"Гроб из старого мира''. Чего мы не знаем о Ленине!?

"Гроб из старого мира". Чего мы не знаем о Ленине.
Столетие вождя мирового пролетариата гремело на половину земного шара, а нынешний юбилей проходит почти незаметно. При самоизоляции любые торжества исключены, хотя почитатели основателя СССР, конечно, "пойдут другим путем" и постараются возложить цветы к Мавзолею. Что теперь осталось от наследия Ильича и как его мемориалы защитили память о дореволюционной России, которую он разрушал, — в материале РИА Новости.
Отметить по-ленински
Марию Донченко в детстве не успели принять во Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. Сначала потерял актуальность ленинизм, а затем разрушился и Советский Союз. К учению вождя мирового пролетариата она пришла сама, в 15 лет. Сегодня Мария — кандидат в члены Политбюро Центрального комитета партии "Коммунисты России".
Она рассказывает РИА Новости, как идеи "самого человечного человека" помогают ей жить. "На Ленина мы ориентируемся в нашей повседневной борьбе. Сегодня коммунисты находятся в оппозиции. А классовый враг не дремлет. Делает все, чтобы нас расколоть", — уверена Мария. Распад партии на множество объединений она считает бедой. "Ленин тоже говорил о фракционной борьбе, но это было на X съезде, когда большевики уже победили и установили диктатуру пролетариата", — рассуждает собеседница.
Сегодня, 22 апреля, она постарается возложить цветы к Мавзолею Ленина. Получится ли — не знает, но не отчаивается.
В том, что наследие Ленина важно по сей день, убежден и физик Григорий Змиевский. Он возглавляет Ленинское районное отделение КПРФ в московских Хамовниках. "Диалектический материализм, марксизм-ленинизм — то, без чего наука не может развиваться, — полагает он. — Ильич подходит под определение вождя, он был гениальным мыслителем и организатором в одном лице. Таких людей было немного: Ленин, Сталин и Фидель".
Возложение цветов к Мавзолею В. И. Ленина

Коммунисты отметят день рождения Ильича, рассказывает Змиевский, как положено: партсобранием и цветами к Мавзолею. Как это будет выглядеть на практике, тоже пока не знает. Или не распространяется, ведь Ильич учил соблюдать конспирацию.
Михаил Калинин, хоть и беспартийный (покинул ряды КПРФ), против того, чтобы тело Ленина вынесли из Мавзолея и предали земле, — не видит для этого никаких причин. А к культу основателя советского государства относится, наверное, так, как завещал сам Ильич. Последовательный материалист был резко против попыток увековечить его имя. "Какого-то подобострастного отношения к нему, равно как и к любой другой исторической личности, у меня нет", — говорит Калинин. Праздновать сегодня не собирается.
"Уберите Ленина с денег"
Еще тридцать лет назад Ленин был живее всех живых. Октябрята носили звездочки с портретом маленького Володи Ульянова, комсомольцы — значки с профилем взрослого Ильича. Портреты вождя украшали стены любого госучреждения. По ленинским местам совершали паломничества. Ленина цитировали в каждой дипломной работе, диссертации, научной монографии.
Ильич присматривал за советскими людьми даже с денежных купюр. "Ленин — самое чистое деянье, Он не должен быть замутнен. Уберите Ленина с денег, Он — для сердца и для знамен!" — возмущался этим Андрей Вознесенский. Стихотворение напечатали, но "товарищи из ЦК" к поэту не прислушались.
Выставка LENIN. Образ вождя в Приморском государственном объединенном музее имени В.К.
Выставка "LENIN. Образ вождя" в Приморском государственном объединенном музее имени В. К. Арсеньева во Владивостоке
Союз распался, вернулся капитализм. Миллионы наштампованных значков, похвальных грамот, с которых Ильич взирал с прищуром, многотомные труды вроде бы потеряли всякую ценность. Из-за огромных тиражей все это представляло мало интереса даже для коллекционеров. Но только на первый взгляд. Тонкие ценители ленинианы находятся и до сих пор.
"У нас есть своеобразный частный музей СССР. Ленину, поскольку он был нашим идолом, там уделено много места", — объясняет президент Союза коллекционеров России Валерий Архипов. Он перечисляет: огромные бюсты из терракоты 30-х годов, гжель и глина, знамена с Ильичом, грамоты, кружки к столетнему юбилею. Но среди этого изобилия есть и редкие экспонаты. Например, довоенные значки — такие, где Ленин еще со Сталиным, прижизненные или ранние изображения. А поскольку сам он был против собственных портретов в кабинетах, таких не очень много. "Было литейное предприятие ГИЗ-2, так они отлили бюсты вождя сразу после его смерти в 1924 году, сделали посмертную маску", — приводит пример Архипов.
