Цифровая зависимость. Что это ?
Цифровая зависимость. Что это?
Цифровая зависимость – это нарушение функции мозга – мозг больше не работает на полную мощность, ребенок или молодой человек может не развить полный потенциал способностей своего мозга.
Использование цифровых устройств в жизни любого современного человека обычное явление. Высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций.
По данным AAP (Американская ассоциация педиатров) на 2013 г. ребенок в возрасте 8–10 лет тратит около восьми часов на общение с цифровыми устройствами. Подростки проводят у экранов до 11 часов в день.
Получается, что теперь диагностировать конкретную зависимость – от компьютера, от онлайн-игры, от киберкоммуникации – научно нецелесообразно. Ребенок может три часа в день работать на личном школьном лэптопе, затем час в день взаимодействовать с интерактивной доской, потом час в день играть в планшет, затем два часа смотреть телевизор, позже полтора часа слушать музыку в смартфоне и листать ленту в социальной сети. Весь день он взаимодействовал с разными цифровыми устройствами, и у него нельзя найти признаки зависимости от одного
устройства или от Интернета. Но в результате такого цифрового «общения» может появиться цифровая зависимость.
я» может появиться цифровая зависимость. От понимания разницы понятий цифровой зависимости и интернетзависимости зависит дальнейшая профилактика. Отключение Интернета –ключевая концепция профилактики интернет-зависимости и лишь мера в профилактике цифровой зависимости.
Как и интернет-зависимость, цифровая зависимость связывается с нейрофизиологией, т. е. с функционированием головного мозга. Основываясь на результатах нейрофизиологических исследований или проводя свои собственные, врачи увязывают цифровую зависимости с ухудшением здоровья. Психологи устанавливают связи между чрезмерным использованием цифровых устройств и изменением личностных характеристик. В педагогике исследуется влияние цифровых устройств на академическую успеваемость.
Клинический психолог из Израиля Данни Шандор считает симптомом цифровой зависимости создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств и, как следствие, ослабление связи с окружающими.
Доктор Николай Кардарас (исполнительный директор реабилитационного центра Нью-Йорка) занимает радикальную позицию, заявляя, что цифровые устройства не только не помогают детям в учебе, но и мешают.
По результатам клинических исследований светящиеся экраны цифровых устройств приводят к СДВГ, тревоге, депрессии, агрессии, психозу.
В своей книге «Glow Kids» (2016) Н. Кардарас опирается на недавние исследования мозга, которые показали, что чрезмерное воздействие экрана гаджета стимулирует мозг подобно кокаину [2]. Эту позицию поддерживает доктор Калифорнийского университета
Питер Уайброу (Dr. Peter Whybrow). Он обращает внимание на то, что использование технологий может быть весьма выгодно, но опасность заключается в зависимости, которую он называет «электронным кокаином» [7].
Доктор Эндрю Доан (Dr. Andrew Doan), посвятивший много лет исследованию игромании, отмечает, что светящиеся (электронные) экраны вызывают «digital pharmakeia», т. е. цифровой наркотик (греч).
Социальные навыки детей снижаются из-за использования цифровых устройств. Способность понимать эмоции собеседника основа успешной коммуникации, а если ребенок использует ежедневно смартфон либо другие цифровые устройства, у него снижается чувствительность и теряется
понимание чужих эмоций. Об этом свидетельствует эксперимент среди
учащихся 5–6 классов в Южной Калифорнии [8]. Отсутствие навыков общения приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими и заставляет ребенка искать способы общения в виртуальном мире, что еще больше способствует цифровой зависимости.
Несмотря на эти исследования есть ученые, отрицающее явление цифровой зависимости. Немецкий психиатр и психотерапевт Ян Кальбитцер считает взаимодействие с цифровыми устройствами закономерным этапом развития общества. Он не считает угрозу цифровой зависимости надуманной, но предлагает отличать грамотное использование гаджетов от бездумного [3]. Это замечание разумно в отношении взрослых людей, но дети, копирующее поведение своих родителей, очень просто попадают в ловушку. Выступая в своей книге «Цифровая паранойя» («Digitale Paranoia») за четкую терминологию в отношении Интернета, он сравнивает действие Интернета с действием сахара на организм человека, таким образом подчеркивая физиологическую основу зависимости.
Таким образом, цифровая зависимость явление не надуманное, а уже прочно обосновавшееся в нашей жизни. Проведенный анализ современных научных психолого-педагогических работ показывает, что сам термин «цифровая зависимость» не дублирует понятие интернет-зависимости, а
имеет в основе ту высокотехнологичную среду, в которой происходит механизм привыкания к виртуальному миру. Цифровую зависимость можно определить как навязчивое желание чрезмерно использовать цифровые устройства, что приводит к негативным последствиям в самочувствии, общении, учебной и профессиональной деятельности. На сегодняшний день большинство ученых как в России, так в мире используют понятие интернет-аддикции или интернет-зависимости.
Список использованной литературы:
1. Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №4.
Если наберёт 1000 просмотров, то опубликую статью о том, как бороться с цифровой зависимостью.
Интересная публикация
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Век высоких технологий.
Согласен.
Зависимости современных людей кардинально отличаются от зависимостей, которыми страдали люди 100 лет назад.
Молодое поколение уже не мыслит жизнь без цифровых технологий.
Да, есть такое.
Зависимости могут быть не только пагубными привычками, но и своего рода «спасительными барьерами» в период стресса. Процессы формирования зависимостей запускаются в моменты, когда человеку сложно воспринять действительность, способную нанести значительный урон его психологическому здоровью. Так человек, приобретя какую-либо зависимость, частично уходит от реальности, прячется в «своём мире», временно забывшись и отгородившись от неприятных ощущений.
Возможно.
Спасибо)