Анастасия
Анастасия Подписчиков: 92
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3

Эстетика хорроров. Является ли "фильм ужасов" искусством?

128 дочитываний
38 комментариев
Эта публикация уже заработала 9,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Жанр хоррора для многих зрителей является жанром "низкого" искусства. Да, действительно в год выходит "тонна" клишированных фильмов с одинаковом сюжетом, посмотрев которые зритель, наверное, даже не вздрогнет. Но на грани хоррора, триллера и красивого визуала иногда рождается то, что лично я бы назвала искусством и глубоким кино.

Отношение к этому жанру вам помогут изменить несколько режиссеров и их работы.

Гильермо дель Торо ("Хребет Дьявола" и "Лабиринт Фавна")

Гильермо дель Торо – страшный визуал. Страшный, конечно, в хорошем смысле. Для него эстетика страха и хоррор чуть ли не религия, а монстры в фильмах не бездушные пугало (Фавн и Бледный Человек из "Лабиринта Фавна", например).

"Хребет дьявола" является первым фильмом в запланированной трилогии Гильермо, вторым, как известно, станет "Лабиринт Фавна", а третий так и не выйдет в прокат.

Сценарий режиссер написал еще в колледже, продюсерами же фильма выступили Педро и Августин Альмодовары.

Фильм повествует о 12-летнем мальчике Карлосе, чей папа погиб на войне (Гражданская война в Испании 1939 года), сражаясь на стороне республиканцев. Он попадает в приют, где живут дети с похожими судьбами, но со сверстниками у мальчика не завязывается, и он находит в подвале потрепанного друга-призрака.

Фильм, конечно, наполнен реалистичностью, кровью, выстрелами в голову и т.д. Гильермо удалось зацепить идею, как показать мир войны глазами ребенка. И донести идею, что война не только там, где сражение, война в каждом дне, где боль и страх и ужасы противопоставляются любви, дружбе, надежде.

Мистическая составляющая такого фильма выступает лишь помощником для раскрытия сюжета и характера героев. Мистика и драма выходят красивым, атмосферным симбиозом.

Кажется, что если "Хребет дьявола" показал суровую действительность в призме мальчишеских глаз, то жуткое время в Испании, 1944 год, времена диктатуры Франко и жестоких гонений всех несогласных показаны фантазийным миром маленькой девочки. Многие сравнивали работу Гильермо и "Алису в стране чудес". Хотя "Алиса..." в целом представляет собой пародию на мир того времени, в "Лабиринте Фавна" же показано, как ребенок воспринимает окружающий мир через призму собственных чувств. Мир фантазий и мир реальный соединяются через этот "лабиринт", а главное, что есть в мире фантазий – это папа главной героини.

Хуан Байон ("Приют")

Это первый полнометражный фильм режиссера, продюсером же выступил Гильермо дель Торо.

Это очень и очень страшная история. Она страшна не привидениями, а своими чувствами, мыслями и аллюзиями на реальность.

Повествует фильм о муже и жене, у которых есть маленький приемный сын. Мать семейства возвращается обратно в приют, где провела свое детство до того момента, пока ее саму не удочерили. Она одержима мыслью открыть заново приют для больных детей. Но всю их идиллию рушит то, что сын пропадает.

Не скрою, фильм поражает концовкой, ради нее и стоит смотреть.

Но на поверхность также вытягиваются философские моменты об одиночестве и любви. Родители не слушают сына не видят тех, звоночков, которые он им дает. Родители не слушают и друг друга.

Иногда правда жизни куда страшнее всякой мистики.

Дарен Аронофски ("Мама!")

Актерский состав поражает: Здесь главные роли у Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема, второстепенная у Эдда Хариса.

У героев нет имен, вся история крутится вокруг Он и Она. Он творец и у него творческий кризис, но героиня наконец-то оправдает название фильма, забеременев, а ее муж выйдет из кризиса и начнет писать новый шедевр. Фильм о... патриархальной системе ценностей, я бы сказала так. О подавлении женщины, ведь Ему не нужна Она, Ему нужна МУЗА в ней.

