Заявление на возврат денег за турпутевку, или Хитрости туроператоров

В условиях ухудшения эпидемиологической обстановки в мире люди вынуждены отказываться от туристических поездок, а вот вернуть деньги, уплаченные за путевки, становится все более проблематично.
Когда закон на твоей стороне
Первое, что следует знать, – закон содержит условия, при которых гражданин имеет право на возврат денежных средств в полном объеме. Речь идет про:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Ответственность за жизнь и здоровье туриста, а также за сохранность его имущества во время путешествия несет туроператор. Следовательно, при невозможности создания безопасных условий туроператор обязан возвратить туристу денежные средства. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью туриста, последний вправе потребовать расторжения договора.
При расторжении договора до начала путешествия заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если же договор расторгается после начала путешествия, то туроператор вправе удержать из стоимости путевки сумму, потраченную на организацию тура. Эти расходы должны быть подтверждены документально.
Следует учитывать, что и до начала тура возможен возврат не полной суммы путевки, но каждый невозвращенный рубль должен быть обоснован.
Закрытие въезда/выезда в страну/из страны, отмена авиарейса, отмена круиза, отмена тура, отмена бронирования мест проживания, перенос тура на другое время оператором, ухудшение эпидемиологический обстановки относятся к случаям, при наступлении которых гражданин имеет право на возврат денежных средств.
Что предпринять
Для того чтобы возвратить выплаченные деньги, необходимо написать заявление и возвратить туроператору/турагенту документы, если они были выданы туристу на бумажном носителе. Здесь и требуются внимание и сосредоточенность. Закон не предусматривает обязанность заполнять именно предоставленный оператором бланк заявления, его можно написать в свободной форме и даже от руки. Компании, конечно, не заинтересованы возвращать деньги клиентам. Поэтому они составляют некие формы, которые обязывают заполнять.
Если вы приняли решение заполнить бланк заявления, предоставленный компанией, то все, что надо в нем написать, пишите самостоятельно, не стоит доверять это сотруднику. Перед заполнением внимательно прочитайте текст и, если подозреваете хоть малейший подвох, лучше примите решение написать заявление собственноручно, конечно, не забывая точно указать все свои данные, номер и дату договора, полное наименование тура (срок, страна/место, на чем едете, гостиница и пр.).
Волшебная сила слова
Как правило, туроператоры ставят в бланк заявления фразу: "Прошу аннулировать тур". Однако возврат денежных средств невозможен без расторжения договора. Именно по этой причине условия аннулирования и условия расторжения договора вынесены в разные разделы договора с туроператором /турагентом (не всегда, но в большинстве случаев).
В бланке заявления (тоже чаще всего) есть графа "Стоимость тура", но отсутствует фраза "Прошу возвратить денежные средства в... сумме".
Турист думает, что указания стоимости путевки достаточно для возврата денег, но это не так. Если отсутствует просьба вернуть сумму, то получается, что вы ничего и не требовали от компании. Так что фразу "Прошу возвратить денежные средства в... сумме в течение 10 дней с момента получения заявления" лучше написать.
Для указания причины возврата в бланке отведена буквально пара строк, что не позволяет клиенту подробно описать причину отказа от путешествия, а это приводит к тому, что туроператор самостоятельно трактует причину и, конечно, в свою пользу. И это еще один довод в пользу написания заявления собственноручно.
Обосновывая причину отказа от путешествия, следует указать на невозможность совершения поездки по независящим от вас причинам: отмена авиарейса, закрытие въезда в страну, существенное ухудшение эпидемиологической обстановки, вызванное пандемическим распространением коронавирусной инфекции, и т.п. Указать свой возраст, если вы (или путешествующие вместе с вами) относитесь к озвученной группе риска. Указать, что не можете рисковать здоровьем ребенка. Если вы оказались зараженным, носителем или сдали пробу, то следует написать об этом и приложить справку (не забудьте оставить себе ее копию).
В конце заявления обязательно следует сослаться на нормы закона: ст. 6, 14, 10 ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», ст. 7, 31 закона РФ «О защите прав потребителей».
Заявление следует передать тому оператору, с которым вы заключали договор. Если написанное собственноручно заявление у вас категорически не принимает сотрудник компании, отправляйте его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, оставив себе ксерокопию/скан.
Датой обращения считается дата, указанная на штемпеле почтового отделения пункта отправки.
