Вокруг истины
Понятие истины было введено Парменидом, - пишет философ. Но ещё задолго до Парменида к этому понятию прибегал царь Давид. Использовал его и Иисус Христос, беседуя с Понтием Пилатом.
Иисус: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат: Так Ты Царь?!
Иисус: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Ин 18: 36-37
Истина, как полагают философы, это соответствие тех или иных знаний объективной реальности. Но не факт, что философское определение категории «истина» является единственно правильным...
Критерий «правильность», т. е. соответствие того или иного знания некоему правилу (закону), не годится для оценки теорий, потому что истинные, казалось бы, теории со временем оказывались ложными. Так было, например, с геоцентризмом. И, наоборот, ложные теории, например, кибернетика, оказывались истинными.
Это в полной мере относится и к вечному спору креационистов с эволюционистами, спору, которому не суждено разрешиться, потому что креационизм и эволюционизм – это, как сказал бы математик, несовместные мировоззрения. А системы координат, которая охватывала бы эти мировоззрения, не существует...
Философы могут себе позволить исследовать те или иные вещи ради любопытства. Прочим же познание необходимо для разрешения возникающих проблемы. В познаниях не нуждается только тот, у кого нет проблем. В этом, собственно, и заключается основной постулат субъектологии – учения о субъектах...
Существует только две стратегии, одну из которых в тот или иной момент может выбрать проблемный субъект. Одна, присущая Западу, сводится к экспансии окружающей его среды. Другая, свойственная Востоку, заключается в адаптации к этой среде…
Мне – дипломированному конструктору-технологу оптимальщику и субъектологу удалось найти методологию выбора стратегии, наиболее подходящей в сложившейся ситуации. Об этой стратегии говорилось в докладе «Стратегия для России: выбирая между Западом и Востоком». Тезисы этого доклада автор представил участникам VII российского философского конгресса «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений». Но самодостаточные философы интереса к моему докладу не проявили…
Автор этой статьи (см. оригинал https://zen.yandex.ru/media/id/5c976e9186350300b322ee18/vokrug-istiny-5e871eea68b5133828439423) опубликовал немало материалов с использованием субъектологии. В т. ч. статья «Как поступил бы Сталин», посвящённая пандемии коронавируса. По просьбе автора с этой статьёй ознакомился, сделав ряд замечаний, выдающийся философ. Это Натан Солодухо.
Справка
Натан Моисеевич Солодухо заведует кафедрой философии Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Будучи доктором философских наук, профессором, Солодухо возглавляет секцию «Фундаментальные проблемы философии и современная наука» Головного совета по философии МО РФ, является директором основанного им в КГТУ-КАИ «Центра ситуационных исследований».
В научной школе, которую создал Солодухо, разрабатываются четыре философских, общенаучных и междисциплинарных направления. Это исходная философская проблема соотношения бытия и небытия; общенаучный гомогенно-гетерогенный познавательный подход и общая теория неоднородности; междисциплинарные ситуационные исследования; общенаучная концепция «Всеобщая экология» и экологическая философия.
Замечания Натана Солодухо (Н. С.) привожу в вольном, а если точнее, произвольном изложении со своими комментариями.
Н. С. Эвальд Ильенков был прав, утверждая, что термин «абстрактный объект» противоречит логике.
Комментарий. Следовать логике нужно. Но, на мой взгляд, термин «абстрактный объект» ей ничуть не противоречит.
Н. С. Абстрактный объект вы понимаете, как вещь, существующую в действительности, но абстракция – это всего лишь плод нашего воображения.
Комментарий. Любой объект – это нечто, попадающее в поле зрения познающего субъекта, пусть даже это нечто и не существует в действительности...
Н. С. Качество находит своё отражение в одноимённом термине, представляющем форму мышления. Те или иные объекты мы наделяем некоторой характеристикой. Эту характеристику мы и обозначаем термином «качество».
Комментарий. Никакого качества вне познающего субъекта не существует, как не существует времени, информации и других абстрактных понятий. К числу абстракций относится и качество.
Внук автора этих строк – Илья, будучи ещё ребёнком, понимал относительность качества. И, когда его спрашивали о вкусе того или иного блюда, отвечал вполне конкретно: «Мне вкусно (или невкусно)», давая понять, что вкусное для него может оказаться несъедобным для другого.
Китайцы, например, употребляют в пищу тараканов, которых разводят на специальных фермах. Но для европейцев поедание тараканов неприемлемо.
Н. С. Материя, - говорил Ленин, есть философская категория. Ею мы обозначаем объективную реальность. Что же касается термина «материя», то он представляет абстракцию, существующую вне-и независимо от нашего сознания.
Комментарий. Существует анекдот, иллюстрирующий реальность. К одесситу подходит приезжий с чемоданом и спрашивает: «Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал»? Знаете, - отвечает одессит, - вокзал там будет даже, если вы туда не пойдете!
Материя, конечно же, зависит от нашего сознания. Более того, мы – люди верующие убеждены в том, что материя – это продукт Высшего творения. Когда автору этих строк сказали, что усилием воли можно развеять облака, он этому не поверил. Но «сын ошибок трудных» такую возможность подтвердил. Найдутся и другие иллюстрации влияния сознания на материю. Например, телекинез…
Н. С. Качество может быть неустойчивым или неэффективным.
