Значение Ленд-лиза в годы Второй Мировой Войны.

Катюша на платформе Студебеккер
Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Основными клиентами США стали страны Британского содружества наций и СССР.
Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе (англ. Lend Lease Act) полное название — «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», (англ. An Act to Promote the Defense of the United States) принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия:
переданноев рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
в случае заинтересованности американской стороны, не разрушенная и не утраченная техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.

Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года к программе присоединили СССР, а к концу войны практически все союзники США стали её участниками. В 1942 году США подписали с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и «Свободной Францией» ещё одно соглашение, т. н. «Обратный» ленд-лиз. Согласно ему уже союзники предоставляли армии США товары, обслуживание и транспортные услуги, свои военные базы.
21 августа 1945 года президент Трумэн объявил об окончании программы ленд-лиза, однако Великобритания и Китай продолжали получать товары на основе наличных расчётов и кредитов.
В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще, в основном, по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок, в то время, как за рубежом, также по идеологическим соображениям, их значимость преувеличивалась: утверждалось, что победа над Третьим Рейхом была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы. В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4 % средств, потраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревшими моделями.

С тяжёлым началом войны и необходимостью выиграть время для осуществления перебазирования вглубь страны военной и прочей промышленности ленд-лиз в СССР сначала был преимущественно в виде жизненной необходимых поставок американской и английской военной техники и оборудования в виде тысяч самолётов, бронетехники, военных и прочих судов, автомобилей, железнодорожной техники, сотен тысяч и миллионов тонн и единиц авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов для пистолет-пулемётов и пулемётов (отличающихся от применяемых в СССР калибров оружия), автомобильных покрышек, запчастей для танков, самолётов и автомобилей и тому подобного. Уже с 1943 года, когда перебазированная промышленность развернулась в полной мере, но продрезервы были исчерпаны, а руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (цветной металл и тому подобное), оборудование для промышленности и продукты ввиду продовольственного кризиса.
Ограничения в поставках вооружения со стороны США и Британии касались в основном в части поставок тяжёлых бомбардировщиков. От поставок четырёхмоторных бомбардировщиков с большой бомбовой нагрузкой и дальним радиусом действия союзники уклонялись под различными предлогами. Очевидно, в доступе СССР к данным вооружениям союзники видели угрозу в послевоенное время. Без сомнения, это в определённой мере работало против достижения победы над гитлеровской Германией. СССР имел ограниченные силы дальней бомбардировочной авиации и в условиях войны не мог даже восполнять потери в ней. Также совершенно секретный характер носили исследования по созданию атомного оружия. Опять же в силу расчётов на расстановку сил в послевоенное время.
Не следует недооценивать важность «ответного ленд-лиза». Например, особенно ценным в условиях войны для США оказалось решение СССР о доступе США к технологии производства порохов для систем залпового огня («Катюш»). СССР имел приоритет и значительное преимущество в разработке такого вида оружия на то время. Хотя такое решение о передаче технологии производства порохов для СЗО (систем залпового огня) было вынужденным для СССР, оно позволило наладить производство нужных порохов в США для «катюш». Тем самым США сумели решить важную в условиях военного времени задачу быстрого обеспечения и своей армии этим оружием, имевшим огромное значение в условиях второй мировой войны.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов :
Тихоокеанский-47,1 процента,
Трансиранский - 23,8 процента,
Арктические конвои - 22,6 процента,
Чёрное море - 3,9 процента,
Советская Арктика - 2,6 процента.
Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов из-за деятельности Люфтваффе и Кригсмарине оказывалось на дне океана. По другим данным потери были в два раза меньше. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель.
Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не было, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.
Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2972 тонн грузов.
Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги (Трансиранский маршрут). С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80—90 тыс. тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 тыс. тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.
Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. В 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в СССР.
Черноморский маршрут стал активно с начала 1945 года, когда после освобождения Греции суда стали проходить через проливы.
В годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолёты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолётов.
Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельска.
Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. СССР выиграл необходимое время для перебазирования военной и прочей промышленности вглубь страны и закрывал жизненно важные для ведения войны на то время «узкие места» в снабжении армии и промышленности, для чего советским правительством самим определялась номенклатура желаемых поставок по ленд-лизу. США же, хотя и получили в итоге за поставки по ленд-лизу от СССР всего около 7 % оплаты, и то в основном спустя десятилетия, но обеспечили загрузку своих производств, а также выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК и создания армии.
Начиная с весны 1943 года, когда на вооружение вермахта начали поступать танки с 80 мм лобовой броней, они оказались неуязвимы для советской противотанковой артиллерии и для 76 мм пушек Т-34.
Советский Союз имел длинноствольные крупнокалиберные пушки. Но для их массового производства не хватало станков. Эти станки пришли из Америки, по ленд-лизу. И тогда 57 мм противотанковая пушка ЗИС-2 пошла в войска. И еще по ленд-лизу пришли карусельные станки, на которых можно было расточить «погон башни» (опорная кольцевая деталь, на которой башня вращается в корпусе танка) большого диаметра, что позволило, увеличив габариты башен, установить длинноствольные мощные пушки на танках Т-34-85 и ИС.
Вообще ленд-лиз чаще всего связывается в нашей памяти именно с поставками в СССР танков (12 тысяч) и самолетов (18 тысяч).
Считая в процентах от общего количества оружия Красной Армии — это был каждый третий бомбардировщик, каждый пятый истребитель, каждый десятый танк.
Реже вспоминают, что авиационный бензин, поставленный по ленд-лизу, обеспечил две трети затрат на вылеты самолетов советских ВВС. А про 14 203 000 килограммов быстрорежущей инструментальной стали поставленной союзниками, знают только совсем узкие специалисты. А еще были 123 тысячи тонн порохов, 306 тысяч тонн различной взрывчатки, 603 миллиона патронов ружейного калибра, и множество другого оборудования и вооружения… И все это нужно было везти к фронту.
Верно писал товарищ Вознесенский (председатель сталинского Госплана) , победа куется в тылу, катится по рельсам, и добывается ударом солдатского штыка.
Еще 1900 паровозов союзники привезли. И 11 тысяч вагонов. И 94 тысяч тонн колес, осей и колесных пар. И еще 620 тыс. тонн железнодорожных рельсов.
Ну, а там где не было железных дорог, шли тяжелые грузовики «Студебеккер» — их поставили 375 тысяч.

