Как выглядела женщина, из которой художник сделал "Родину-мать"

89 дочитываний
31 комментарий
Эта публикация уже заработала 6,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Чем ближе 75-летие великой победы, тем чаще хочется вспоминать события, связанные с доблестным подвигом советского народа.

Почему страна смогла сломить натиск фашистских войск в почти безнадежные первые полтора года? Да потому, что каждый неравнодушный человек ковал эту выстраданную победу.

Солдаты шли в бой, прижимая к сердцу агитку, на которой была изображена Родина-мать. Этот плакат, разлетевшийся небывалым тиражом в июле 1941 года, и сейчас считается самым узнаваемым символом войны.

Принято думать, что "мама" в красном одеянии является образом собирательным. Однако автор плаката, грузинский художник Ираклий Тоидзе никогда не скрывал правды о возникновении своего агитационного шедевра.

Ираклий Тоидзе

Ира́клий Моисе́евич Тои́дзе (груз. ირაკლი მოსეს ძე თოიძე; 1902—1985) — грузинский советский живописец и график. Народный художник Грузинской ССР (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951).

Когда началась война, иллюстратор по обыкновению работал у себя в кабинете. Но тут тишину июньского утра прервала ворвавшаяся в кабинет супруга Тамара.

Женщина только что с ужасом прослушала сводку Информбюро и поспешила рассказать о нападении фашистов мужу.

Но все, что смогла сделать Тамара, это судорожно откинуть руку назад и вскрикнуть: "Война!".

Мозг отказывался принимать эту информацию. Что же теперь будет с ними со всеми? Что будет со страной?

Художника потряс вид супруги. Этот непроизвольный выброс руки назад, в сторону радио, олицетворял нечто большее, чем известие о войне.

Творческий ум Ираклия Тоидзе тут же подсказал идею для агитационного плаката. Иллюстратор попросил жену замереть и не двигаться.

Их сын рассказывал позже в интервью, что Тамара позировала долго, иногда делая небольшой перерыв, когда рука совсем затекала.

Образ Родины, призывающей добровольцев к военной присяге, был несколько видоизменен. Это нужно было сделать, чтобы каждый солдат ассоциировал героиню плаката с собственной матерью.

На момент начала войны Тамаре Тоидзе было 36 лет.

Женщина была, скорее, похожа на старшую сестру новобранцев, нежели чем на их мать. Поэтому художнику пришлось искусственным образом "состарить" жену лет на 10-12.

Грузинские черты лица Тамары Тоидзе стали более славянскими, ее волосы порусели, а цвет платья стал красным. Символ крови, которую солдаты были готовы проливать за свою маму.

Вот теперь все встало на свои места.

Ярость благородная

В облике Родины-матери есть «ярость благородная», но есть и благородная сдержанность. Красное платье, красный широкий плат наброшен на плечи. Реалистическая прорисовка костюма лишь отвлекала бы от сути плаката, от главного посыла. Красный цвет – знамя, только так современники и воспринимали метафору Тоидзе. В правой руке мать держит лист со словами военной присяги:

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

Художник дополнил композицию лозунгом – крупными красными буквами на светлом фоне: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!».

Позади героини плаката виднеются штыки, как символ народного единения. Люди должны были сплотиться на пути к общей цели. Тот, кто был на передовой, брал оружие в руки. Тот, кто был в тылу, ночами стоял у станков.

Удивительно, но с годами Тамара Тоидзе стала больше походить на героиню плаката.

Интересен тот факт, что находилось немало советских женщин, которые пытались убедить окружающих, что именно их изобразил художник на известном плакате. Об этом с улыбкой вспоминает сын Ираклия и Тамары. С улыбкой – потому что он знает правду...

Правда смертного часа

Первый тираж плаката – более миллиона. За ним последовали допечатки на 5 млн экземпляров – и это только в первые недели войны. Плакат Тоидзе вышел и на открытке, ее носили в кармане гимнастерки рядом с партийным или комсомольским билетом, рядом с фотографией матери.

В 1941 году войскам Красной армии нередко приходилось отступать, оставляя наши города врагу. Один молодой боец, уходя на восток, увидел на стене дома плакат и закричал:

«А как же моя мама?» Выбежал из строя, сорвал плакат, бережно спрятал его под гимнастеркой. И подобных фронтовых рассказов немало. Такова правда смертного часа: плакатный образ Родины-матери и сегодня пробирает до мурашек, а уж в военное время…

Если мы скажем, что без плаката Тоидзе исход войны был бы иным, это будет преувеличением. Но Великая Отечественная – это тысячи подвигов, каждый из которых неповторим. В первый день войны художник создал самый мощный и впечатляющий плакат эпохи, который стал одним из слагаемых Победы. Ни один учебник, повествующий об истории той войны, не обходится без изображения Родины-матери. Для различных музеев Ираклий Тоидзе написал еще десяток авторских повторений великого плаката, а оригинал хранится в Третьяковской галерее…

31 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 31
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Спасибо за статью!

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
12.09.2020, 09:36
Москва

Сильный плакат. А у нас сохранилась листовка военных лет, на которой написано...-Бей врага в лицо и спину, нет ружья, возьми дубину!

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

Супер!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

DELETE

12.09.2020, 11:39
Санкт-Петербург

Если мы скажем, что без плаката Тоидзе исход войны был бы иным, это будет преувеличением.

Так можно сказать про каждый отдельный плакат... Но вместе они — силища неосиленная.

+2 / 0
Ответить
DELETE

Хорошо сказано. Потом слова дашь переписать?

12.09.2020, 12:39
Санкт-Петербург

Тут главное — алгоритм уловить, тогда пойдет как по маслу:

ценища неоценённая; жрачища недожранная

Как грицца, твори, поэт

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Спасибо за интересную статью.

DELETE

12.09.2020, 10:47
Санкт-Петербург

Тамара Тоидзе — очень красивая Женщина.

+2 / 0
Ответить
DELETE

осень

08.03.2022, 12:09
Санкт-Петербург

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

зашумела без тебя трава

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
12.09.2020, 10:45
Санкт-Петербург

Интересен тот факт, что находилось немало советских женщин, которые пытались убедить окружающих, что именно их изобразил художник на известном плакате.

Это и есть подтверждение, что автор смог абстрагироваться от Тамары.

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

Художник то лучше знает кого писал.

12.09.2020, 11:37
Санкт-Петербург

Нас в школе учили: с какого момента герой произведения уже не подчиняется замыслам автора и начинает жить по своим законам... (Портрет Дориана Грея ).

+2 / 0
Ответить
DELETE

Это у них. А у нас как партия скажет!

12.09.2020, 12:36
Санкт-Петербург

А ещё как комсомол посмотрит и ответит.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (31)