Фильм получился совершенно внежанровым и экспериментальным, библейский подтекст, отсылке к маме как к Матери-Земле. Фильм сравнили и с "Сиянием" Кубрика, и "Ребенком Розмари" Полански, но только Аронофски не Кубрик и не Полански. Аронофски – самобытный и ищущий новое режиссер. И кажется, в своих поисках он преуспел.

Для меня это три показательных творения, рожденных на стыке мистики, жанра, хоррора. Смотрели ли вы что-то из вышеуказанного? Жду вашего мнения и ответа в комментариях.

Проголосовали: 78

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

38 комментариев
Понравилась публикация?
24 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 38
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 13.7М

Это не искусство.

Это бред больного воображения.

Лечить, авторов этих фильмов, надо.

+5 / -16
картой
Ответить
DELETE

А Вас вылечили уже и выпустили? )

раскрыть ветку (0)

Не могу согласится с Вами. Это просто другой уровень подачи материала)

+1 / -1
Ответить
Дизайнер Ирина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 266
29.04.2020, 00:08
Санкт-Петербург

Вопрос об эстетизации ужасного вечен как мир. Есть тончайшая грань между использованием ужасного, как приема для подачи своей концепции мира, достижения определенных эмоциональных переживаний, для усиления сюжетной линии и пр. задач., и изощренным любованием и просто красивой подачей нездоровых наклонностей автора. Ужас как единственная цель произведения - врядли может быть искусством. Чего нельзя сказать об ужасе (профессионально правильном по исполнению и дозированном) как инструменте в реализации идеи..

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Вы создайте хоть что-нибудь заслуживающее внимания, а зрители оценят. Если не понимаете этот жанр, ваши проблемы. " Хребет Дьявола"-потрясающий фильм. До сих пор в моих списках как один из самых значимых. ' Лабиринт Фавна' понравился меньше, но это чисто моё восприятие. Я любитель этого жанра с юности. Хороший фильм ужасов-это действительно большое искусство. Как в свое время сказал Альфред Хичкок, " я могу сделать фильм ужасов только из того, как женщина поднимается по лестнице." Правда, для этого надо быть Хичкоком)) В талантливых фильмах этого жанра переплетаются мистика и драма, психологизм и философия. А если ещё добавить великолепную игру актеров и замечательную музыку. Спасибо автору, что напомнил про " Приют". Успею посмотреть на СЗ-ции.

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Полностью согласна - это ДЕРЬМО.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Обожаю фильмы ужасов! Могу пересматривать по несколько раз. Без них, считаю, кинематограф был бы неполноценным. Кому не нравятся такие фильмы - зачем смотреть, мучаться? Таких людей не понимаю. Не все плохо, что вам не нравится. Я же не ругаю практически одинаковые сериалы по первым каналам про то, как гуляла с Васей, вышла замуж за Петю, родила от Вани, а любила всю жизнь Колю))) Я их просто не смотрю, не мое. К тому же есть много действительно интересных и достойных фильмов и сериалов в разных жанрах. И фильмы ужасов в их числе.

+8 / -1
картой
Ответить

К тому же, есть много людей, которые рыдают на латиноамериканскими сериалами, как будто там страдают их родственники, а у других людей кроме смеха это ничего не вызывает. Все люди разные.

+6 / 0
Ответить

Согласна!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Это искусство. Иначе, то, что писал Достоевский, тоже можно назвать спорным, пограничным или бредом. Однако, западное общество ценит это и видит в нём нечто необходимое для ощущения полноты жизни.

+3 / -3
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
28.04.2020, 18:23
Лосино-Петровский

Гильермо дель Торо восхищаюсь. Но в целом фильмы ужасов не люблю-очень много мусора и одинаковых сюжетов.

+5 / 0
картой
Ответить

Да, согласна с Вами. Очень много штампованного кино (

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Ужастики не очень люблю смотреть. Одни из немногих фильмов, которые нравятся, и смотрел несколько раз - "Чернокнижник-1 и 2" - классика. У нас в стране ужастики снимать совсем не умеют. Исключение - "Вий" времен СССР с Куравлевым и Варлей. Смотрел в детстве кинотеатре, трясясь от страха. Из старых есть еще "Люми" и "Псы", но их мало кто помнит и знает. Современные наши ужастики - отстой. Также у нас не умеют снимать судебные драмы и шпионские фильмы. Но трагедии из этого делать не надо.