Если компания готова принять от вас заявление в электронном виде, то можно сделать ксерокопию, отсканировать или сфотографировать его (на заявлении должна быть ваша подпись) и отправить на адрес официальной электронной почты компании. Имеющие квалифицированную электронную подпись могут отправить заявление в виде письма, скрепленного такой подписью.
Правильно написанное заявление, конечно, не гарантирует возврат денежных средств, но очень поможет при рассмотрении дела в суде, куда вы имеете право обратиться в случае отказа в выплате или при неполучении ответа от туроператора.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Благодарю Вас 🌿💮🌺🌸🌿
Хорошая статья. Жаль что я ранее некоторых вещей не знала. Мы с мужем передумали лететь на Кубу за день до начала тура. Хотя самолеты ещё летали. Но напряжение в мире росло. И действительно через два дня Куба уже закрыла границы, а ещё через день всем туристам не разрешили выходить из отелей. То есть наша поездка была бы только проблемой. С помощью адвоката составили Претензию "в порядке досудебного урегулирования спора" и передали под роспись турагенству. Однако турагенство сказало что передала Претензию туроператору и возможно нам ответят дней через 30-60 (у нас же форс-мажор). Прошло уже 20 дней. Адвокат готовит документы в суд. Но я думаю что это все напрасно. Даже если суд (только когда он будет, все закрыто) и что то присудит, то как заберешь деньги у турагенства. Они закроются, разорятся, обанкротятся, нет денег и т.п. Либо вообще свой офис закроют и где их искать?
Адвокат который готовит документы говорит, что раз я платила деньги турагенсту и договор с турагенством, то и на него надо подавать в суд, а не на туроператора.
Но сейчас думаю что у многих такие же проблемы. Но это лучше, чем оказаться за границей и не знать когда вернешься домой.
Мне ответили в Анаксе, что деньги не пропадают, а хранятся на депозите и в течении 1,5 лет я могу их использовать на любую поездку. Естественно нужно документально обратиться в турфирму. Требовать возврата бесполезно даже при решении суда.
Во-первых, все постановления суда обязательны к исполнению всеми. Во-вторых, имеет значение, куда не состоялась поездка: за границу или по России. В-третьих, вы имеете право, как согласиться с предложением перенести тур, так и отказаться от него. Вопрос возврата денег решается по-разному, но начинать в любом случае следует с претензии, т.к. досудебное обращение предусмотрено Законом о защите прав потребителей, без этого суд имеет право возвратить иск.
Деньги-то хранятся, только тур, за который мы заплатили (в мае должны лететь) уже сегодня стОит почти в 2 раза дороже, а что будет через год?
Я платила в долларах, стоимость фиксируется в долларах. Официальная версия. Как будет на самом деле поживем посмотри.
Елена, ваш юрист по моему не очень прав. Турагент это посредник, между вами и Туроператором. Туроператор работает только с юридическими, а не с физическими лицами, т.е. именно турагент является эти юридическим лицом. Турагент от туриста имеет только свой процент за свою работу: это подбор тура, бронирование отеля и билетов для перелёта, обеспечения трансфера и прочее. Сами же деньги, именно за тур отправляются сразу же Туроператору, поэтому судиться за несостоявшийся тур вы будете именно с Туроператором, у Турагентства остаются только агентские проценты. Но не в этом дело, знаю, что все Туроператоры, соответственно Турагенства предлагают сейчас оставить деньги как депозит на будущие поездки, это самый безболезненный для всех сторон вариант, который не приведёт к разорению и закрытию Турагенств, что позволит в дальнейшем выполнить им свои обязательства перед своими туристами. Другой вариант более долгосрочный, это конечно судиться, судиться и судиться. Ситуация конечно очень тяжелая, если учесть, что средства за туры не лежат на счете у Туроператора, а также сразу же проплачиваются зарубежным отелям, авиакомпаниям за билеты. Получается та ещё история, с авиакомпаний за билеты деньги возможно скорее всего возвратят, а вот что там отели, вернут деньги или нет не известно. Поэтому деньги за невозвратные туры придётся искать где-то, как поддержку. Самый лучший вариант все же перебронироваться и ждать улучшения обстановки, чтобы использовать в будущем свои деньги. Сроки перебронирования у них продлены, если не ошибаюсь до конца 2021 г. Так что вместо того чтобы сразу судиться подумайте какой вариант для вас менее болезненный.
