Беспилотный транспорт – новый вид услуг

Высокоавтоматизированные автотранспортные средства традиционно не воспринимаются в качестве роботов, хотя по сути своей соответствуют подавляющему большинству определений термина "робот".
Широкое использование высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств становится реальностью, а не только фантазиями режиссеров фильмов и авторов книг о будущем.
Немного о понятии
К категории так называемых транспортных роботов можно отнести любых роботов, основной функцией которых является перемещение. Такие роботы могут быть предназначены для перемещения людей, грузов либо сбора какой-либо информации.
Транспортные роботы, как и транспорт в целом, могут подразделяться на определенные виды: в зависимости от среды выполнения функций (наземный, водный, воздушный и т.д.) и в зависимости от сферы обслуживания (транспорт общего и личного пользования, а также специального назначения).
Главным препятствием, сдерживающим использование транспортных роботов, то есть беспилотных и высокоавтоматизированных транспортных средств, в реальном дорожном движении является отсутствие нормативной правовой основы.
Есть задача
Не вызывает сомнений, что для того чтобы избежать неконтролируемых последствий широкого внедрения подобных средств в нашу жизнь, необходимо разработать соответствующее правовое регулирование. Особое значение имеет регулирование систем искусственного интеллекта, применяемых на транспорте.
Для успешного развития направления беспилотных транспортных технологий в ближайшее время необходимо решить вопросы допуска машин с функцией автопилота на дороги общего пользования, а также определить ответственность за возможные ДТП с их участием.
Развитие подобного рода транспорта особенно интересно для субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и грузов. Именно поэтому беспилотные и высокоавтоматизированные транспортные средства рассматриваются с точки зрения сферы оказания услуг и воспринимаются как сервисные робототехнические устройства.
Что говорит закон
В России законодательные изменения произошли относительно беспилотных летающих аппаратов. Так, 30 марта 2016 г. вступил в силу федеральный закон № 462-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов", регламентирующий обязательную сертификацию, аттестацию и государственную регистрацию беспилотных летательных аппаратов. В тексте закона появились понятия "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно".
Согласно п. 5–6 ст. 32 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, беспилотное воздушное судно – это воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна; беспилотная авиационная система – это комплекс, включающий в себя одно или несколько таких воздушных судов и средства для управления их полетом.
На практике
На практике же оказалось, что сложности были не только правовые, но и технические.
В апреле 2018 г. в Улан-Удэ должна была состояться первая в России доставка почтовых сообщений беспилотным летательным аппаратом, но дрон "Почты России" потерпел крушение, пролетев всего несколько метров.
Представляет интерес опыт Европейского союза (ЕС), где ведется разработка дорожной карты по развертыванию в ЕС транспортных средств с высокой степенью автоматизации. Дорожная карта GEAR2030 (конкурентоспособный и устойчивый рост автомобильной промышленности Европейского союза до 2030 года) сосредоточена на трех направлениях: адаптации производственной цепи к новым глобальным вызовам; автоматизированных и связанных транспортных средствах; торговле, международной гармонизации и глобальной конкурентоспособности.
Вместе с тем Россия не стала исключением.
Производители долгое время испытывали проблемы с тестированием нового вида транспорта на дорогах ввиду неурегулированности вопроса. Для устранения правового пробела было подписано распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2018 г. № 535-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Автонет", которое утверждает дорожную карту по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в сфере автомобильного транспорта "Автонет".
Всего документ содержит 75 мероприятий по совершенствованию нормативного правового регулирования для внедрения новых технологий, товаров и услуг на рынках электрических, беспилотных и подключенных автомобилей, транспортной логистики, интеллектуальной городской мобильности, а также телематических, транспортных и иных информационных систем. Так, предлагается создать условия для вывода на рынок транспортных средств с высокой степенью автоматизации, установить налоговые льготы для продажи электромобилей и гибридных автомобилей, определить правовой статус "больших данных", которые будут формировать сами автоматизированные транспортные средства, и др.
Прогнозы
Согласно прогнозам главы Росстандарта Алексея Абрамова, к 2025 г. количество полностью автономных автомобилей в России превысит 20 000 единиц. А через 25 лет в России будет до 11 млн беспилотных транспортных средств, что, бесспорно, потребует от законодателей оперативного заполнения правовых пробелов.
В рамках реализации дорожной карты "Автонет" было подготовлено постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. № 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. на территории Москвы и Татарстана. В постановлении речь идет о "высокоавтоматизированном транспортном средстве", в салоне которого находится страхующий водитель, который не вмешивается в управление. Были также даны определения таким понятиям, как "автоматизированный режим управления", "автоматизированная система вождения"
"автоматизированная система вождения – программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя, с возможностью автоматического отключения при воздействии водителя на органы управления для перехода в режим ручного управления при необходимости, в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия),
"собственник и водитель высокоавтоматизированного транспортного средства", кроме того, определены участники эксперимента:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; собственник высокоавтоматизированного транспортного средства; испытательная лаборатория –
и порядок участия. Важным является обстоятельство, что заявитель для участия в эксперименте должен застраховать и поддерживать застрахованным в период эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц на сумму 10 млн рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства.
