Антимонопольное законодательство как основной механизм защиты конкуренции

Требования к конкуренции
Конкуренция, основываясь на поведенческой самостоятельности хозяйствующих субъектов, выступает важнейшим базовым элементом рыночной системы хозяйствования.
В таком смысле конкуренция представляет собой в первую очередь деятельность хозяйствующих субъектов, которая осуществляется в соответствии с устанавливаемыми законодательством правилами, отступление от которых приводит к негативному воздействию на нее и в силу этого пресекается уполномоченными публичными органами.
Поэтому конкуренция должна осуществляться способами, не противоречащими законодательству и потому квалифицируемыми в качестве допустимых (законных).
Государственные институты России придают большое значение проблеме достижения конкурентоспособности. Так, в послании к Федеральному собранию в 2020 г. Президент России В.В. Путин отметил: «В 2020 году нужно, наконец, завершить реформу контрольно-надзорной деятельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще».
В этой связи важно отметить, что необходимым источником конкуренции является предпринимательская инициатива, которая предполагает степень активности и развитости малого и среднего предпринимательства. Препятствовать развитию в данном направлении может высокая степень участия государства в тех отраслях экономики, где это не является крайне необходимой мерой; низкая эффективность применения методов по поддержке малого и среднего предпринимательства; установление высоких административных барьеров, а также значительная доля государственных и муниципальных предприятий в общей структуре рынка.
Несмотря на уже реализуемые государством меры, общая численность хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, по данным Федеральной налоговой службы, на 10 марта 2020 г. составляла 5 960 356 субъектов (для сравнения, 10 марта 2019 г. этот показатель был выше и достигал отметки 6 107 774 субъекта). В связи с этим в нашей стране реализуется комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на безопасное функционирование рыночной конкуренции и защиту экономики от чрезмерной монополизации, угрожающей нормальной жизнедеятельности рыночного механизма.
Что говорит закон
В качестве одной из основ конституционного строя РФ Конституция РФ закрепляет свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), поддержку конкуренции, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Конституция РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), возводя тем самым конкуренцию в один из принципов осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральные законы также заключают в себе нормы антимонопольного права, благодаря которым обеспечение защиты конкуренции становится еще больше законодательно подкрепленным.
Так, понятие «конкуренции» сформулировано законодателем в п. 7 ст. 4 федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ следующим образом: «Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Этот закон является основным федеральным законом, регулирующим конкурентные отношения в нашей стране, и распространяется на отношения, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, и направлен на защиту конкуренции, предпринимательской активности, определяя такие положения, как:
- сопротивление распространению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- противодействие ограничивающим конкуренцию актам и действиям (бездействиям) органов публичной администрации;
- обеспечение конкуренции, экономической эффективности и иных публичных целей при предоставлении государственной помощи;
- обеспечение конкуренции при проведении торгов и отборе финансовых организаций в целях оказания некоторых услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд субъектов естественных монополий.
Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает конкуренцию как качество, присущее гражданским правоотношениям с участием определенных субъектов. Именно поэтому не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Так, согласно ч. 1 ст. 10 «не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
Уголовный кодекс Российской Федерации указывает на ряд преступлений в области нарушения конкурентного права и устанавливает уголовную ответственность за нарушение установленного законом порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, за нарушение прав граждан на осуществление такой деятельности; за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля); за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания и других средств индивидуализации товаров, работ или услуг [9].
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует порядок административной ответственности за нарушение законодательства в области конкуренции и монополии, также определяет порядок наложения административных взысканий уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа, устанавливает состав правонарушений, связанных с пресечением законов в сфере конкуренции и монополии, и меру ответственности за них.
Хотелось бы упомянуть о региональной практике применения антимонопольного законодательства. В этой связи важно отметить, что оно основано на принципах федерального законодательства и соответствует Стандарту развития конкуренции в субъектах РФ, введенному в 2015 г.
Международные соглашения о Евразийском экономическом союзе, куда входит Россия, также являются источником антимонопольного права и для нашей страны. В частности, Договор о Евразийском экономическом союзе затрагивает положения, которые распространяются на «отношения, связанные с реализацией конкурентной (антимонопольной) политики на территориях государств-членов». Раздел XVIII Договора полностью посвящен основным принципам и правилам конкуренции. При этом в ч. 4 ст. 74 сказано о том, что «государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов».
Антимонопольное законодательство стран-членов ЕАЭС опирается на рассматриваемый норматив, в связи с чем ч. 2 ст. 75 обязывает государства ЕАЭС устанавливать запреты на заключение соглашений между органами государственной власти, органами местного самоуправления… или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), если такие соглашения ограничивают, устраняют конкуренцию.
За совершение действий, тормозящих развитие конкуренции, Договор предусматривает установление государствами-членами штрафных санкций, размер которых определяется законодательством каждого из государств-членов. В ст. 76 Договора изложены общие правила конкуренции, среди которых обозначим следующие запрещающие правила: запрет на установление монопольно высокой или низкой цены на товар; на изъятие товара из обращения в результате повышения цены на него; на необоснованное сокращение и прекращение производства товара, на который имеется достаточный для существования на рынке спрос; на создание дискриминационных условий в отношении идентичных товаров; на распространение ложных, искаженных сведений о хозяйствующем субъекте и потребительских свойствах и характеристиках изготавливаемого им товара и некоторые другие.
В заключение рассмотрим статистические данные, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти субъектов и муниципальных образований, приведенные ФАС России, которые говорят о том, что нарушения являются в значительной степени распространенными из числа всех выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Таким образом, следует отметить, что антимонопольное законодательство играет важную роль в поддержке государством рыночной конкуренции. Важно понимать, что для продуктивного развития конкуренции нельзя ограничиваться антимонопольным законодательством или применением различных методов регулирования конкуренции необходимо стремиться к таким показателям, чтобы предоставить потребителям широкий выбор за счет появления новых производителей на рынке.
Для достижения высокой эффективности функционирования экономики России политика страны должна быть направлена на решение широкого круга задач: от макроэкономической политики до защиты прав граждан и региональной политики, при этом более действенная реализация данных направлений возможна при взаимодействии органов власти всех уровней с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.
Интересно ли Вам данная тема?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты