Просвирин Антон Георгиевич
Просвирин А. Г. Подписчиков: 493
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 508

Банк не может изменять тарифы по обслуживанию граждан в одностороннем порядке

399 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 33,21 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Граждане привыкли к тому, что банки имеют право изменять условия обслуживания своих клиентов (в невыгодную для этих клиентов сторону!) по своему усмотрению. Во многих договорах на открытие банковских счетов указывается право банка на одностороннее изменение тарифов за обслуживание клиентов. Стоит ли говорить о том, что как правило, эти тарифы изменяются в большую сторону! При этом, для подобного изменения тарифов банку достаточно опубликовать соответствующую информацию у себя на сайте.

Интуитивно подобное условие в банковском договоре представляется несправедливым. В самом деле, вы разместили в банке свои денежные средства, рассчитывая по окончании срока размещения, перевести их на счет в другом банке, уплатив комиссию 1% от суммы. Однако, когда подошел срок закрытия вклада, вас «обрадовали», что комиссия теперь 10%. А поскольку в договоре было указано право банка на одностороннее изменение тарифов, то вроде бы получается, что «все по закону».

На самом деле, нет! Не по закону. Соответствующее разъяснение дал Верховный Суд РФ в определении от 11.02.2020 по делу №78-КГ 19-52. Согласно разъяснению Верховного Суда, ст.29 Закона «О банках и банковской деятельности» прямо предписывает, что «комиссионное вознаграждение за банковские операции устанавливается банковской организацией только по соглашению с клиентами».

При этом, согласно ст.310 Гражданского кодекса РФ, одностороннее изменение условий договора, по общему правилу, не допускается (за исключением случая, когда все стороны договора осуществляют предпринимательскую деятельность). В случае, если исполнение договора связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами (как в договоре с банком и гражданином – банк осуществляет предпринимательскую деятельность, а гражданин – нет), право на одностороннее изменение его условий может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.

Таким образом, закон не запрещает банкам изменять условия договора, но в случае с клиентами – физическими лицами новые тарифы должны быть согласованы гражданами путем (например) подписания дополнительного соглашения к договору. Если конечно граждане на такое изменение будут согласны.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 ≪О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении≫ предусмотрено, что если одностороннее изменение условий обязательства совершено тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом, или соглашением сторон или не соблюдено требование к их совершению, то, по общему правилу такое одностороннее изменение условий договора не влечет юридических последствий, на которые они были направлены.

Итак, банки не могут самовольно, без письменного согласия граждан, изменять условия банковского обслуживания (например, размер тарифов), даже если подобное право прописано в договоре с гражданином!

4 комментария
Понравилась публикация?
13 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Просвирин Антон Георгиевич
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Актуальная тема 👍🔥

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Общеизвестная информация, но возможно для кого то и будет полезной, особенно ссылка на решение Верховного Суда.

раскрыть ветку (0)
Пенсионер мо Гость_195281
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.7М
23.04.2020, 11:56
Санкт-Петербург

РАЗГОРАЕТСЯ СКАНДАЛ МЕЖДУ С. ГЛАЗЬЕВЫМ И ЦБ КАК РАЗ НА ЭТУ ТЕМУ. ЕДИНОДУШНЫЙ ВЫВОД читателей: профессионализм госпожи Набиулиной не стоит даже пыли с подмёток

Сергея Глазьева!

Одно из двух: или В. Путин, как КЭН, АБСОЛЮТНЫЙ НОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ, ИЛИ ОН ПРЕДНАМЕРЕННО РАЗВАЛИВАЕТ ЭКОНОМИКУ РФ.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вопрос: Если банк в одностороннем порядке ввёл повышенные тарифы лишь в отношении ИП и ООО не является ли это дискриминацией по форме собственности и нарушением закона как антимонопольного, так и закона о банках и банковской деятельности?

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Невыгодный ноябрь. Или что предложил мне Сбербанк по категориям

Вот начался новый месяц, а это значит первого числа нужно выбирать категории в программе Сберспасибо от Сбербанка. У меня достаточно давно карта Сбербанка и какой-то процент по бонусам мне все же начислялся.

Банк хотел меня обмануть — но не смог, я заставила его мне заплатить!

Приветствую Вас, дорогие читатели! Знаете, у меня столько историй из юридической практики накопилось, что иногда не знаешь, когда все это писать — работа что-то последнее время "поглощает" почти полностью.

Стоит ли работать в банке?

Работа в банковской сфере привлекает многих соискателей, но, как и в любой отрасли, здесь есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их детально. полный соцпакет (отпуск, больничный, пенсионные отчисления).

Традиционные банки в ярости от маркетплейсов

“Карманные” банки маркетплейсов, которые поначалу недооценивали и к которым относились скептически стали не просто вызовом, а угрозой традиционным банкам, способной изменить банковский рынок в корне.

7 популярных мошеннических схем 2025 года

Если раньше мошенник ассоциировался с тёмным подъездом и фразой «кошелёк или жизнь», то теперь он с ноутбуком, на связи по Zoom и представляется “ведущим специалистом службы безопасности банка”.