"Индекс запрещённых книг". Часть Первая

Для борьбы с противниками церкви на всём протяжении существования инквизиции в её арсенале существовало такое мощное оружие, как Индекс (список) запрещённых книг (Index Librorum Prohibitorum).
Зарождение и становление цензуры в христианском мире
Первое официальное издание Индекса вышло в Риме в 1559 г. Первый Индекс был составлен римской инквизицией под непосредственным наблюдением папы Павла IV (Караффы), занимавшего пост верховного инквизитора до своего избрания на папский престол. Павел IV поручил дальнейшее издание Индекса конгрегации (министерству) римской инквизиции.
У папского индекса, как и у самой инквизиции, были свои «предшественники». Папы римские и епископы с незапамятных времён считали своим святым долгом и божественным правом подвергать цензуре, запрещать и уничтожать неугодные им богословские, научные и литературные произведения. Христианские первосвященники уничтожали произведения древней греческой и римской литературы; после составления канонического текста Библии все другие библейские «варианты» были истреблены. Такой же участи подверглись творения раннехристианских и средневековых ересиархов — от Ария до катаров включительно: их сжигали вместе с еретиками. Талмуд, Коран и прочие церковные произведения иудеев и мусульман также уничтожались на протяжении столетий.

Первым известным литературным произведением, уничтоженным церковниками, была поэма «Талия» ересиарха Ария, преданная огню по решению Никейского собора в 325 г. В 405 г. папа Иннокентий I составил первый список еретических писаний, подлежавших уничтожению.
Преследование крамольной литературы в Средние века не представляло особой проблемы, так как грамотных людей было мало, а сочинений и того меньше. Но с началом книгопечатания, воспринятого церковниками как «дьявольская затея», проблема сразу осложнилась.
Книгопечатание быстро распространилось, способствуя росту грамотности. С 1448 по 1500 г. в 246 городах Европы появилось 1099 типографий, выпустивших в свет за этот период 40 000 названий книг тиражом в 12 млн. экземпляров.
Печатный станок стал мощным орудием в руках противников папства — гуманистов эпохи Возрождения, протестантов, учёных. Католические иерархи со всё возрастающим беспокойством взирали на растущий поток печатной продукции, как на своего рода новый потоп, угрожавший поглотить их. Они пытались охранить себя от него, выстроив мощный заслон из анафем, запрещений, отлучений. Они запретили что-либо печатать без предварительного одобрения специально на то уполномоченных инквизиторов.
Первым объявил о введении предварительной цензуры на книги в 1471 г. папа Сикст IV. Папа Лев X (1513-1521) добился от V Латеранского (XVIII Вселенского) собора, к которому он обратился по этому поводу с буллой «Inter Solicitudines», одобрения предварительной цензуры печатных произведений и её распространения на весь христианский мир, поручив её осуществление местным епископам. Ещё раньше предварительная цензура по настоянию церкви была введена в Испании. В 1535 г. по приказу французского короля Франциска I теологи Сорбонны составили список запрещённых книг, издание, распространение и чтение которых грозило виновным отлучением от церкви, тюремным заключением и даже костром.

О том, какой размах принимало во Франции преследование неугодной церкви и королевской власти литературы, говорит тот факт, что в 1660-1756 гг. в Бастилию было посажено 869 авторов, типографов, издателей и книгопродавцов.
Примеру своего французского собрата последовал испанский король Карл V, по указанию которого в 1546 г. богословы Лувенского университета составили свой Индекс запрещённых книг, взятый на вооружение испанской инквизицией и неоднократно издававшийся ею с соответствующими дополнениями и изменениями, независимо от римского индекса. Свои собственные индексы впоследствии издавала также португальская инквизиция.
Индексы с небольшими вариантами издавались местными инквизициями в Венеции (1551), во Флоренции (1552), в Милане (1554).
С изданием первого римского индекса в 1559 г. цензура всех книг, выходящих в католических странах, была сосредоточена в руках папской инквизиции. Павел IV вообще запретил печатание каких-либо книг в папских владениях без предварительной цензуры инквизиции. Он обязал продавцов книг сообщать инквизиции о всех получаемых ими новинках и запретил торговать ими без особого на то разрешения «святого» судилища. Инквизиторы подвергали периодическим проверкам не только книжные лавки, но и частные библиотеки. Изъятые ими книги торжественно сжигались на публичных аутодафе.
Действия Павла IV были утверждены Тридентским собором (XIX Вселенский, 1545-1563). В 1562 г. собор избрал комиссию из 18 епископов, поручив ей пересмотреть и дополнить Индекс 1559 г. Комиссия включила в список запрещённых книг (так называемый Index Tridentinus) все произведения протестантских богословов.
Одобрив этот Индекс, Тридентский собор постановил, что «все книги, осуждённые до 1540 г. как папами, так и вселенскими соборами и не значащиеся в данном указателе, должны считаться осуждёнными так же, как они были осуждены ранее».