Удивительно, но музей интересен молодежи. И не той, которую любят высмеивать на телевидении, — необразованной, мямлящей какие-то нелепости об истории. По наблюдениям Архипова, молодые люди приходят вполне знающие и разумные.
По ленинским местам
Не пустуют и многочисленные "ленинские места", в том числе музей "Горки Ленинские", где вождь провел последние годы жизни.
"Посетители самые разные, — рассказывает директор мемориала Олег Хромов. — Нет только детей, которых в советское время сюда привозили целыми классами. Зато заглядывают студенты, их Ленин интересует как личность".
Главный дом открытого после реставрации ансамбля усадьбы Горки Ленинские
Главный дом открытого после реставрации ансамбля усадьбы "Горки Ленинские"
Любопытна и сама усадьба. "Если в другие усадебные дома-музеи пришлось свозить мебель, детали эпохи, как мы говорим, типологию, то в Горках тот старый мир, который Ленин разрушал, остался нетронутым", — подчеркивает Хромов.
Парадоксальным образом "ленинское наследие" позволило сохранить уголок дореволюционной России, подтверждает и директор музея-заповедника "Родина Ленина" Ирина Котова.
"Это ведь история не столько Ленина как политика, сколько семьи Ульяновых. Этот квартал русского губернского города сохранился с тех времен. Тут жил не вождь всех угнетенных, а сын горожанина Ильи Ульянова, известного в Симбирске человека с большими связями. Это погружение в быт и культуру той страны, которой уже нет", — говорит она.
Да и похоронили вождя мирового пролетариата буквально в осколках старого мира. "Двадцать четвертый год, страна бедная, можно сказать, нищая, — напоминает Хромов. — Построить саркофаг поручили Константину Мельникову. Он взял идею из сказки о спящей царевне: хрустальный гроб должен был висеть в воздухе". Невесомость конструкции Мельников придал за счет преломления света.
Посетители заходят в Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади
Но тело вождя пролетариата надо было защитить. Желательно непробиваемым стеклом. "А где его взять в разоренной стране? — продолжает Хромов. — Так вот, Мельников часто бывал в ресторане "Яръ", где до революции гуляли купцы. Гуляли от души, порой дрались и выбивали окна. Поставили стекла попрочнее. И вот они пригодились для саркофага Ленина".
Храм вождя
Самое главное ленинское место — естественно, Мавзолей, там, где лежит "вечно живой" забальзамированный Ильич. Именно сюда несут цветы. Смерть вождя, точнее то, что ее сопровождало, до сих пор вызывает большой интерес. Бальзамирование закономерно ассоциируется с мумиями фараонов. Но такое сравнение некорректно, утверждает египтолог Виктор Солкин.
"В Древнем Египте тело погружали в смесь соли и соды, совершали сложные ритуалы, — объясняет он. — Если коротко, то труп высыхал за счет того, что уходили жиры и жирные кислоты. Плюс обрабатывали сложным составом на основе пальмового вина, трав и масел". Но у такого способа был существенный изъян: усыхая, черты лица сильно менялись. Чтобы этого избежать, кожу надрезали, набивали опилками и тканью, покрывали воском, золотили, инкрустировали глаза".
Портрет В. И. Ленина
"С Владимиром Ильичом применяли совсем другую технологию, — говорит историк. — Внутрь тела, сохранившего эластичность, закачали состав на основе формалина и глицерина".
Мавзолей вовсе не повторяет пирамиду — место упокоения царя, подчеркивает Солкин. "В первом деревянном строении были элементы, схожие с древнеегипетскими: как у ограды пирамиды царя Джосера, имелись массивные "ложные двери" в стенах первого яруса, — уточняет египтолог. — А нынешнее напоминает скорее храмы древнего Вавилона".
Никаких параллелей нет и с религией Древнего Египта. "Царские мумии не были объектами культа. Тело считалось лишь одним из девяти элементов сущности человека. Его сохраняли для успешной трансформации в пресветлый дух, который воссоединялся с богами и предками. Культ, увековечивающий имя и деяния, отправлялся в заупокойном храме фараона, отделенном от гробницы. Поэтому символически разница между мумией Ленина и фараона огромная", — указывает Солкин.
Сравнивать стоит скорее с обрядами на островах Полинезии и Океании. Там тело вождя коптят и помещают на крышу, приводит пример Солкин. Для общих собраний его спускают на землю: считается, что так умерший присутствует среди живых.