Правовые основы реализации гражданами конституционного права на обращение в органы власти
Многие из нас сталкивались с такой ситуацией, когда необходимо обратиться по какому-либо вопросу орган власти (государственный либо местный). Данный пост будет посвящен уяснению правовых основ реализации гражданами конституционного права на обращение в органы власти.
Что же такое само обращение гражданина органы власти? Обращение гражданина - направленные в уполномоченный государственный либо местный орган или должностному лицу такого органа в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Конституционное право на обращение в органы власти закреплено в действующей Конституции Российской Федерации. В частности, ст. 33 предписывает право граждан обращаться индивидуально и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления.
Взаимосвязаны с вышеуказанной статьей также ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29. Первая норма закрепляет обязанность органов власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а вторая норма - право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Для детализации конституционной 33-й статьи был принят 21 апреля 2006 г. был принят Государственной думой Федеральный закон “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. Данный закон регулирует правоотношения, связанные с рассмотрением обращений, в частности, формы обращения, порядок направления, регистрации, рассмотрения и предоставления ответа по существу обращения гражданину-заявителю.
Закон выделяет 3 вида обращения гражданина:
-предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
-заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
-жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В Федеральном законе от 09.02.2009 г. “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” от можно найти еще один из вариантов заявления граждан - запрос. Запрос - обращение гражданина в устной или письменной форме, в т.ч. в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Необходимо детально рассмотреть формы обращения: устное, письменное и электронное.
Устное обращение является простейшей формой изложения гражданином сути вопроса. Такая форма обращения фиксируется уполномоченным сотрудником органа власти в письменной форме со слов гражданина-заявителя. Следует заметить, что при оформлении устного обращения необходимо подтвердить свою личность посредством документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина, водительское удостоверение, военный билет, служебное удостоверение и т.п.).
Письменная форма обращения является наиболее распространенной. Такой форм обращения можно направить через отдел почтовой связи либо отдать в отдел по приему обращений граждан органа власти (в данном случае следует принести два листа своего заявления, чтобы одно было принято сотрудником органа, а на другом сотрудник сделал отметку о принятии обращения (дата приема, номер, подпись и должность сотрудника)). Законом установлены также требования к обращению гражданина: а) наличие “шапки” (т.е. наименования органа власти либо должностного лица, к кому обращаешься); б) наличие данных заявителя-гражданина (фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ и (или) уведомление о переадресации обращения; в) обязательное изложение сути предложения, заявления или жалобы; г) наличие личной подписи и даты.
Обращение в электронной форме направляется через сайт органа власти посредством сети “Интернет” с заполнением обязательных реквизитов (данные о заявителе и поля “суть обращения”). Обычно электронные “ящики обращений” предоставляют сразу реквизиты обращения (дата и номер обращения). Однако существует практика, когда электронный сервис не предоставляет таких реквизитов. В таком случае я советую фиксировать факт направления обращения различными формами (фотографировать экран с отметкой “Ваше обращение направлено”, делать скриншот экрана и т.п.).
Особое внимание гражданам следует уделять срокам рассмотрения их обращений. По общему правилу, обращение рассматривается в течение 30 дней. В отдельных случаях срок может быть меньше (например, 20 дней - обращения о нарушениях в сфере миграции, один день - обращения о ненадлежащем предоставлении ЖКУ, в т.ч. в аварийных ситуациях и т.п.). В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока его рассмотрения. На практике продление сроков очень редко.
Практика показывает, что нарушение сроков рассмотрения обращений широка, в связи с чем имеет место говорить о мерах законного воздействия гражданином на орган, ненадлежаще рассмотревший или вообще не рассмотревший его обращение. Прежде всего самым простым и действенным из личной практики способом является обращение в органы прокуратуры. Прокуратура проводит проверку по изложенным в обращении гражданином фактам о нарушении законодательства об обращениях. Я рекомендую в обращении в прокуратуру указывать также просьбу привлечь должностных лиц органа власти к административной ответственности согласно ст. 5.59 КоАП РФ.
Также защищать свои права представляет возможным в судебном порядке. Сразу стоит сказать, что такой способ длительный и требует терпения, ибо загруженность наших судов слишком велика. Так вот, допустим, если гражданин не согласен с письменным ответом органа власти по существу его обращения. В данном случае можно обратиться в суд. В сфере обращений граждан судопроизводство ведется по положениям КАС РФ.
Надеюсь, моя статья была полезна, я постарался изложить основные моменты кратко и понятно.
Защищайте свои права законными способами и не позволяйте никому нарушать их! Всем добра!)

Друзья, а какую форму обращения в органы власти вы используете чаще всего?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты