А нужно ли вам высшее образование?

53 дочитывания
125 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Высшее образование в СССР

Высшее образование в СССР было одним из эталонов жизненного успеха. Конечно, передовым и самым уважаемым классом считались рабочие без высшего образования — "пролетариат". Но высшее образование было относительно редким, путь к нему был непростым, потому оно и ценилось.

Советское высшее образование было качественным, бесплатным и потому востребованным. В институты можно было попасть на конкурсной основе (имелся, конечно, набор «блатных» вузов наподобие МГИМО, куда поступали в основном отпрыски советской элиты).

Лихие 90-е годы

В 90-е годы появились первые ростки «коммерческого образования». В Нижнем Новгороде, например, это был кооператив «Нижегородская школа эффективного управления», переросший затем в Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. Однако и государственные вузы стали открывать «внебюджетные» места. В Нижнем Новгороде платное обучение в вузе могло стоить, в зависимости от факультета и формы обучения, до 2000 долларов в год. (Средняя зарплата за год была тогда эквивалентна примерно 1200 долларам.) Словом, удовольствие было не для бедных.

Популярными были направления юриспруденция, финансы, экономика.

Славные 2000-е

Славные 2000-е были знамениты появлением разного рода международных эколого-юридических суперуниверситетов и императорских экономических сверхакадемий. Эти заведения выдавали дипломы за скромную плату, но и знания давали... тоже скромные. Один дипломированный юрист с искренним возмущением сетовал на то, что на госэкзамене его спрашивали весьма непостижимые вещи, наподобие «структура нормы», «императив» и так далее.

Справедливости ради можно отметить: кто хотел учиться — тот получал знания. Вне зависимости, частный ли это вуз или государственный.

Эти многочисленные «вузики» существенным образом девальвировали высшее образование.

Стало трудно понимать, соответствует ли специалист заявленной в дипломе квалификации.

С другой стороны, не совсем качественные образовательные услуги сбили цены на качественные услуги. Платное образование даже в хороших вузах стало значительно более доступным, чем в «лихие 90-е». Человек, не сумевший набрать нужных баллов для поступления на интересующую его специальность, теперь мог пойти учиться за деньги, не загоняя семью в долги.

Согласно переписи 2010 г., законченное высшее образование имеют 23% жителей России в возрасте старше 15 лет. Цифры различаются по регионам. Например, в Москве людей с высшим образованием можно встретить вдвое чаще — их почти 43 %.
Что мы имеем сейчас — покажет следующая перепись, которую планировали провести в этом (2020) году...

А что сейчас?

Сейчас мы имеем, что имеем — подорванный престиж высшего образования, несмотря на то что число «императорских академий» сократилось.

Более того, стремительный научно-технический процесс стремительно девальвирует знания, полученные в институтах. Раньше человек, проучившись 5 лет в институте, мог практически всю дальнейшую жизнь работать, используя багаж полученных знаний. В настоящее время опыт, напрочь лишенный теоретической базы, в текущей трудовой деятельности более полезен, чем академические часы, прослушанные свежеиспеченным дипломированным специалистом. (Последний тезис не касается работы, сопряженной с научно-изыскательской деятельностью.)

Что дальше?

Витают различные идеи. Например, сделать высшее образование не столь доступным, для чего необходимо будет уменьшить число бюджетных мест в вузах и, соответственно, увеличить число техникумов и ПТУ. Это:

1. уменьшит время и средства, затрачиваемые на образование;

2. углубит специализацию (например, будущему слесарю-сантехнику в меньшем объеме будет преподаваться история Отечества);

3. квалификация будет соответствовать диплому, что упростит профессиональную конкуренцию (снизит вероятность кадровой ошибки при приеме на работу).

Тезисы очень спорные.

А можно просто уделить большее внимание финансированию высшей школы: увеличить заработную плату профессорско-преподавательскому составу (снизить космический разрыв между доходом доцента и ректора), увеличить расходы на материально-техническую базу... Тогда, глядишь, и на Марсе будут яблони цвести – наши, мичуринские...

А нужно ли нам высшее образование?

Проголосовали: 418

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
125 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 125
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Всё зависит от человека: один без диплома - достигает успеха в выбранной профессии, а другой и с корочками - идиот...

+42 / 0
картой
Ответить
DELETE

В итоге: лучше дать возможность получить диплом всем желающим? А там рынок/работодатель расставит все по своим местам?

Ага, дающие это самое образование обогатятся-и весь смысл.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Нужно сделать так, чтобы диплом нельзя было купить. Но при нынешней системе, где все продается и покупается, это, увы, невозможно...

ИринаПишет 27.04.2020 в 11:33
Нужно сделать так, чтобы диплом нельзя было купить.

"Обижаешь, дорогой: ПОДАРИЛИ_!"

