Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают
Великий сын Дагестана
Он не погиб, он с нами тут!
Живым вернулся он из боя.
Ведь не погиб великий труд
Дела и подвиги героя.
В 1934 году впервые в мире в Уссурийском заливе советские подводные лодки прошли подо льдом. В связи с этим большая группа моряков была награждена орденами и медалями. Магомед Гаджиев был удостоен ордена Ленина. Из дагестанцев он был первый, кто получил такую высокую награду.
В августе 1937 года Гаджиева отправили в Ленинград в Военно-морскую академию. Но в 1939 его отозвали из академии и направили в район военных действий на Север, где он выполнял боевые задания. В том же году его определили начальником штаба подводного отдела Северного флота. Затем командование назначило Гаджиева командиром 1-го дивизиона подводных лодок. В этой должности он и встретил начало Великой Отечественной.
1-й дивизион под командованием М.Гаджиева стал самой мощной ударной силой в бригаде подводных лодок. Он почти постоянно находился в боевых походах. Его прозвали "Человеком войны". На личном боевом счету Гаджиева к лету 1942 года числилось 10 потопленных транспортов противника. И все это — менее чем за один год!
По почину Гаджиева подлодки Северного флота стали выполнять кроме торпедных, артиллерийские атаки. Тактику использования артиллерии подводной лодки для уничтожения кораблей противника на Северном флоте впервые применил именно Магомед Гаджиев.
Иван Колышкин в своих воспоминаниях так оценил один из самых памятных его боевых походов: "Для нас, подводников, сентябрьский поход "К-2" имел особое значение. За три месяца войны это был первый случай артиллерийской атаки неприятельского судна подводной лодкой. Не имели такого опыта ни черноморцы, ни балтийцы. Конечно, мы учились использовать артиллерию подводных кораблей и по морским, и по воздушным целям… Но, насколько эффективным может оказаться артиллерийский бой – об этом строили предположения. Магомед Гаджиев первым среди нас показал пример тактически обоснованного применения лодочной артиллерии".
Адмирал Арсений Головко, командующий Северным флотом во время войны, так вспоминал о своем боевом товарище Магомете Гаджиеве в своей книге "Вместе с флотом": "…Гаджиев сказал однажды, что командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника.
Прежде всего это относится к самому Гаджиеву, человеку без страха и усталости. Это он, Магомед Гаджиев, кавказский горец из заоблачных аулов Дагестана, ставший подводником, после первого же выхода в море, на коммуникации противника (на второй день войны), доложил свои выводы из рекогносцировочного поиска: "Уничтожать вражеские суда следует не только торпедами, но и применяя артиллерию подводных лодок".
Выводы были абсолютно правильными для действий лодок именно того типа, о котором шла речь: субмарин типа "К" (из ласково называли на флоте "Катюша"), вооруженных двумя 100-миллиметровыми орудиями с хорошей дальностью огня и двумя 45-миллиметровыми пушками. Для лодок других типов, с меньшим вооружением, такая тактика не годилась, а для "Катюш" была целесообразной и легла в основу боевого воспитания комдивом Гаджиевым подчиненных ему командиров кораблей. Причем воспитания на практике, а не только в теории.

28 апреля 1942 года Гаджиев вышел в свой двенадцатый поход на борту "К-23", которой командовал капитан 3 ранга Л.С. Потапов. Бой 12 мая стал последним для экипажа ПЛ "К-23" и командира дивизиона Магомеда Имадутдиновича Гаджиева. На базе получили тревожную радиограмму: "Уничтожил торпедами транспорт противника. Потопил артиллерией два сторожевика. Имею значительные повреждения. Погружаться не могу. Прошу…" А вот что он просил, осталось неизвестным.
