Вы разбили бутылку в магазине до оплаты на кассе – что делать?

Что делать, если вы или ваши дети разбили в магазине товар до его оплаты на кассе?
Начнем сначала
В последнее время в социальных сетях и у различных блогеров появляется масса статей с подобными заголовками, из которых следует, что если вы разбили бутылку до оплаты на кассе, то магазин чуть ли не извиниться перед вами обязан.
Для того чтобы понять, в чем заключается ошибка, нам нужно обратиться к понятию вины. Вина — это одно из основополагающих понятий в гражданском праве. Про вину написаны сотни монографий, научных статей, но для того чтобы уяснить смысл этого термина на обывательском уровне, как ни удивительно, проще всего обратиться к уголовному кодексу.
Уголовное право гласит, что вина — это психическое отношение лица к совершенному им деянию. Вина может проявляться форме умысла (когда лицо желает наступления негативных последствий своих действий) и форме неосторожности (когда лицо наступления таких негативных последствий не желает).
Неосторожность в свою очередь проявляется как легкомыслие или как небрежность. В случае легкомыслия лицо предполагает, что могут наступить негативные последствия, однако самонадеянно, без должных к тому оснований полагает, что оно сможет их избежать.
В случае небрежности лицо не предполагает, что наступят негативные последствия, однако при должной степени внимательности и осмотрительности оно могло и должно было это предположить.
Допустим, вы взяли банку корнишонов с полки, а соседние огурцы затрепетали и обрушились. Скорее всего, налицо в ваших действиях легкомыслие. Вы видели, что банки стоят неустойчиво, могли пригласить продавца, однако самонадеянно решили, что справитесь сами. Налицо вина в форме неосторожности.
Вторая ситуация: вы поскользнулись на влажном полу и вынесли стеллаж с шампанским. Скорее всего, в данном случае проявляется небрежность. Вы заранее шли к стеллажу, не увидели табличку о том, что пол мокрый, потому что, например, смотрели в телефон, хотя могли ее увидеть и избежать причинения вреда.
Помимо умысла существует и иная форма вины — неосторожность, и с точки зрения гражданского права форма вины не имеет никакого значения: как в случае умысла, так и в случае неосторожности причинитель вреда обязан возместить ущерб в полном объеме.
Как следует из статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, бремя доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда, то есть не магазин должен доказать, что у потребителя имелась вина в причинении вреда, а именно потребитель должен доказать, что такой вины не было. И, поверьте, сделать это в суде не так просто.
Говоря простым языком, риск случайной гибели вещи лежит на её собственнике, и это указано в статье 459 Гражданского кодекса РФ. Вот только важно разобраться, что понимается под случайностью. В обывательском смысле под случайностью мы зачастую понимаем неосторожное причинение вреда. Например: «Дорогой, я случайно разбила твою машину».
Юристы же под случайностью понимают причинение вреда вообще без вины, в том числе неосторожной. Например, произошло землетрясение, и со стеллажа попадали бутылки. Вот риск именно такого уничтожения без вины, то есть случайного, и несет собственник вещи. Если же покупатель шел мимо стеллажа и неосторожно задел бутылку, которая разбилась, ни о какой случайности речи не идет: речь идет о неосторожности.
Выводы
«Пройти мимо и ничего не задеть было трудно физически». Тут налицо вина в форме легкомыслия: покупатель видел, что бутылки стоят неустойчиво, и, несмотря на это, пошел в ту сторону, наивно предполагая, что он сможет избежать негативных последствий. Виновен!
Да, действительно, скорее всего, конфликт будет улажен еще в магазине. Но нужно понимать, что произойдет это не потому, что потребитель прав, а продавец не прав, а потому, что магазину всегда выгоднее остаться в хороших отношениях с лояльным покупателем, который будет регулярно посещать этот магазин и тратить свои денежки.
Если же продавец все-таки захочет обратиться в суд, то нужно понимать, что такое дело, скорее всего, он выиграет, особенно если потребитель будет пользоваться не совсем адекватными советами.
Категорически не согласна!
