Как я продала свой бизнес, когда было «все плохо»
Как я продала свой бизнес, когда было «все плохо»
В одной из статей часть читателей усомнилась, что можно продать бизнес с серьезными проблемами. И я могу сказать так: это действительно сложно, но можно. Я решила поделиться своей историей продажи, но не с целью что-то кому-то доказать, а для того, чтобы дать практические советы тем, кто решится продавать бизнес после снятия карантина. Подробнее о причинах продаже своего салона я писала здесь
Что же помогло мне продать «проблемный» актив?
1) Я привлекла брокера. Услуги хорошего брокера стоят недешево, но на их стороне – экспертиза, «беспристрастная» помощь в оценке бизнеса, база клиентов, большой опыт ведения переговоров. Рекомендую обращаться к тем, кто работает на рынке давно и с большим опытом сделок, с рекомендациями. Оплата услуг производится продавцом и после совершения сделки (из полученных средств), % зависит от компании. Размещение объявления на интернет-площадках производится за их счет. Идеально, если привлечете несколько брокеров - хотя они это и не любят – так вы получите больший охват.
2) Большинство работающих сотрудников и субарендаторов не знали о продаже салона. Конечно, были те, кто все знал: ведь бизнес приходили оценивать потенциальные покупатели. Однако в ваших силах минимизировать эти риски: делать показы в нерабочее время и т.д. Можно раскрыть карты всем и до продажи, но есть риски увольнения ключевого персонала, что сведет ваши усилия на «нет».
3) Я фокусировала покупателей на потенциале места, а не на его текущем состоянии. Если бизнес «нулевой» или убыточный - его все равно можно продать по цене активов или чуть выше. Что увеличивает стоимость бизнеса: наличие CRM, сайта, раскрученного Instagram****, клиентской базы. Также сильно влияет проходимость места, качество оборудования и ремонта помещения. Основную часть переговоров и показов вел брокер без моего участия.
4) У меня было согласие арендодателя и условия расторжения договора оговорены заранее: это важно. Несмотря на разногласия, о которых я писала в статье, арендодатель был на моей стороне, положительно настроен к сделке и новым владельцам бизнеса, за что ему спасибо. В некоторых случаях, они требуют долю от продажи, штраф за досрочное расторжение или не возвращают задаток. Это просто нужно иметь в виду «на берегу», чтобы не получить неприятный сюрприз в день сделки.
5) При назначении цены, я была готова к небольшому торгу и уступкам. Я сделала скидку и продала салон на последней неделе аренды реальным покупателям дешевле, чем планировала.
Сделка, с учетом всех переговоров, оформления документов и встреч, заняла неделю с момента показа. Брокеры рекомендуют закладывать на поиск покупателя в среднем 2 месяца. Я продала бизнес в декабре, когда был покупательский бум, и не было известно про вирус.
P.S. С учетом текущей ситуации, это может быть сильно дольше и сложнее, но возможно - для тех, кто прикладывает усилия и кому есть что продавать. Успехов!