В 1571 г. папа Пий V, занимавший при Павле IV и Пие IV пост великого инквизитора, создал специальную конгрегацию Индекса, превратившуюся в подлинный департамент цензуры католической церкви. Конгрегация имела и судебные функции, она могла накладывать на авторов церковные наказания вплоть до отлучения от церкви. В конце XVI в. в составлении Индекса участвовал кардинал Роберто Беллармино — один из палачей Джордано Бруно и преследователь Галилея. Правда, это не помешало тому, что после его смерти некоторые его теологические трактаты были признаны крамольными и даже включены в Индекс. С XVII в. конгрегация Индекса находилась под контролем иезуитов.
Закат церковной цензуры в христианском мире
В 1908 г. папа Пий X лишил конгрегацию Индекса судебных функций, а 5 марта 1917 г. папа Бенедикт VI декретом («Alloquentes») вновь объединил конгрегацию Индекса с конгрегацией «священного» судилища (инквизицией), где она действовала под вывеской Цензурного департамента. В 1966 г. под влиянием II Ватиканского Вселенского собора Ватикан прекратил издание Индекса запрещённых книг.
Последнее издание Индекса вышло в 1948 г. С XVI по XX в. включительно вышло 32 издания списка запрещённых книг:
— в XVI в. — четыре издания (1559, 1590, 1593, 1596);
— в XVII в. — три издания (1632, 1665, 1681);
— в XVIII в. — семь изданий (1704, 1711, 1716, 1744, 1758, 1786, 1787);
— в XIX в. – шесть изданий (1819, 1835, 1841, 1877, 1881, 1887);
— за первую половину XX в. — двенадцать изданий (1900, 1901, 1907, 1911, 1917, 1922, 1924, 1929, 1930, 1938, 1940, 1948).
Как следует из этих цифр, наиболее «плодотворными» в работе конгрегации Индекса столетиями были XVIII и XX. Рекорды принадлежат послед-нему столетию, а с 1917 по 1948 г. вышло восемь изданий Индекса, т.е. на одно больше, чем за весь активный XVIII в.
Вряд ли нуждается эта инквизиционная статистика в детальных комментариях. В XVIII в. — веке Вольтера, просветителей и энциклопедистов, безжалостно обнажавших пороки церкви, конгрегации Индекса пришлось работать с немалым напряжением. Но ещё с большей энергией пришлось этому учреждению трудиться в XX в., когда Ватикан ополчился против коммунизма и научного прогресса. Однако все неугодные церкви книги в ХХ в. уже не вместились бы ни в какие Индексы. Чтобы справиться со своей задачей, ватиканская цензура была вынуждена несколько «рационализировать» свою работу.
С этой целью церковь ещё в XIX в. приняла два вида запрещения:
— «в целом» (например, все книги против религии и т.п.);
— «в частности», т.е. отдельные произведения тех или других авторов или все произведения (opera omnia) того или другого писателя.
В XX в. ватиканская инквизиция стала «отлучать» в основном неугодные ей произведения авторов-католиков, причём наиболее известные из них, имеющие широкое хождение среди верующих. В Индексе нет Дарвина и многих других естествоиспытателей, произведения которых опровергали догматы церкви, потому что считалось запрещение их само собой разумеющимся. Так как церковь осудила коммунизм и социализм, то и все книги, пропагандирующие и защищающие это учение, были запрещены «в целом». Это объясняет, почему в Индексе нет произведений Маркса, Энгельса, Ленина и книг других выдающихся деятелей международного революционного рабочего движения, а также книг советских авторов.

В 1917 г. папа Бенедикт XV одобрил канонический кодекс католической церкви, действующий по настоящее время. Канонический кодекс — верховный закон католической церкви, за невыполнение его статей верующим грозит отлучение от церкви. В кодексе (раздел XXIII, каноны 1384-1405) сформулированы основные положения, которыми руководствуется церковь, подвергая цензуре и запрещению печатную продукцию. Рассмотрим содержание этих канонов.
Канон 1384. Провозглашает: «Церковь имеет право требовать от верующих, чтобы они не публиковали книг без её предварительной цензуры, и запрещать, если на то имеются достаточные основания, любые книги любого автора». Сказанное относится также к любого рода публикации — газетной, журнальной и прочей.
Канон 1385. Запрещает печатать без предварительной церковной цензуры:
— «священные книги» и любые комментарии к ним;
— книги по библеистике, теологии, церковной истории, каноническому праву, прочим религиозным и моральным дисциплинам;
— «любую печатную продукцию, имеющую непосредственное отношение к религии или к благочестивым обычаям»;
— любого рода «священные изображения».
Кроме того, в том же каноне отмечается, что церковникам для публикации своих работ требуется предварительное разрешение их непосредственного начальника.
Запрещается без особого разрешения печатать всё, что относится к канонизации святых и блаженных, к индульгенциям. Также запрещается печатать или перепечатывать без особого на то разрешения постановления римских конгрегаций, молитвенники, Библию на местных языках. Для издания в переводе на другой язык ранее одобренной церковной цензурой книги требуется повторное разрешение церковной цензуры.
Источник информации: http://rusdarpa.ru/?p=14442