Елисеенко Максим Александрович
Елисеенко М. А. Подписчиков: 6313
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8806

Как правильно уведомить сотрудника о предстоящем увольнении?

623 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 31,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать


Увольнение – довольно неприятная ситуация как для сотрудника, так и для работодателя, даже если разрыв трудовых отношений происходит по обоюдному согласию.

Если решение об увольнении принимает руководство компании, очень важно построить «прощальную» беседу так, чтобы вызвать у бывшего работника минимум негативных эмоций и по возможности оставить о компании хорошее впечатление.

Последствия неграмотного увольнения

Работника, которого поставили перед фактом увольнения, обуревают деструктивные чувства: подавленность, обида, агрессия. Когда человек сосредотачивается на своих негативных эмоциях, им овладевает желание рассказать всему миру о несправедливости, наказать обидчика.

Современные информационные технологии позволяют распространить любую информацию в считаные часы. Неумение HR-специалиста или менеджера по кадрам грамотно и тактично сообщить сотруднику об увольнении может повлечь за собой негативные последствия для репутации компании.

Во-первых, могут возникнуть трудности с поиском нового персонала. Квалифицированные специалисты очень скрупулезно относятся к поиску работы. Прежде чем обратиться в ту или иную компанию, они собирают о ней сведения, интересуются откликами на специализированных форумах. Наличие негативных отзывов в Сети, как правило, отпугивает соискателей.

Во-вторых, скандальное увольнение одного или нескольких сотрудников приведет к снижению лояльности к руководству среди других членов коллектива. Лишь у небольшого числа работников компании данная ситуация не вызывает беспокойства и даже, наоборот, повышает чувство собственной значимости. Большинство сотрудников испытывают волнение и страх перед увольнением.

Построение беседы с увольняемым сотрудником

Разговор с увольняемым работником неизбежен, поэтому к нему нужно подготовиться заранее, продумав ход беседы до мелочей. Независимо от того, кто будет проводить беседу (менеджер по кадрам или непосредственно руководитель), она должна проходить в спокойной атмосфере, наедине.

Алгоритм проведения беседы с увольняемым сотрудником

1. В самом начале разговора сообщите работнику о предстоящем увольнении. Не стоит вести светскую беседу о погоде, семейной жизни или интересоваться положением дел на рабочем месте. Нервное напряжение, которое вы непроизвольно испытываете накануне неприятного события, обязательно передастся собеседнику еще до изложения вами сути разговора. Четко и уверенно сообщите ему о принятом решении, чтобы работник понял его необратимость.

2. Объясните причины увольнения. Как показывает практика, после известия об увольнении работник теряет самообладание и способность ясно воспринимать информацию. Поэтому причины увольнения должны быть сформулированы предельно четко и лаконично. При необходимости повторите сказанное. Даже если увольнение происходит по вине сотрудника, постарайтесь преподнести ему эту информацию в мягкой корректной форме, не опуская его самооценку.

Сгладить углы можно, аргументировав увольнение одной из следующих причин:

  • сокращение должности в связи с изменением технологического процесса;
  • реструктуризация штата;
  • замена сотрудника менее квалифицированным специалистом в связи с кризисом;
  • настоятельное требование третьей стороны (вышестоящего руководства, инвестора и т. д.) устроить на работу своего протеже.

3. Окажите моральную поддержку. Каждый сотрудник внес свою лепту в развитие компании. Предварительно наведите справки у коллег о его успехах и достижениях на занимаемой должности. Искренне поблагодарите его за проделанную работу, профессиональные качества, хорошую дисциплину.

Тот факт, что его успехи не прошли незамеченными мимо внимания руководства, несколько сгладит ситуацию и не позволит работнику чувствовать себя использованным.