Еще 17 июля 2018 г. "Яндекс" заключил с властями Москвы соглашение о развитии беспилотного транспорта в городе, что и явилось своего рода почвой для разработки проекта постановления. Интересно, что "Яндекс" уже проводил испытания на дорогах общего пользования: еще в начале 2018 г. машина курсировала по улицам Москвы. Водитель находился на водительском месте, но к рулю не притрагивался. Однако позже стало известно, что ГИБДД не разрешало проводить испытания в Москве. В октябре 2018 г. "Яндекс" также запустил на территории технопарка "Сколково" сервис для вызова беспилотного автомобиля через приложение "Яндекс. Такси".
Разновидностью транспортных роботов также являются роботы-курьеры, так как они предназначены для перемещения грузов. Вперед шагнула в законодательном определении данного вида транспортных роботов Эстония.
Развитию беспилотных систем способствует также создание и функционирование профессиональных ассоциаций. В нашей стране уже создано некоммерческое партнерство "Ассоциация беспилотных систем в Российской Федерации", целью которого является пропаганда, защита и развитие компаний и частных лиц, имеющих отношение к беспилотным системам (БС) в Российской Федерации в технических, промышленных, финансовых, коммерческих, технологических и профессиональных областях.
Наряду с данной ассоциацией функционирует также Ассоциация АЭРОНЕТ, которая является крупнейшим в России профессиональным объединением юридических лиц, осуществляющих разработку и эксплуатацию гражданских беспилотных авиационных систем.
Следует отметить, что автоматизация транспортных средств должна развиваться постепенно. Накопленный нашей страной опыт в части технологий автоматизированного управления пока еще недостаточен для реализации проектов транспортных средств с высокой степенью автоматизации. Новые проекты должны быть реалистичными и учитывать российские условия. Запуск транспортных средств с автоматизацией управления требует наличия необходимой инфраструктуры: средств коммуникации, дорожной сети.
Отсутствие этих условий может существенно снизить экономический эффект от разработки и внедрения соответствующих проектов.
С учетом специфики и бурного развития каждого вида роботов видится целесообразным разрабатывать и внедрять отраслевое регулирование с развитием конкретных видов роботов, в том числе сервисных. Очевидно, что регулирование должно быть основано на определенных общих положениях, которые должны быть сформулированы в виде норм-принципов. Универсальные базовые критерии можно закрепить в основах законодательства о робототехнике, что позволит в дальнейшем развивать их для каждого вида и подвида роботов. При разработке законодательных основ важное значение имеет особенно техническая составляющая, очень важно учитывать мнения специалистов из разных областей, которые прямо или косвенно пересекаются с робототехникой.
Источник информации: Юридическая концепция роботизации: Монография / Н.В. Антонова, С.Б. Бальхаева, Ж.А. Гаунова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. М.: Проспект, 2019. 240 с.
Пользуетесь беспилотными роботами?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я не доверяю роботам.
Поддерживаю!
А я таксистам.
А людей тем более.
Очень занимательно и позновательно.
Лично я хотел бы использовать такой транспорт и с удовольствием принял бы приглашение в его тестировании на территории Крыма.
А вообще-то с развитием беспилотников есть ряд вопросов:
1. Куда деть оставшихся без работы водителей и инспекторов ДПС.
(а косвенно - рихтовщиков и маляров на СТО, врачей-травматологов, сотрудников похоронных контор, автостраховщиков, автоюристов и прочий рабочий класс, который "кормится" за счёт автопроисшествий).
2. Чем компенсировать доходную часть бюджета от нарушений ПДД
(ведь беспилотники не будут нарушать ПДД, бухать и звонить "за рулём"...)
3. Что делать с предприятиями, которые занимаются разработкой и производством систем фиксирования нарушений ПДД.
(хотя этот пунт можно отнести к безработице).
Полагаю, что подобные вопросы касаются и других сфер, в которых активно внедряется робототехника и системы искусственного интеллекта.
Кстати, а вас бы пугал бы такой прогрес, если бы был введён безусловный базовый доход? www.9111.ru
КЛАСС! Мое уважение!
Спасибо!
Кстати, Вы смотрели последний первомайский выпуск "Бесагона" www.9111.ru
В общем то вопросы поставлены "актуальные" но на мой взгляд их можно было бы и опустить, особенно пункты, в которых упоминаются, всевозможные "прилепалы" ...Ну да Бог с ними, они в конце концов найдут себе место, да и новые появятся, а те кто не смогут, мне их и не жаль. Значит кончилось их время. А дело это нужное. Мне кажется сейчас наступает время беспилотных авиа транспортировок, они на много просты по отношению к автодорожным. В пространстве воздушном на много больше возможностей, и меньше сложностей. В небе пробки сложнее встретить... Да и дорожное полотно отсутствует. Конечно есть свои нюансы, но они больше пугающие, чем страшные, и не преодолимые. Но при правильном подходе всё уладится не смотря не на что. А с точки зрения безопасности, так на мой взгляд на дороге опасней, чем в воздухе. Там на узкой полосе находится огромное количество быстро несущихся и тяжёлых машин, а в воздухе при правильной организации этого не будет вообще, и пробок не будет...
Да а относительного вашего интереса, Как вы себе это представляете, я имею в виду Ваше участие...?...
Владимир, согласен, что в воздухе и на море беспилотные технологии проще тестировать, дорабатывать и эксплуатировать.
Своё участие я представляю в тестировании беспилотника, фиксация ситуаций, которые существенно влияют на работоспособность систем управления и подготовку предложений для их улучшений.
А Вы как то связаны с этой индустрией?
Интересно, в основном пользуюсь))) 🌿🌹🌿
Раньше видели уже такое в фантастических фильмах)) Теперь вот.. явь))