Дело в том, что доверия нет: опыт подсказывает. Не предполагаете, что турфирмы, растащив деньги, начнут банкротится и ликвидироваться?
Какие деньги могут растащить турфирмы, если деньги туристов у туроператоров, а не у турагентов. Турагент посредник, и в договорах это прописано, он получает мизирную комиссию от туроператора за ваш тур, и деньги ваши не удерживает, а они оплачены туроператору за ваш турпакет, а тот соотв. Платит за отель, перелет и т.д. Так почему турагент должен вам выплачивать стоимость тура из своего кошелька и оставаться крайним и вводить себя в банкротство? О. Вы разницу то хоть понимайте кто должен исполнять обязательства перед вами. Да и туроператорам тяжко, откуда всем сразу вернуть деньги, если партнеры за рубежом и авиакомпании такие же пострадавшие, и находятся на карантине, и пока не работают в полном объеме, и туроператору так же ничего не возвращают. Даже если турфирма закроется, то у вас есть бронь и договор и исполняет его обязательства туроператор, кот.прописан в вашем договоре, соотв., даже, если турфирма закроется, обязательства по переносу/ возврату выполнит оператор, если вы обратитесь потом к нему. Но вот именно из-за таких людей и исков, кот. не могут подождать, не войдя в ситуацию, ведь пострадали не только вы, а почти все отрасли, в основном туристическая естественно, а выплачивать никто еще не отказывался, нужно просто всем время, чтобы решить все, в итоге и может получиться вынужденное закрытие и банкротство ряда турагентств и туроператоров!
Елена Викторовна, если вы не владеете вопросами организации и работы туроператоров, то зачем берётесь консультировать и давать советы туристам. Ведь сейчас и так все на нервах, а вы своей некомпетентностью вводите людей в заблуждение. Вы очень подрываете свой авторитет, задумайтесь над этим и прекратите вести консультации в этой области.
Туристы должны поддерживать туротрасль и входить в их положение? Интересная мысль... Бизнес это не только прибыль, но и риски... Туроператоры и турагенты должны это знать, а не просить людей войти в их положение. Лучше войдите в положение туристов, которые копят деньги на отдых, а потом лишились не только отдыха, но и денег.
Елена, вам не повезло, ваш адвокат совершенно не знает работу туроператоров и турагенств. Все разбирательства вам придётся вести только с туроператором, так как турагентства ничего от вас кроме процента не имеет. Лучший вариант сохранения средств за тур это перебронирование на более поздние сроки.
Без путешествий можно прожить в это не понятное время и считаю что нужно помогать предприятиям которые необходимы для народа а ни этим аферистам
под названия "ТУРИНДУСТРИЯ" .
При чем здесь сегодняшние события. Люди приобретали путевки, билеты, бронировали гостиницы задолго до пандемии. А сейчас воспользоваться не могут.
Уважаемая Елена Викторовна, вы все очень хорошо написали по поводу возврата. А как вы считаете? Турагент, не должен получить свои мизерные агентские, которые в общем-то по идее честно заработал, ведь свои обязанности по подбору тура он выполнил. Да, тур не состоялся, но ведь само обслуживание было осуществлено. Или это трактуется как-то по другому? Тогда получается что ущемляются интересы турагентств, оно ведь свои обязанности перед туристом выполнили.
Закон предусматривает возможную вину трех сторон: турист, туроператор/турагент, непредвиденные обстоятельства, которые турист изменить не может. А услуга только тогда является выполненной, когда заказчик смог ею воспользоваться.
Ну так правильно, турагент свою работу по подбору тура выполнил, дальше-то что вы предлагаете?
Написали какую-то глупость. Причём здесь аферисты? Люди работают также как и в других отраслях. И вообще-то здесь говорится о возврате денег, за ранее оплаченные туры. Вы считаете, что людям заплатившим за свои несостоявшиеся туры надо распрощаться со своими деньгами совсем и ничего не требовать?
Нет конкретики: основания закона и статьи.
Извините, а вы точно читали статью?
Спасибо за информацию. Напишите еще, пжл, как действовать в ситуации, когда планировал лететь самостоятельно и купил билеты на самолет. Но границы закрыли.
Также. Вы не можете вылететь по объективной причине. В заявлении указывайте дату и документ, ссылку на информацию о закрытии границе и отмене рейса.