Продавец обязан расставлять так, чтобы расстояние между полками было не менее 70 см. И товар должен не иметь рисков случайного падения. Если полки имеют меньшее расстояние, то тут - однозначно, ответственность на собственнике, то есть, на продавце.
Эти вопросы давно уже рассматривались Роспотребнадзором.
Поддерживаю. Более того, покупатель не может исходить из того, что банки/бутылки могут стоять неустойчиво или полка под ним быть неустойчивой. Я в качестве покупателя исхожу из того, что весь товар выложен с учётом законов физики, т.е. продавец изначально заинтересован в такой выкладке товара, которая будет устойчивой, при которой можно брать товар сверху без ущерба для нижних и боковых банок.
Добавлю. Про слова о том, что "должен был позвать продавца" - магазин самообслуживания предполагает изначально, что всё разложено для самостоятельного взятия. А вообще, тут высока доля состязательности, т.к. не настолько всё однозначно и очевидно, как в некоторых иных вопросах.
До этого были автоподставы, а тут похоже нужно больше опасаться витринных подстав. Дорогой, не ходовой товар будут составлять на один стеллаж и подпиливать ножки, и вот он долгожданный прилично одетый покупатель.
Какие 70 см? 140 не хотите! А то и более, все зависит от площади магаза.
И объёма талии того, у кого нету талии_!
Не всё так, как Вы преподносите и не все причины нанесённого ущерба Вами сказаны. Ранее была достаточно обширная информация о случаях ущерба и о том кто отвечает - покупатель или хозяин магазина. Только один момент скажу. В каждом магазине много рядов, стеллажей или полок. Так вот! Расстояние между рядами с полками, стеллажами должно соответствовать площади магазина! И если они не соблюдены, то покупатель не несёт ответственности. Посмотрите что в наших магазинах. Идёшь по ряду и боишься зацепить сумкой товар соседнего ряда ит д. Я сама чудом не разбила дорогой фарфор. И я зная о расстоянии между рядами, подозвала продавца и сказала ей об этом. Она округлила свои глазки и ничего не сказала. А расстояние было меньше 1 метра. Так что, пожалуйста, найдите эти нормы и нам их озвучьте. Вот это будет действенная помощь нам покупателям. Хотя можно и самим найти.
Статья полнейший бред! Почему придя в магазин покупателю необходимо обращать внимание на устойчивость товара на полках, мокрый либо сухой пол и т.д.? Продавец обязан обеспечить удобство совершения покупок, и если не ошибаюсь, в законах защиты прав потребителей все подобные случаи описаны.
Получается, что покупатель непременно должен узреть, что банки или бутылки стоят неустойчиво, а те, кто раскладывает ничего не должен учитывать? Раскладывая нужно непременно убедиться, что товар стоит устойчиво и его случайно зацепить нельзя. И в этом случае вина будет исключительно на продавце, но, конечно, это нужно будет доказать, скажем заснять результаты происшедшего и соседние полки, где, наверняка, товар будет стоять также. Кроме того, во всех системах самообслуживания имеются камеры слежения и фиксация этого момента достоверно покажет причину происшедшего: неловкое движение покупателя или неустойчивое расположение товара.
Сейчас в судах видеозапись имеет статус вещественного доказательства и непредвзятый судья легко определит виновного.
Полезная информация, благодарю Вас 👍🔥
Бутылку, разбить, с водкой? Это кащунство.
"кОщунство"
Чему вас в институтах учили?
До институтов ОНЕ ЕГЭ сдавали...
Кащюнство, что у вас ЧЮ отсутствует напрочь😂
Раньше было "кощунство".
Ну, таки перестройка же. . .
Всё будет зависеть от покупателя. Все такие случаи заложены уже в цену товара.
Наглость (в хорошем смысле) второе счастье. Я участвовал в процессе разбирательства (как свидетель), в магазине один из посетителей разбил сантехники на очень большую сумму. Как в кино, сработал эффект домино. Я как свидетель встал на сторону незадачливого посетителя. В момент сильного наезда со стороны представителей магазина, я отвлёк их внимание, ну а виновнику сказал: исчезни. Ну а потом я два часа наслаждался разборками и беспомощностью представителей магазина. Понятно, что кто-то за всё заплатит... ну это уже другая история.