Найданов Сантып Дамдинович
Найданов С. Д. Подписчиков: 302
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 44

Цифровая зависимость. Что это ?

9 дочитываний
20 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Цифровая зависимость. Что это?

Цифровая зависимость – это нарушение функции мозга – мозг больше не работает на полную мощность, ребенок или молодой человек может не развить полный потенциал способностей своего мозга.

Использование цифровых устройств в жизни любого современного человека обычное явление. Высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций.

По данным AAP (Американская ассоциация педиатров) на 2013 г. ребенок в возрасте 8–10 лет тратит около восьми часов на общение с цифровыми устройствами. Подростки проводят у экранов до 11 часов в день.

Получается, что теперь диагностировать конкретную зависимость – от компьютера, от онлайн-игры, от киберкоммуникации – научно нецелесообразно. Ребенок может три часа в день работать на личном школьном лэптопе, затем час в день взаимодействовать с интерактивной доской, потом час в день играть в планшет, затем два часа смотреть телевизор, позже полтора часа слушать музыку в смартфоне и листать ленту в социальной сети. Весь день он взаимодействовал с разными цифровыми устройствами, и у него нельзя найти признаки зависимости от одного

устройства или от Интернета. Но в результате такого цифрового «общения» может появиться цифровая зависимость.

я» может появиться цифровая зависимость. От понимания разницы понятий цифровой зависимости и интернетзависимости зависит дальнейшая профилактика. Отключение Интернета –ключевая концепция профилактики интернет-зависимости и лишь мера в профилактике цифровой зависимости.

Как и интернет-зависимость, цифровая зависимость связывается с нейрофизиологией, т. е. с функционированием головного мозга. Основываясь на результатах нейрофизиологических исследований или проводя свои собственные, врачи увязывают цифровую зависимости с ухудшением здоровья. Психологи устанавливают связи между чрезмерным использованием цифровых устройств и изменением личностных характеристик. В педагогике исследуется влияние цифровых устройств на академическую успеваемость.

Клинический психолог из Израиля Данни Шандор считает симптомом цифровой зависимости создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств и, как следствие, ослабление связи с окружающими.

Доктор Николай Кардарас (исполнительный директор реабилитационного центра Нью-Йорка) занимает радикальную позицию, заявляя, что цифровые устройства не только не помогают детям в учебе, но и мешают.

По результатам клинических исследований светящиеся экраны цифровых устройств приводят к СДВГ, тревоге, депрессии, агрессии, психозу.

В своей книге «Glow Kids» (2016) Н. Кардарас опирается на недавние исследования мозга, которые показали, что чрезмерное воздействие экрана гаджета стимулирует мозг подобно кокаину [2]. Эту позицию поддерживает доктор Калифорнийского университета

Питер Уайброу (Dr. Peter Whybrow). Он обращает внимание на то, что использование технологий может быть весьма выгодно, но опасность заключается в зависимости, которую он называет «электронным кокаином» [7].

Доктор Эндрю Доан (Dr. Andrew Doan), посвятивший много лет исследованию игромании, отмечает, что светящиеся (электронные) экраны вызывают «digital pharmakeia», т. е. цифровой наркотик (греч).

Социальные навыки детей снижаются из-за использования цифровых устройств. Способность понимать эмоции собеседника основа успешной коммуникации, а если ребенок использует ежедневно смартфон либо другие цифровые устройства, у него снижается чувствительность и теряется

понимание чужих эмоций. Об этом свидетельствует эксперимент среди

учащихся 5–6 классов в Южной Калифорнии [8]. Отсутствие навыков общения приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими и заставляет ребенка искать способы общения в виртуальном мире, что еще больше способствует цифровой зависимости.

Несмотря на эти исследования есть ученые, отрицающее явление цифровой зависимости. Немецкий психиатр и психотерапевт Ян Кальбитцер считает взаимодействие с цифровыми устройствами закономерным этапом развития общества. Он не считает угрозу цифровой зависимости надуманной, но предлагает отличать грамотное использование гаджетов от бездумного [3]. Это замечание разумно в отношении взрослых людей, но дети, копирующее поведение своих родителей, очень просто попадают в ловушку. Выступая в своей книге «Цифровая паранойя» («Digitale Paranoia») за четкую терминологию в отношении Интернета, он сравнивает действие Интернета с действием сахара на организм человека, таким образом подчеркивая физиологическую основу зависимости.

Таким образом, цифровая зависимость явление не надуманное, а уже прочно обосновавшееся в нашей жизни. Проведенный анализ современных научных психолого-педагогических работ показывает, что сам термин «цифровая зависимость» не дублирует понятие интернет-зависимости, а

имеет в основе ту высокотехнологичную среду, в которой происходит механизм привыкания к виртуальному миру. Цифровую зависимость можно определить как навязчивое желание чрезмерно использовать цифровые устройства, что приводит к негативным последствиям в самочувствии, общении, учебной и профессиональной деятельности. На сегодняшний день большинство ученых как в России, так в мире используют понятие интернет-аддикции или интернет-зависимости.

Список использованной литературы:

1. Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №4.

Если наберёт 1000 просмотров, то опубликую статью о том, как бороться с цифровой зависимостью.

Интересная публикация

Проголосовали: 22

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

20 комментариев
Понравилась публикация?
23 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 20
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Век высоких технологий.

+5 / 0
картой
Ответить

Согласен.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Автор текстов ШтурмАН
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2585
15.04.2020, 11:37
Москва

Зависимости современных людей кардинально отличаются от зависимостей, которыми страдали люди 100 лет назад.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Молодое поколение уже не мыслит жизнь без цифровых технологий.

+4 / 0
картой
Ответить

Да, есть такое.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Зависимости могут быть не только пагубными привычками, но и своего рода «спасительными барьерами» в период стресса. Процессы формирования зависимостей запускаются в моменты, когда человеку сложно воспринять действительность, способную нанести значительный урон его психологическому здоровью. Так человек, приобретя какую-либо зависимость, частично уходит от реальности, прячется в «своём мире», временно забывшись и отгородившись от неприятных ощущений.

+4 / 0
картой
Ответить
Автор текстов ШтурмАН
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2585
15.04.2020, 11:32
Москва

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Возможно.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

+3 / 0
картой
Ответить

Спасибо)

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (20)

Как социальные сети влияют на психическое здоровье: исследование проблем и возможных решений.

Использование социальных сетей: как справляться с проблемами, связанными с психическим здоровьемСовременные технологии позволяют нам оставаться связанными с другими людьми, получать

Психолог-нарколог предупреждает аудиторию доктора Фила, что от зависимости от смартфона «более сложно лечить, чем от героина»

Доктор Николас Кардарас сказал, что «унция профилактики» стоит «фунта лечения», когда речь идет о цифровой зависимости.Доктор Николас Кардарас сказал гостям и зрителям программы «Доктор Фил» в понедельник,...