Комментарий. Неустойчивым или неэффективным может быть тот или иной объект, а не его качество. Всякий объект, попадающий в поле его зрения, познающий субъект оценивает позитивно, если этот объект способствует устремлениям субъекта, либо негативно – в противном случае.
Нейтральные объекты субъект не воспринимает. Так, например, лягушка замечает только движущиеся объекты, чем и пользуется уж, приманивающий это земноводное непрерывно движущимся язычком. Лягушка видит язычок, но самого ужа не замечает...
Н. С. Вы достаточно произвольно используете философские категории. Так, впрочем, поступают и другие самодеятельные исследователи. Именно это – неточное употребление философских понятий и имел ввиду Эвальд Ильенков.
Комментарий. Можем ли мы знать, что имел в виду Эвальд Васильевич, ныне покойный? Он писал, что термин «абстрактный объект» маловразумителен. И он плохо вяжется с тем пониманием проблемы абстрактного и конкретного, которое свойственно диалектической традиции в Логике.
Однако философские догматы автора этих строк никак не ограничивают. Что же касается абстрактного объекта, то он тем и хорош, что обладает всего двумя свойствами. Это абстрактная устойчивость (способность существовать сколько-нибудь продолжительно в условиях переменчивой внешней среды), и эффективность, характеризующая тот минимум ресурсов, который необходимый и достаточен для устойчивого существования.
Н. С. Как пишет Георг Гегель, «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и теряя своё качество, перестаёт быть тем, что оно есть».
Комментарий. На мой взгляд, дефиниция качества Гегелю явно не удалась. Но он был прав, утверждая, что диалектическое противоречие является источником развития...
Н. С. Термин «объект» происходит от понятия «объективная реальность».
Комментарий. Не соглашусь с этим: в общем случае объект может быть мнимым. Об окружающий нас мире. Он изначально создан целостным и гармоничным. Но, - как писал Маркс, - изучая природу мы её огрубляем и даже омертвляем.
Однако можно ли понять устройство живого организма, исследуя мёртвое тело?!
Заключение
Адаму и Еве, пребывавшим в Эдемском саду, не было нужно ничего, даже одежды... Пока, поддавшись дьявольскому искушению, они не вкусили запретный плод древа познания добра и зла. Вот тогда-то им и открылась «истина», а вместе с ней… стыд и прочие радости плотского бытия.
.
Произошедшее грехопадение положило начало науке. Впрочем, дать научное определение этому термину не способны даже большие учёные …
чья позиция вам ближе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интеллектуально слабым просьба не беспокоиться.
А вопросы задавать можно?
Вы называете себя так - "дипломированный конструктор-технолог оптимальщик и субъектолог".
Вопрос - В каком образовательном учреждении выдается такой диплом?
Я вообще не смогла найти такой профессии. Нигде.
Вопрос. Что вас сподвигло выложить ЭТО на юридическом сайте, а не философском? Наверно, есть какая-то причина или цель. Хочу понять.
Вопросы задавать можно.
Специальность «конструктор-технолог микрорадиоэлектроники» приобрёл в КАИ им. А. Н. Туполева.
Оптимальщиком себя называю, т. к. закончил специальный факультет «Теория и методы выбора оптимальных инженерных решений» КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина.
Субъектологом себя называю, потому что примерно 35 лет разрабатываю это учение.
Настоящую статью сначала опубликовал на своём канале в Яндекс. Дзен. См. zen.yandex.ru. Перепост на юридическом сайте предпринял, чтобы пользователи не считали законы истиной в конечной инстанции.
Тезисы доклада о субъектологии представил участникам VII российского философского конгресса.
Есть ещё вопросы?
Спасибо за подробный ответ.
Пока других вопросов нет, философия - не мой конек...
Я не философ.
Сказал, что то сегодня, а завтра сбылось-это истина, а если не сбылось-это ложь. Взять президента, то,что он сказал 2 апреля, если так и произойдёт,это будет истина.
Истина у Бога. Ложь у лукавого.
Истина - это высказывание, справедливость которого либо тривиальна и ясна всем, либо оно может быть подтверждено научным исследованием.
Истина и справедливость - это не одно и то же.
Истина и справедливость — эти понятия тесно связаны и весьма близки между собой. Не может быть справедливости без установления истины.
Можно подумать, что суд заинтересован в поиске истины...
Вот поэтому и суд судит не по справедливости.
Всякий понимающий дело юрист скажет вам, что всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает всё хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, — и тогда оно уничтожается. www.esperanto.mv.ru
Истина в вине.
Это кому как.
Насколько я понимаю, истина - это повествование о добре и зле (направление) в деталях, т.е. правда о происходящем и когда скрывают одно в силу определённых причин - истины не найти, не так ли? Тогда появляется направление о ДОВЕРИИ к тем, кто заваривает подобные "каши" и от вкуса и состава которых большинство может быть погребено в состояние, близкое к отмщению, кто ещё силён или к суицидальным направлениям, если слаб или кое кто надеется на нечто среднее - типа "не бери в голову, не твоё собачье дело"?
Свой выбор есть у каждого.