А вообще, экспериментируя с разными жанрами, работники киноиндустрии двигают кино вперед. А что смотреть, решают сами зрители. Тем более, выбор огромен.

+4 / 0
картой
Ответить

Частично согласна с Вами))) Спасибо за мнение, очень интересно.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

' У нас в стране ужастики снимать совсем не умеют." Нет, спорить не буду, хотя " Юлечка' в своё время определённое впечатление произвела. Но иногда я думаю-возможно, дело не в том, что у нас нет талантливых режиссёров... А в том, что где-то в подсознании таится крамольная мысль-а оно нам надо? Нам, у которых сама история иной раз выходила за рамки любого ужаса? В каком году был снят фильм Э.Климова " Иди и смотри"? Многие его считают страшным фильмом. А ведь это всего лишь маленькая частичка того, что творилось в то время... Если не ошибаюсь, в прошлом году фильм " Дурак" Ю. Быкова был признан лучшим. Картина, если вдуматься, реально страшная. Может, на данном этапе вполне достаточно и этого? Потому и не получаются " классические" хоррор-фильмы в России, что ужасов и своих хватает? Не мистических, ни "трэшевых". а вполне себе реальных.

+3 / -1
Ответить

ЕленаПишет 29.04.2020 в 01:13
Если не ошибаюсь, в прошлом году фильм " Дурак" Ю. Быкова был признан лучшим.

В 2018. Фильм "Майор" - вся суть ментовского беспредела.

Сериал "Спящие", за который он извинялся и хотел перестать снимать,-раскрывает всю нынешнюю суть активации спящих по всей стране.

+5 / 0
Ответить

Спасибо. У меня по плану еще " Завод.")

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Юлечка даа, я уже и забыла.

Кино в России есть и оно очень самобытное. Это не значит, что оно плохое и его нет.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Уважаемая, сами-то свою свинку поняли? ))

+1 / 0
Ответить

ЕленаПишет 29.04.2020 в 15:12
свою свинку

Внимания не обращайте. Приличные люди могут поставить максимум только "лимон".

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (38)

«Я патриот, у меня пенсия»: Дмитрий Нагиев люто возмущён тем, что его «обзывают инфоцыганом» за курсы в Дубае, чтобы «не быть дебилами»

Есть люди, внутренний и очень глубинный патриотизм которых не вытравишь никакими мытарствами и страданиями и, чем больше они хапнут лиха на чужбине, тем больше они любят Родину в глубине своей ранимой души.
00:24
Поделитесь этим видео

Новый навык Лиама Нисона: заставить вас смеяться

73-летний актер снимается в перезагрузке «Голого пистолета», пробуя себя в роли эксцентричной комедии. Лиам Нисон любит делиться фразой Энтони Хопкинса: «Каждый раз, когда Нисон спрашивает, как дела,...

Алгоритм Бездны: Почему нельзя гуглить тьму

Меня зовут доктор Вершинин. Я психиатр, специализирующийся на острых психозах у жителей мегаполисов. Мои пациенты — успешные люди от 25 до 45 лет: программисты, маркетологи, юристы. Люди с критическим мышлением.

Сериал «Тайны следствия»: сюжет, описание серий, Сегодня вечером 4 декабря 2025 на канале Россия 1

Сериал «Тайны следствия» — это эталонный российский детективный сериал, который уже более двух десятилетий удерживает внимание зрителей. В центре сюжета — будни прокуратуры одного из районов Санкт-Петербурга,...

Непростой характер и гениальность: Александр Михайлов о Людмиле Гурченко накануне 90-летия актрисы

Накануне 90-летия со дня рождения легендарной Людмилы Гурченко народный артист России Александр Михайлов поделился яркими воспоминаниями о совместной работе и раскрыл парадоксальный характер звезды.

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...