могут быть разделены на следующие группы:

I. Отправление правосудия (§§ 1—5).

II. Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей (§§ 6—25)

III. Охрана имущества, полученного от царя за службу (§§ 26—41).

IV. Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости (§§ 42—87).

V. Торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области (§§ 88—126).

VI. Семейное и наследственное право (§§ 127—194).

VII. Преступления против личности (§§ 195—214).

VIII. Операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области (§§ 215—282).

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив

на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель

его должен быть убит.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве

и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в

колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;

если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.

Если же Река очистит этого человека и он останется невредим,

тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть

убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его

обвинителя.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о

преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело —

дело о жизни 64, то человек этот должен быть убит.

(§ 4) Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна

или серебра, то он должен нести наказание этого дела.

(§ 5) Если судья 66 разобрал дело, вынес решение и изготовил

документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью

следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и

исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в

двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны

согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и

заседать вместе с судьями в суде.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то

этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его

рук краденое, должен быть убит.

(§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба

человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо

вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без

свидетелей или договора 73 или же принял на хранение, то этот

человек — вор, он должен быть убит.

(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла,

либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или

дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это

принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном

размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.

(§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою

пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была

обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал,

при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я

приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель

привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при

которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей,

знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело,

а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели,

знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они

знают, и тогда продавец — вор, он должен быть убит. Хозяин

пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель

может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

(§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему

эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин

пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь,

тогда покупатель — вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей

вещи может свою пропавшую вещь забрать.

(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей,

знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и

должен быть убит.

(§ 12) Если продавец умер, то покупатель может взять в доме

продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.

(§ 13) Если свидетелей этого человека нет поблизости, то

судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в

течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот

человек — лжец; он должен нести наказание по этому делу.

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого

человека, то он должен быть убит.

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо

дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо

рабыню мушкенума, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или

рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на

клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и

привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два

сикля серебра.

(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик

должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено,

а затем его должны вернуть его хозяину.

(§ 19) Если же поимщик этого раба задержал в своем доме, а

затем раб был схвачен в его руках, то этот человек должен быть

убит.

(§ 20) Если раб убежал из рук поймавшего его, то этот

человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба, и он

будет свободно отпущен 78.

(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека,

то перед этим проломом его следует убить.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то

этот человек должен быть убит.

(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек

может показать перед богом все свое пропавшее, а община 80 и

староста, на земле и территории которых было совершено

ограбление, должны ему возместить все его пропавшее 82.

(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и

староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой

человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на

добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек

должен быть брошен в этот огонь.

(§ 26)84 Если редум или же баирум, которому было приказано

идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его

взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его

наемник может забрать его дом.

(§ 27) Если редум или баирум в крепости царя был взят в

плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес

его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему

должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести

свою службу.

(§ 28) Если сын редума или баирума, который был взят в плен

в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны

быть отданы ему, пусть несет службу своего отца.

(§ 29) Если сын его мал и он не в состоянии нести службу

своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его

матери, и пусть его мать растит его.

(§ 30) Если либо редум, либо баирум из-за дел службы

бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него

другой принял его поле, его сад и его дом и в течение трех лет

нес его службу, то если он вернется и потребует свое поле, свой

сад и свой дом, они не должны быть ему даны: только тот, который

принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.

(§ 31) Если он удалился только на один год, затем он

вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом;

пусть он сам несет свою службу.

(§ 32) Если тамкар выкупил редума или баирума, угнанного в

плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в

его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя

выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть

выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет

средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его

сад и его дом не могут быть отданы за выкуп.

(§ 33) Если сотник или десятник взял человека, не

подлежащего призыву, или же он принял для царского похода

наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или

десятник должен быть убит.

(§ 34) Если сотник или десятник забрал добро редума,

притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному в

суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник

или десятник должен быть убит.

(§ 35) Если человек купил из рук редума волов или овец,

которых царь дал редуму, то он теряет свое серебро.

(§ 36) Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или

несущему подать, не могут быть проданы за серебро.

(§ 37) Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие

редуму, баируму или несущему подать, то его документ должен быть

разбит, а свое серебро он теряет; поле же, сад или дом он обязан

вернуть их прежнему владельцу.

(§ 38) Редум, баирум и несущий подать не может отписать

своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые

входят в состав его илька, а также не может отдавать их за свою

долговую расписку.

(§ 39) Из поля, сада и дома, которые он покупал и

приобретал, он может отписать своей жене или своей дочери, а

также отдавать за свою долговую расписку.

(§ 40) Надитум, тамкар и несущий другую службу может

продавать за серебро свое поле, свой сад и свой дом; покупатель.

же должен будет нести службу за поле, сад и дом, которые он

покупает.

(§ 41) Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие

редуму, баируму или несущему подать и дал приплату, то редум,

баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду

и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет

себе.

(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не

вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении

необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать

хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то

он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у

его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить,

вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для

распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом

году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем

вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10

гуров зерна за каждый бур поля.

(§ 45) Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату

и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле

или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре.

(§ 46) Если он не получил арендную плату за свое поле, то

отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить

зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии (?) с

условиями договора.

(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не

оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю»,

то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может

обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим

обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад

побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья

зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть

зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и

проценты за этот год не платить.

