Новации в КоАп и УК России об ответственности за распространение информации

12 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткая записка об изменениях в законодательстве (об ответственности за распространение информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан)

1 апреля 2020 года в законную силу вступили ряд поправок в Кодекс России об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс России, в том числе и дополнения, касающиеся ответственности за распространение заведомо ложной информации.

Новации, как представляется, изданы в целях установления ответственность граждан и организаций за распространение (в том числе и публичное) информации, касающейся обстоятельств, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Так, изменения коснулись как Кодекса России об административных правонарушениях, так и Уголовного кодекса. При этом отличия в деянии, признаваемого криминальным, для разграничения ответственности (административной от уголовной) заключаются, прежде всего, в том, что для признания деяния уголовно наказуемым распространение информации должно быть совершено публично, для признания деяния наказуемым по правилам административного производства распространение информации должно быть осуществлено посредством средств массовой информации и телекоммуникационных сетей.

Остановимся на этом более подробно.

С 1 апреля 2020 года вступила в силу новая редакция статьи 13.15 Кодекса России об административных правонарушениях (КоАП). Статья эта носит название «Злоупотребление свободой массовой информации». Она дополнена двумя новыми частями:

часть 10.1 –

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств-

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

В пункте 2 примечаний к данной статье указано следующее:

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в части 10.1 настоящей статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Необходимо отметить, под обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, здесь почти полностью и в точности приведён фрагмент части «б» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». И, если руководствоваться этим, то в случае вменения нарушения за действия, подпадающие под санкцию части 10.1 статьи 13.15 КоАП, то напрашивается и вывод о том, что такие действия могут быть совершены не иначе, как при объявленном режиме чрезвычайного положения. То есть, если государство в лице его органов и должностных лиц признаёт, что обстоятельства, представляющие угрозу жизни и безопасности граждан, наличествуют, а чрезвычайное положение не введено, тогда либо дана неверная оценка со стороны правоприменителей, либо Президент явно бездействует и в нарушение требований ФКЗ «О чрезвычайном положении» не объявляет последнее.

Как видно, наказание предусмотрено для юридических лиц – владельца соответствующего СМИ, ресурса в сети Интернет либо владельца социальной сети.

Распространение информации признаётся наказуемым только в том случае, если распространена информация под видом достоверной, когда лицу, её распространившему известно о том, что такая информация является недостоверной.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, могут быть и обстоятельства (с учётом времени принятия изменений), связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, Постановлением Правительства России от 31 января 2020 года коронавирус был признан заболеванием, представляющим угрозу для окружающих. Таким образом, фактически любая информация, касающеяся этого заболевания (способ распространения, инкубационный период, процент смертности, последствия и т.п.).

Обращает на себя внимание и то, что криминальной признаётся и распространение информации не только о самом заболевании, но и о принимаемых мерах, приёмах и способах. Здесь власть явно позаботилась о себе и признала наказуемым критику в свой адрес.

В соответствии с Конституции России, каждый имеет право на распространение информации любым не запрещённым законом способом. Исходя из этого, ничем не запрещено и не может быть запрещено право граждан на распространение информации в качестве собственных взглядов и оценок на те или иные процессы. Наказуемо лишь деяние, когда информация умышленно преподносится в качестве достоверной (когда автор знает или должен знать о том, что распространяемая им информация не соответствует действительности). Таким образом, чтобы избежать ответственности необходимо всякий раз ссылаться на то, что выдаваемая информация является собственным мнением или предположением автора либо его собственной оценкой освещаемых событий.

часть 10.2-

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи,-

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Приведённая выше конструкция правовой нормы вызывает много вопросов в части выявления причинно-следственной связи и её доказывания между совершённым действием по распространению и наступившими вредными последствиями. На первый взгляд, здесь имеется в виду распространение информации, породившее массовую панику и соответствующие последствия. Впрочем, от наших правоприменителей можно ожидать чего угодно. Какой-то практики по применению данной статьи, в силу естественных причин, ещё не сложилось.

часть 11-

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 настоящей статьи,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестисот тысяч до девятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 10 статьи 13.15 КоАП каким-либо изменениям и дополнениям в 2020 году не подверглась. Соответствующие изменения в части 9 и 10 изменения были внесены годом раньше – в марте 2019 года. Но будет важно всё же привести её (наряду и с частью 9) и мы тогда сможем убедиться в том, что частей 9 и 10 вполне было бы достаточно. Но, как представляется, власть слишком напугана и явным усилением репрессивного аппарата пытается обеспечить свою собственную безопасность. Итак, приведём целиком указанные две части статьи 13.15 КоАП:

9. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

10. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 настоящей статьи,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Как видно, принципиальных отличий между содержанием фабул частей 9 и 10 от частей 10.1 и 10.2 не имеется за исключением одного, вернее, двух обстоятельств. А именно: власть слишком боится критики в свой адрес, видимо заранее имея намерения не совершать необходимых и требуемых от неё по закону действий (в частности по купированию распространения инфекции и заботе о гражданах, оставшихся без средств к существованию). Второе – явное усиление штрафных санкций как способ запугивания. Так что никакого такого режима ЧС или ЧП не ждите и не надейтесь. Бороться с инфекцией мы так и будем в режиме повышенной готовности и непонятного карантина в виде ограничительных мероприятий при ручном управлении сказочного президента, бросающего нам время от времени подачки в виде мизерных компенсаций и выплат небольшому кругу из общего числа нуждающихся.