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Ковригина Светлана ВитальевнаПишет 18.04.2020 в 20:57
один без диплома - достигает успеха в выбранной профессии, а другой и с корочками - идиот...

Популярный популизм, однако:

Ковригина Светлана ВитальевнаПишет 18.04.2020 в 20:57
+8 / 0

Не дай Бог, молодёжь прочтёт - ВУЗы закрывать придётся. . .

+4 / -1
Ответить
DELETE

ВУЗы дают теоретическую основу, т.с., закладывают фундамент, а уж какое здание ты построишь на этом фундаменте, зависит от тебя. У меня два высших, лет достаточно, но приходится учиться практически постоянно. Ну как "учиться" - постоянно читать профессиональную литературу, следить за "телодвижениями" наших законотворцев, думать, как это все приспособить на практике. Детей учила так же. На троих - пять дипломов (три очных, два заочных), из них три красных. Когда сына взяли стажером в солидную фирму (я попросила без обязательств, просто посмотреть), через две недели он сказал: Мамсик, меня взяли в штат. Через три года он уже был руководителем проекта.

Так что да, надо "поднимать" наше Высшее, давать детям возможность его получить, но и их готовить к тому, что придется пахать. А то приходит после института нечто, пальцы веером, сопли пузырями: я такой-сякой креативный, хочу получать не менее 80 тыс. А задашь ему простой пример из практики - типа, "Ваши действия" - такой бред несет, мама дорогая!

ЛюдмилаПишет 26.04.2020 в 14:49
Через три года он уже был руководителем проекта.

Вы хотите сказать, что три звёздочки лучше, чем КВ_? !

Что же это за фирма такая_? !

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Без диплома нельзя стать даже востребованным электриком! Сразу видно, что Вы не производственный юрист!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE

Окончил горный ВУЗ, по мере карьерного роста понял, что не хватает экономических знаний, заочно окончил экономический ВУЗ. Сделал не плохую карьеру в горной промышленности Каждый сам выбирает, это должно быть осознано. Сейчас на пенсии и думаю, что надо было идти на краснодеревщика. )))

DELETE

А почему? Думаете, в краснодеревщиках вы были бы более счастливым?

DELETE

Сейчас думаю, что был бы более счастливым.) Какое то переосмысление произошло. Да, я очень хорошо зарабатывал, но... )

DELETE

Мой дед был краснодеревщик. Мебель его работы стоит даже в районном музее. Однако после войны стали выпускать много фабричной мебели-примитивной, но дешевой. Заказов почти не стало. Постепенно перестали заказывать резные наличники и фризы. В итоге дед стал обычным столяром-плотником - недорого, быстро, практично.

Всю жизнь с радиотехникой, а когда начал строить свой дом, - на дереве отдыхаешь душой.

+9 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Марк НовакПишет 18.04.2020 в 16:49
Сейчас думаю, что был бы более счастливым.) Какое то переосмысление произошло. Да, я очень хорошо зарабатывал, но... )

Это - возрастное.

Это - пройдёт_!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Марк Новак, Москва. Идите! Это же так прекрасно, особенно, если здоровье позволяет. Запах дерева, свежей стружки, то чувство, когда видишь, как из-под твоих рук выходит красота - ИДИТЕ! Даже не сомневайтесь, у Вас все получится! Шаг за шагом - и ты обойдешь весь мир. Нужно только сделать этот первый шаг.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Стало очень много людей с корочками образования, а пообщаешься с ним и видно, что оно куплено.

Не вижу смысла в платном образовании совсем, получается, что человек сам не смог поступить. Задорнов шутил, что врачи будут гуглить, так уже гуглят.

Должно быть 3 основных стадии: ПТУ, техникум, институт. Одну ступень закончил, пробуешь поступить на вторую. Не получилось, пробуешь ещё, если есть желание, а нет - остаешься в своей нише. Достаточно справедливо. Но при капитализме такая система не будет работать, будет постоянный упадок, вплоть до потери суверенитета.

+16 / -2
картой
Ответить
DELETE

Ваша точка зрения понятна. Довольно давно ввели Болонскую систему:" бакалавр" и "магистр", и это вводит какие-то градации в сферу высшего образования. Кто не хочет доучиваться на "магистра" - пусть остается "бакалавром" и идет работать. Хотя внятной квалификационной разницы между бакалавром и магистром я не могу уловить. И, например, для человека с советским образовательным прошлым степень "бакалавра" равносильна "незаконченному высшему".

раскрыть ветку (0)

ВладиславПишет 18.04.2020 в 17:02
Стало очень много людей с корочками образования, а пообщаешься с ним и видно, что оно куплено.

Не вижу смысла в платном образовании совсем, получается, что человек сам не смог поступить. Задорнов шутил, что врачи будут гуглить, так уже гуглят.