(§ 49) Если человек взял у тамкара 105 серебро и отдал

тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему:

«Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и

возьми», то если землепашец 106 вырастит на поле зерно или сезам,

только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут

на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое

он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару

издержки по обработке поля.

(§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же

обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать

зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен

вернуть серебро с его процентами.

(§ 51) Если он не имеет серебра для возврата, то он может

отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с

процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому

уставу 107.

(§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама,

то его обязательства не должны быть изменены.

(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления

плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его

плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то

человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить

зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его

самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы

полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро

между собой.

(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был

нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить

зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 56) Если человек открыл воду, и вода затопила работу,

произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10

гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 57) Если пастух не испросил согласия у хозяина поля для

скармливания травы овцам, а скормил поле овцам без разрешения

хозяина поля, то хозяин поля может сжать свое поле, а пастух,

который без разрешения хозяина поля скормил поле овцам, сверх

того должен отдать хозяину поля по 20 гуров зерна за каждый бур

площади.

(§ 58) Если пастух после того, как овцы поднялись с луга и

знак окончания пастьбы был вывешен на городских воротах, пустил

овец на поле и скормил поле овцам, то пастух должен охранять

поле, которое он скормил, и во время жатвы он должен отмерить

хозяину поля по 60 гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома

хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада

и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить. А

на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин

сада может свою долю выбрать и взять.

(§ 61) Если садовник не закончил насаждения сада на поле и

оставил пустошь, то пустошь должны ему включить в состав его

доли.

(§ 62) Если на поле, которое ему было дано, он не насадил

сада, то, если это возделываемая земля, садовник должен отмерить

хозяину поля доход от поля за годы, в которые оно было заброшено,

как его соседи, а на поле он должен произвести работы и затем

вернуть хозяину поля.

(§ 63) Если это залежная земля, то он должен произвести

работу на поле и вернуть его хозяину поля, а. за один год он

должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.

(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для

возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода

отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то

садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.

(§ 66) Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот

прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару

свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в

саду, ты заберешь за свое серебро», то тамкар не должен

согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их

будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу,

он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в

саду, должен забрать только хозяин сада.

...

(§ 71) Если он человек отдает зерно, серебро или другое

добро за дом повинности, принадлежащий дому его соседа, который

он купил, то все, что он отдал, он теряет, а дом он должен

вернуть его хозяину. Если же это не дом повинности, то он может

его купить: за этот дом он может отдавать зерно, серебро или

другое добро 108.

...

(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома

арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до

истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из

своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро,

которое жилец дал ему, он теряет.

...

(§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он

может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал

серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может

взять 1/б сикля и 5 ше как проценты 110.

(§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет

серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя

царскому уставу 111, тамкар должен взять в качестве процента 100

ка на 1 гур одним зерном.

(§ 90) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка

зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет

повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.

...

(§ 93) (Если тамкар, давший в долг под проценты и получивший

часть суммы долга зерном, в соответствии с тем)112, сколько он

взял, не указал уменьшения долга и не написал дополнительного

документа, или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот

тамкар должен возвратить двойное количество зерна, полученного

им.

(§ 94) Если тамкар дал в долг под проценты зерно или

серебро, и, когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей и

зерно малой мерой, а когда получил назад долг, он принял серебро

большой гирей и зерно большой мерой, то этот тамкар теряет все,

что он дал в долг.

(§ 95) Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты

без государственного контролера, то он теряет, что дал.

(§ 96) Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не

имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое

движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может

отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях;

тамкар не может отказываться, он должен принять.

...

(§ 99)113 Если человек дал человеку серебро в порядке

«товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны

поровну поделить перед богом.

27 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 27
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю, познавательно.

+5 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Спасибо, интересно

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Не слышала раньше, спасибо

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Спасибо за интересную публикацию!

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

DELETE
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (27)

Чем закончится суд с Долиной в ВС РФ? Опасность сделки с заниженной стоимостью квартиры

16 декабря назначено заседание ВС РФ по делу Долиной и Лурье. И хотя общественный резонанс поднялся в нашей стране нешуточный и большинство людей возмущения высказывают как раз в сторону продавца, т.е.

Сценический образ

Пригласили выступить на концерте, сыграть на гитаре в коллективе настоящих ...

Афоризмы и анекдоты про деньги - 11

"Кляуза на Винни-Пуха", иллюстрация создана сетью Шедеврум Пятачок пишет кляузу на Винни-Пуха в налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни-Пух...» Приходит чудак в магазин стройматериалов. Продавец ему:

В московском метро мужик схватил девушку за жопу — момент попал на видео, но пока штраф в 25 000 получила только девушка, за препятствие проходу

В Московском метро некая девушка снимала какой-то ролик, проходивший парень рукой толи отодвинул толи полапал ее за попу, она возмутилась и пошла написала заявление в полицию. https://www.gazeta.
00:20
Поделитесь этим видео

Высшая справедливость? Педофил, отсидевший 20 лет, был убит на следующий день после выхода из тюрьмы (огнестрельное видео)

К сожалению, в земной, человеческой жизни, не так часто работает известное выражение, что каждый получит по делам своим, а людская справедливость очень редко пересекается с официальным правосудием.
00:59
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы