Яцына Дарья Васильевна
Яцына Д. В. Подписчиков: 850
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 388

Получение дополнительного образования педагогом: право или обязанность?

168 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон «Об образовании») педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов. Для этого им предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона «Об образовании»).

Сразу же хотелось бы обратить внимание читателя на некое противоречие законодательства о дополнительном профессиональном образовании. С одной стороны, из вышеприведенной формулировки закона следует, что прохождение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) является правом педагога, а не его обязанность. С другой стороны, педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона «Об образовании»), в том числе путем получения дополнительного профессионального образования.

Таким образом, каждый педагог раз в три года или даже чаще должен проходить очередное обучение, чтобы соответствовать требуемой квалификации.

Итак, думаю, является бесспорным, что повышение квалификации для педагога является положительным фактором в его профессиональной деятельности. В ходе прохождения ДПО педагогу, как минимум, доведут (напомнят) о новых тенденциях в образовательной среде, новых требованиях чиновников органов исполнительной власти, сам обучающийся педагог сможет задать наболевшие вопросы и получить на них ответы от незаинтересованного и компетентного лица. Повышение квалификации педагога – это обновление его теоретических знаний и практических и умений, совершенствование его навыков, которое реализуется в рамках дополнительного профессионального образования.

Как определено Законом об образовании (ст. 76), дополнительное профессиональное образование – это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм. При этом уровень образования не меняется.

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации – менее 250 часов.

Сложности возникают в процессе применения положений законодательства о ДПО.

Во-первых, необходима ли каждому педагогу такого рода переподготовка? Полагаю, что она не помешает каждому. Но вот является ли она обязательной, без прохождения которой педагогом быть просто нельзя?

Во-вторых, как быть педагогу, если работодатель не направляет его на переподготовку в установленные законом сроки? Какие негативные последствия влечет такая ситуация для педагога и для самого учебного заведения?

Начнем с того, что обязанность по созданию условий и организация дополнительного профессионального образования педагогических работников отнесены к компетенции образовательной организации (п.5 ч. 3 ст. 28 Закона «Об образовании»). Содержится подобное требование и в Трудовом кодексе РФ, где сказано, что работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ).

В совместном письме Минобрнауки России и профсоюза работников народного образования РФ № 08-415 / 124 от 23 марта 2015 года содержится следующее разъяснение:

Условия для дополнительного профессионального образования педагогов:

-предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;

-направление работника на обучение за счет бюджетных ассигнований либо оплата обучения работника за счет средств организации.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ именно работодателю (вузу) предоставлено право определять необходимость ДПО работников для собственных нужд. Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона «Об образовании» обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Согласно ч. 14 и 15 ст. 76 Закона «Об образовании» освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Таким образом, стажировка педагога на производстве, в военные структуры, в учреждения органов власти, посещение им отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поскольку в названных организациях не имеется лицензий на ведение образовательной деятельности. Соответственно, сертификаты об участии в них или приказы о направлении на стажировку не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, установлен статьей 65 Трудового кодекса РФ, и ни в ней, ни в иных нормативных правовых актах РФ не содержится требование предоставлять документы о повышении квалификации при приеме его на работу.

Более того, законодательно запрещено требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Что касается педагогических работников вузов, то здесь имеются две особенности. Во-первых, замещение должностей профессорско-преподавательского состава вузов осуществляется по конкурсу (ч. 2 ст. 332 Трудового кодекса РФ, пп. «г» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы). Во-вторых, Квалификационные характеристики к их должностям утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1 н.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела:

1 – Раздел «Должностные обязанности»;

2 –Раздел «Должен знать»;

3 – Раздел «Требования к квалификации».

Именно в третьем разделе (Требования к квалификации) приведены условия, необходимые для выполнения должностных обязанностей педагогом, в т.ч. относительно уровня его образования, стажа работы и прохождения им соответствующей переподготовки.

Таким образом, прохождение или не прохождение дополнительного профессионального образования не влияет на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в вузе.

Тем более, что переподготовка должна проводиться уже после начала работы на педагогических должностях в вузе, а не до трудоустройства на оные. Дополнительное профессиональное образование требуется педагогу не сразу, не в момент поступления его на работу, а через три года работы.

Поэтому при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу об отсутствии какой-либо ответственности педагога, который проработал в вузе более трех лет, но не получил дополнительного профессионального образования. Складывается довольно странная ситуация: существует норма закона об обязательности ДПО, имеются педагоги, на которых данная норма распространяется, но которые не выполнили содержащиеся в ней требования, однако никаких санкций к ним применяться не должно. Исключением является ситуация, когда работодатель направляет педагога для прохождения ДПО, а тот сам от обучения отказывается – в этом случае педагог совершает дисциплинарный проступок и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В иных случаях вины педагогов не усматривается. Ведь не они сами должны убегать с работы и проходить переобучение в свое личное время, а работодатель (вуз) должен направить их на ДПО; не педагог должен оплачивать стоимость обучения и связанные с обучением командировочные расходы, а работодатель. Поэтому и санкции за не направление на ДПО должны применяться не к педагогам, а к вузу.

Санкции по данной статье:

для должностных лиц вуза – штраф от 15 до 25 тысяч рублей, для самого учебного заведения – штраф в размере от 100 до 150 тысяч руб-лей.

Здесь уместно воспроизвести слова знаменитого советского педагога В.А.Сухомлинского:

«Важнейшее условие духовного роста педагога – это, прежде всего, время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам…»

Во-вторых, от государственных учебных заведений надзорные органы не должны требовать документов о переподготовке педагогов этих вузов, если само же государство ранее не финансировало такого рода расходы. Соответственно, не должно быть и привлечения к административной ответственности должностных лиц вузов и сам вуз за невыполнение указанной обязанности.

Понравилась публикация?
3 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Яцына Дарья Васильевна

Мнение КПРФ о бюджете страны и сложности момента.

Понятна каждому чрезвычайно сложная нынешняя ситуация, когда страна находится в военном противостоянием не столько с Украиной, сколько со всем «цивилизованным» Западом. И мы – коммунисты прекрасно понимаем.

Жуткая история из Кирова: пенсионер умер во время задержания за кражу настойки за 300 рублей

Жуткая история произошла в Кирове, там 67 - летний пенсионер умер после того как продавщица, грузчик и охранник повалили старика на землю, замотали ему руки и ноги скотчем, а потом и сели на него,...
01:11
Поделитесь этим видео

"Истец отказался от иска": как мой простенький отзыв на иск заставил правообладателя отступить в суде

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня расскажу Вам историю из моей юридической практики. Меня зовут Дарья Алексеевна, я юрист и писательница. Часто пишу не только тексты, но и процессуальные документы,...