4. Предложите свою помощь. Если человек адекватно воспринял информацию о своем увольнении, в ваших силах посодействовать ему в дальнейшем трудоустройстве, а именно:

  • дайте ему письменную положительную характеристику;
  • заверьте в готовности предоставить положительный отзыв будущему работодателю, снабдите его своими контактными данными;
  • каждый менеджер по работе с персоналом имеет перечень рекрутинговых компаний, порталов по поиску работы, предоставьте его сотруднику;
  • помогите составить профессиональное резюме;
  • если вы владеете информацией об имеющихся вакансиях на аналогичных предприятиях, поделитесь ею с бывшим сотрудником.

Как себя вести в случае конфликта?

Не всегда процесс увольнения проходит гладко. Существует две категории людей, которым придется уделить больше времени и внимания:

  • -идейные. Это эмоциональные люди, которые считают свое увольнение несправедливым и незаслуженным. Не вступайте с ними в конфликт, позвольте им «выпустить пар», высказать свою точку зрения. Попросите коллег оказать такому человеку психологическую поддержку, постарайтесь обрисовать сложившуюся ситуацию с положительной стороны (возможность уделить свободное время семье, найти более перспективную и высокооплачиваемую работу и т. д.);

  • юридически грамотные. Увольнение в любом случае должно быть оформлено в соответствии с законом. Поэтому заранее обезопасьте себя от юридического опротестования вашего решения и обсудите с юридическим отделом причину увольнения (непрохождение аттестации, сокращение штатов, ненадлежащее выполнение функциональных обязанностей, несоблюдение трудовой дисциплины). Объясните уволенному сотруднику, что увольнение состоится в любом случае.

Как поставить в известность коллектив?

Не стоит утаивать от коллектива факт увольнения и истинные причины произошедшего. В противном случае история обрастет различными негативными домыслами, и руководству предприятия в ней будет отведена роль отрицательных персонажей.

Даже если сотрудник сам виновен в своем увольнении, не выступайте с резкой оценкой его поведения. Лучше вспомните положительные моменты его работы в компании.

Отношения с бывшими сотрудниками

Если вы все сделали правильно и уволенный сотрудник не держит зла, не исключены ваши дальнейшие отношения. Для вас они могут быть выгодны по нескольким причинам:

  • дружеские отношения исключают распространение негативной информации о компании;
  • возможно, он захочет поделиться с вами информацией о неформальных отношениях в коллективе;
  • не исключено, что уволенный сотрудник со временем может снова стать членом вашего коллектива.

Независимо от того, по какой причине произошло увольнение, проявите тактичность и уважение к бывшему сотруднику, по возможности поддержите его. Такое поведение поможет сохранить доброе имя компании и избежать конфликтных ситуаций.

1 комментарий
Понравилась публикация?
15 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Елисеенко Максим Александрович
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Более примитивного лепета я не читала...

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Где привиться "Спутник Лайт" в Москве (декабрь 2021 - январь 2022): где сделать прививку? Телефоны, адреса пунктов вакцинации

Вакцинация против коронавируса в Москве может быть проведена любому гражданину РФ старше 18 лет по предоставлению им СНИЛС или полиса ОМС, если он не имеет противопоказаний к вакцинации.

Где привиться "Спутник Лайт" в Москве в декабре 2021: где сделать прививку? Телефоны и адреса пунктов вакцинации

Вакцинация против коронавируса в Москве может быть проведена любому гражданину РФ старше 18 лет по предоставлению им СНИЛС или полиса ОМС, если он не имеет противопоказаний к вакцинации.

Повышение пенсий пенсионером с 1 ноября 2021: кому повысят пенсии? Размер индексации, точная дата выплат в ноябре

Некоторые категории российских пенсионеров в ноябре ожидает прибавка к ежемесячным выплатам. Пенсионный фонд России пересчитает пенсию бывшим членам гражданских лётных экипажей воздушных

Как работнику защитить свои права

Доброго времени суток уважаемые читатели моих публикаций! Сегодня кратко затрону тему способов защиты прав работника в спорах с работодателем. Учитывая, что с начала действия режима повышенной готовности,...