Должно быть 3 основных стадии: ПТУ, техникум, институт. Одну ступень закончил, пробуешь поступить на вторую. Не получилось, пробуешь ещё, если есть желание, а нет - остаешься в своей нише. Достаточно справедливо. Но при капитализме такая система не будет работать, будет постоянный упадок, вплоть до потери суверенитета.

= Пока все ступени пройдёшь - детей некогда будет делать!=

+4 / -2
Ответить

Не вижу связи: 8 ч - сон, 8 ч - работа/учеба, 8 ч - свободное время.

+2 / -3
Ответить

Какая связь? В 7:00 встаёшь и едешь на работу. В лучшем случае появляешься дома в 19:00 (это в лучшем, а можно и в 21:00 и в 22:00 - как начальство перебесится) В 23:00 нужно спать ложиться чтобы снова в 7:00 вставать. А ещё нужно время семье и детям уделить. Где тут отдых?

+6 / 0
Ответить

Я нигде не писал о пользе капитализма, скорее наоборот.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

ВладиславПишет 25.04.2020 в 20:41
Я нигде не писал о пользе капитализма, скорее наоборот

"Совместный труд, для моей пользы, он объединяет!" (Кот Матроскин)

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

ВладиславПишет 18.04.2020 в 17:02
Должно быть 3 основных стадии: ПТУ, техникум, институт

Когда-то при ЗИЛе был завод-ВТУЗ. . .

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.04.2020, 13:54
Лосино-Петровский

"Пообщаешься с ними и видно, что оно куплено". Да ничего не видно! Если человек косноязычен, высшее образование ничего не дает. Я закончила учебу в Союзе и многие остались на том же уровне, на каком и пришли.

+1 / 0
Ответить

Я не буду вас обвинять, что не видите, но и не думаю, что это дар.

Мне вот сразу видно, а особенно, если красноязычен, по деталям и словечкам.

А вот если молчит и сходит за умного, то стоит заговорить и все сомнения развенчиваются.

Яркий пример КВН между студентами и рабочими, знаете почему эксперимент провалился? Вот.

А то, что многие остались на уровне, так то ваше восприятие, да и не каждому дано.

+1 / -1
Ответить
27.04.2020, 01:19
Лосино-Петровский

Самомнение зашкаливает.

0
Ответить

Никакого самомнения, возможно неправильно вставил дар, но написал же специально, что не дар.

Я думал вы по делу, я б на такое и заморачиваться бы не стал.

Похоже, что про уровень это про себя.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
27.04.2020, 07:35
Лосино-Петровский

Дар-не дар... Галиматья. Полный игнор...

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)

Высшее образование нужно для развития мышления, умения концентрироваться на определенных задачах, широкого кругозора, развития речи, умения разбираться в общих вопросах, юридической грамотности и т.п. Специалисты, за плечами которых имеется высшее образование, становятся более привлекательными в глазах работодателя. В большинстве организаций главным условием для продвижения по карьерной лестнице является наличие высшего образования. Чтобы открыть собственное дело, не обязательно иметь высшее образование за плечами, но наличие соответствующего диплома значительно облегчит управлением бизнесом. Другое дело качество знаний, всегда ли оно на уровне? Сейчас открылось много новых коммерческих высших учебных заведений. Какого качества знания они предлагают большой вопрос.

+15 / -1
картой
Ответить
DELETE

Поддерживаю абсолютно насчет нужности высшего образования. Хотела бы еще добавить, что хороший ВУЗ в основном учит учиться (простите за тавтологию), но если у тебя есть одно высшее, то второе получить не в пример легче (если нужна корочка, а если нет - то самостоятельно можно получит те знания, которые тебе нужны).

Да, и нужно повышать качество знаний, которые дают в ВУЗах.

раскрыть ветку (0)
27.04.2020, 16:32
Ростов-на-Дону

Вот абсолютно с Вами согласна. Ну прям, с языка сняли. Развивает мышление - да. Это как смотреть на поверхность воды, а видеть гораздо глубже - то, что внутри (не под водой) этой самой воды скрыто. И вообще, человек с высшим образованием, с умением использовать свои знания на практике достигает бОльших результатов. Можно быть классным столяром, слесарем. Но если захотеть что-то усовершенствовать в своей работе, придётся либо обращаться к соответствующему специалисту с высшим образованием, либо начать самому усовершенствоваться. Не каждому высшее образование по плечу. Но тем, кому не лень учиться, его просто необходимо получить. Но не покупать.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.05.2020, 09:17
Санкт-Петербург

ВУЗ « учит учиться «!

Это ужас! В ВУЗЕ зрелый человек с четкой позицией на своё будущее получает ПРОФЕССИЮ! Так должно быть!