Самолеты, тотчас посланные на помощь экипажу «К-23», лодку не обнаружили... Никаких данных о последних минутах экипажа «К-23» не осталось... Некоторые подробности трагедии советской подлодки удалось узнать из перехваченных донесений противника. «К-23» была атакова фашистским самолетом и вместе со всем экипажем погибла. 11 октября 1942 года герою-подводнику капитану второго ранга Магомеду Имадутдиновичу Гаджиеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
М.И. Гаджиев награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями, именным оружием. Навечно зачислен в списки одной из воинских частей. Именем Гаджиева названы город в Мурманской области, улицы в Мурманске, Полярном, Североморске, Усть-Каменогорске, его имя носят Гергебильская ГЭС, завод, клубы, школы, колхозы, совхозы; установлены памятники в городе Гаджиево, в Буйнакске и Махачкале.
У входа в аул, где родился Магомед Гаджиев, не поставили памятный камень, как принято в Дагестане. Это потому, говорят старики аула, что его никто не видел мертвым.

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Плавучая база подводных лодок "Магомед Гаджиев"
ТТД:
Водоизмещение: 7150 т.
Размеры: длина - 137,2 м, ширина - 16,8 м, осадка - 6,5 м.
Скорость полного хода: 16 узлов.
Дальность плавания: 3000 маль при 12,5 узлах.
Силовая установка: дизельная-электрическая, 2 х 2000 л.с.
Грузоподъемность: 42 торпеды калибра 533 мм.
Вооружение: 4 х 1 100-мм артустановки Б-34 УСМА, 4 х 2 57-мм артустановки ЗИФ-31 Б (2 - после модернизации).
Экипаж: 350 чел. + 394 чел. экипажей ПЛ и походного штаба.
В середине 50-х годов ХХ века в ЦКБ "Балтсудопроект"был разработан проект плавбазы дизельных подлодок пр.310. Главный конструктор - В.И.Могилевич, главный наблюдающий ВМФ - капитан 1 ранга Г.В.Земляниченко. Плавбаза была предназначена для базирования четырёх подлодок пр.611 и 613. Её оборудование было способно обеспечить навигационный и аварийный ремонт корпуса, механизмов и вооружения; имеется также хранилище на 42 торпеды 533-мм. В носовой оконечности размещался 100-тонный кран.
Довольно мощное оборонительное вооружение включало четыре 100-мм артустановки Б-34 УСМА и четыре спаренные 57-мм автомата ЗИФ-31 Б. На последней плавбазе успели установить даже ЗРК "Оса-М". На двух плавбазах (пр.310 М) кормовые 100-мм орудия были сняты и вместо них
размещена вертолётная площадка.
История плавбазы:
Плавучая база подводных лодок "Магомед Гаджиев" была заложена по исходному пр.310 на ССЗ №444 им. И. Носенко в Николаеве (заводской №617) 10.11.1956 г., спущена на воду 25.06.1957 г., вступила в строй Северного флота 01.07.1960 г.
В составе группы кораблей "Магомед Гаджиев" принимал участие в спасении моряков с аварийной АПЛ "К-19" у берегов Америки в 1972 г.
В конце своей службы, в 1989 году, плавбаза была переведена с Северного на Черноморский флот. Входила в состав 39-й дивизии морских десантных сил с базированием на Донузлав.
ПБПЛ "Магомед Гаджиев" была выведена из строя флота в 30.06.1993 г. и сдана на слом в Индию.
Этим судном в разное время командовали:
- капитан 2 ранга П. Ковалёв;
- капитан 2 ранга Н.И. Сеньков.
Огромное спасибо, Виолетта!
Очень интересная информация.
Интересная история, достойна экранизации.
Да, согласен!
Автор, вы задали вопрос. Засветите ответ.
В 1724, при Петре I.
Значит я поставил плюсик правильно.
"Потаённое судно" (бочка)-нерабочий проект первой подводной лодки.
Первая в мире была создана в 1620 году, в России, видимо, при Петре 1
Да, при нем. Спасибо за гениальную песню Высоцкого!
Она сейчас как нельзя кстати!