Но и этого власть посчитала не совсем достаточным - я говорю о новациях в законодательстве. Так, выше мы показали примеры усиления давления на граждан и организации при помощи достаточно (или даже сверх) серьёзных санкций. Весьма расплывчатые формулировки норм права открывают настежь окно возможности для их произвольного толкования правоприменителем (чиновником). При том условии, что в нашем, путинском, государстве все три ветви власти (судебная, исполнительная и законодательная) слились в едином экстазе, то и произвольное толкование всегда оказывается не в нашу, граждан, пользу. Так вот, чего больше всего боится режим, который грабит население и держится, буквально на силовом аппарате и на лояльности к нему правоохранительной и судебной системе? Казалось бы – вот Вам санкции. Попробуй – опубликуй что-либо, что может показаться власть имущим распространением заведомо недостоверной информацией о действиях (бездействии) власти в ситуации распространения коронавирусной инфекции. Тут же и суд (тот, который самоустранился от рассмотрения обращений граждан, но всегда готовый заседать для вынесения наказания тем же гражданам в виде штрафов за нарушение так называемого режима «самоизоляции) – тут как тут – стукнет молоточком и оглянуться не успеешь. Но это в режиме процесса, когда население нашей страны посажено по домам и полностью разобщено. Ответ очень прост, мало того, власть сама нам говорит о том – чего же она боится больше всего.

Вы можете размещать свои статьи и ролики в соцсетях. Это не страшно. Власть уже вполне освоила инструментарий по искусственному подавлению активности в сети. Скрутит просмотры, закроет канал, напустит проплаченных троллей. Но, обратимся всё же, к Уголовному кодексу России. Как было сказано выше, и в него были внесены изменения. Какие же они? Какие деяния власть посчитала необходимым рассматривать уже в качестве уголовных мало обращая внимание на запрет цензуры и право граждан на свободу распространения информации любым законным способом. Итак.

с 1 апреля 2020 года в Уголовный кодекс России, кроме прочего, добавлены две статьи.

Статья 207.1. Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан

Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств-

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Под обстоятельствами, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан здесь выступают всё те же обстоятельства, что и те, что были нами приведены выше. Поэтому соответствующее примечание к данной статье мы опустим и приводить не будем.

Статья 207.2. Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия

1. Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека,-

наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,-

наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

О том, что из себя представляет общественно значимая информация, в законе не сказано. Да и зачем. Мы уже говорили о том, что власть предпочитает кое в чём не договаривать – так легче потом фабриковать обвинительные заключения. Посчитала, что распространена публично значимая информация – значит, так и есть. О том, как работают лингвистические эксперты, мы уже знаем из нескольких нашумевших дел. Как из слова может последовать причинение вреда здоровью человека, его смерть или иные тяжкие последствия – об этом тоже не нужно ломать голову. В стране нашей следователи своё дело знают. Команды исполняют чётко и в срок. Да и вымирание народа набирает темпы. Всегда найдётся заболевший или умерший. Про так называемые «иные тяжкие последствия» и говорить не нужно. Ибо кризисы меняют один другого. А, судя по тому, что действиями властей страна доведена до ручки – таких последствий скоро будет трудно сосчитать (заложенные прочности, оставшиеся нам от Советского Союза тоже имеют свои, естественные, пределы). Речь не об этом. Вы обратили внимание на отличие в наименованиях статей Уголовного и кодекса об административных правонарушениях? Отличие, фактически, в одном слове. Для того, чтобы соответствующее распространение информации стало уголовно наказуемым деянием, оно, это распространение, должно быть совершено ПУБЛИЧНО. Вот, оказывается, в чём кроются все страхи власть предержащих. Они боятся того, чтобы мы высказывались публично. На улице, на остановке, в метро, на площади. Перед несколькими соседями или перед лицом народной массы. Они боятся слова, высказанного другим людям. Вот – что для них страшеннее всех публикаций в соцсетях и в сети Интернет. Поэтому нам так любят запрещать публичные мероприятия и Конституция, её 31-я статья, в соответствии с которой граждане в праве собираться мирно и без оружия, им не становится помехой.

У нас остаётся один и единственный в своём роде выход. Говорить правду и ничего не бояться.

Подписаться
Донаты ₽

Мнение КПРФ о бюджете страны и сложности момента.

Понятна каждому чрезвычайно сложная нынешняя ситуация, когда страна находится в военном противостоянием не столько с Украиной, сколько со всем «цивилизованным» Западом. И мы – коммунисты прекрасно понимаем.

Жуткая история из Кирова: пенсионер умер во время задержания за кражу настойки за 300 рублей

Жуткая история произошла в Кирове, там 67 - летний пенсионер умер после того как продавщица, грузчик и охранник повалили старика на землю, замотали ему руки и ноги скотчем, а потом и сели на него,...
01:11
Поделитесь этим видео

"Истец отказался от иска": как мой простенький отзыв на иск заставил правообладателя отступить в суде

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня расскажу Вам историю из моей юридической практики. Меня зовут Дарья Алексеевна, я юрист и писательница. Часто пишу не только тексты, но и процессуальные документы,...