А учиться учиться нужно в детском саду.

Именно поэтому, что наши выпускники школ еже детсадовцы, высшее должно быть ПЛАТНЫМ!

Застрял в детстве на материнской груди, платите и учитесь учиться за свой счёт сколько пожелаете.

За счёт бюджета и налогоплательщиков, обучаться должны одаренные, зрелые и целеустремленные. От них мы все ждём ПОЛЬЗЫ таких ребят ещё на стадии обучения « разбирают « .

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
18.04.2020, 17:51
Нижний Новгород

Все прямо такие умные. Работать не хотите, штаны в институтах хотите пять лет протирать.

+6 / -8
картой
Ответить

ТолстыйПишет 18.04.2020 в 17:51
Все прямо такие умные. Работать не хотите, штаны в институтах хотите пять лет протирать.

= По Вашему, умным быть плохо? Плохо, когда умным негде его применить! (Не в то время родился). В 60-тидесятые в институты поступали только (в основном) настоящие отличники. Их не за, что было упрекнуть. Сегодня...? К сожалению, (лично моё мнение) сейчас на хорошую должность принимают (в гос. структуры) только с высшим образованием. Все филиалы от Москвы, и, как там скажут, тем и руководствуются на местах. Средне-техническое и высшее образование для практической работы в современной обстановке равнозначно. Но на работу примут с высшим (указание сВерху). Я рабочий пенсионер (средне-техническое ЛМУ), работаю в сфере радиосвязи, непосредственно с выпускниками (у которых стаж более 5 лет) современных технических ВУЗов. Говорить умеют, амбиций-вагон, знаний 50% от необходимых по работе, стремлений к самообразованию ноль. Стремление одно - продвижение по службе, где больше платят. К сожалению это реалии нашей жизни. Выживают кто как может. Со временем, надеюсь, всё образуется.

+17 / 0
Ответить

На хорошую должность? Да у нас одна контора набирала грузчиков с высшим образованием! Ох мы с другом их и застебали...

Эта контора, производившая хлеб и подобное, просуществовав лет 15, сдохла года 2 взад. Видно благодаря тупому, но спесивому руководству отучившихся платно...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Подобного рода мысли вам внушались специально, чтобы способствовать развалу общества и государства. С вопросами непонимания нулевого уровня сталкиваюсь часто, это значит, что развал всё же идет.

А ответ вот такой: компьютер можно купить в Китае, это плохо, но пусть так, а вот обучить врача? Или думаете, что здоровье не даст сбой? И это только одна причина, а их тысячи.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ТолстыйПишет 18.04.2020 в 17:51
Все прямо такие умные. Работать не хотите, штаны в институтах хотите пять лет протирать.

Не сарказм, не_? . . .

+1 / 0
Ответить
20.04.2020, 14:08
Нижний Новгород

Именно. )

+1 / 0
Ответить

ТолстыйПишет 20.04.2020 в 14:08
Именно. )

Ну тады лави_! . . . .

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
Показать комментарии (125)

Гладков предложил запретить поступление в вузы подросткам, критикующим власть и церковь

В сегодняшние беспокойные времена подростки ведут себя ещё более беспокойно. Попадая в Сети под влияние нехороших людей, они не только пишут всё, что хотят, но даже совершают неблаговидные поступки,...
04:21
Поделитесь этим видео

Минюст РФ предлагает новый законопроект об алиментах до 23 лет для студентов-очников

Здравствуйте! Многие из вас слышали о планах депутата Владимира Сипягина внести законопроект о выплате алиментов до 23 лет. Однако этот проект так и не появился на сайте Госдумы.https://ru.freepik.

Новотындырски пед. СКАНдал

Начало: "Новотындырский пед", "Новотындырский пед. Калра Чиканутая", "Новотындырский пед. Декан Тупыгин и прочие", "Новотындырский пед. В мутной воде Хаоса" Открутим счётчик времени на пару лет назад.

Новотындырский пед. В мутной воде Хаоса

Продолжение. Начало: "Новотындырский пед", "Новотындырский пед. Калра Чиканутая", "Новотындырский пед. Декан Тупыгин и прочие" Греческий философ Гераклит утверждал, что Хаос является истинной основой реальности.

Обучение в колледже при ВУЗе

Здравствуйте. Я сейчас учусь в медицинском колледже на очно-заочной форме, хочу параллельно получить высшее. Но так как не успеваю с ЕГЭ в этом году, то думаю насчёт колледжа при университете.

Бакалавриат исчезнет из российских Вузов: с 1 сентября 2026 г. высшее профессиональное образование ждут серьезные изменения

Министерство науки и высшего образования начало работу над проектом отказа от Болонской системы высшего образования, которая включает в себя бакалавриат. Вот от него то и хотят отказаться с 1 сентября 2026 года.