Главная задача, которую решил ленд-лиз — он закрыл самые «узкие места» советской военной экономики. Например, поставки по ленд-лизу обеспечили 80% потребности медицинской службы Красной Армии. А еще продовольствие — критичный ресурс для Советского союза, который летом 1941 года потерял большую часть своих пахотных площадей.
О значении поставок лучше всех высказался сам товарищ Сталин на встрече с Черчиллем и Рузвельтом, 30 ноября 1943 года, в Тегеране. На русском языке стенограмма этой встречи Сталина почему-то не опубликована. Поэтому мы знаем сталинскую фразу в пересказе советских участников конференции «эти машины [по лендлизу] помогают нам выигрывать войну».
Ссылка, Википедия, Новая газета, Д.Прокофьев.
Всего за годы 1941 - 1945 по ленд-лизу из США было поставлено 14126 самолетов:
Кертис "Томагавк" и "Киттихаук", Белл P-39
"Аэрокобра", Белл P-63
"Кингкобра", Дуглас A-20
"Бостон", Норт-Америкэн B-25
"Митчелл", Консолидейтед PBY "Каталина", Дуглас C-47
"Дакота", Репаблик P-47 "Тандерболт" причем только по трассе "Аляска - Сибирь" перегнали около 8000 самолетов.
Из Англии морем на Мурманск поставлялись истребители Хоукер "Харрикейн", Супермарин "Спитфайр" и бомбардировщики Хендли-Пейдж "Хемпден". Одним из самых малоизвестных самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу был “Армстронг Альбемарл”.
Оценки поставок по ленд-лизингу различными специалистами и странами оценивались по-разному.
Если советские специалисты считают, что они составляли 4% от объема промышленности Советского Союза в те годы, то на Западе называют цифры в 10-11% , а Американцы дают цифру в 7%.
При этом США, Великобритания и другие страны получили встречный ленд-лизинг: станки, зенитные пушки, амуницию, оборудование для военных заводов, драгоценные металлы, сырье, марганец, хром, платину.
Уже в 1947 году А.Вознесенский, в годы войны член политбюро ЦК ВКП (б), заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР, определил, что “удельный вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4% от общего промышленного производства СССР”.
В СССР было поставлено союзниками самолетов в объеме 4% от советского производства.
Е.Н. Кульков, “Правда и ложь о второй мировой войне”, М., 1983 год.
От 62 до 70% действующих дивизий фашистской Германии и её союзников находилось на советско-германском фронте, в то время как англо-американские войскам в Северной Африке в 1941 – 1943 годах противостояло от 9 до 20 дивизий, в Италии в 1943 - 1945 — от 7 до 26 дивизий, в Западной Европе после открытия второго фронта — от 56 до 75 дивизий.
На Дальнем Востоке, где против союзных вооружённых сил действовали главные силы японских ВМФ и ВВС, основная масса сухопутных войск была сосредоточена на границах СССР, в Китае, Корее и на Японских островах.
А то, что сейчас переписывается вся история нашей Родины, понимают все, кому она не безразлична.
В начале 90-х по инициативе и на деньги Сороса выпустили специальные учебники истории, где рассказывалось, что вся основная война шла на севере Африки, а Сталинград, Курская битва - "бои местного значения".
Хочешь победить врага - воспитай его детей (Восточная мудрость).
Мы все эти "восточные" и "западные" мудрости уже изучили. Выработали иммунитет.
Сплавляли нам всякое старьё за бешенные деньги (золото) !
Единственное годное было это американские джипы и грузовики, остальное мусор!
Дураков лечат, а с Вами то что делать?
А что не так то? Вы не знаете про танки и самолёты которые устарели ещё в первую мировую, или про те которые было невозможно использовать в наших широтах даже летом?!
Чтобы использовать подобную технику нашим приходилось полностью её разбирать и переделывать практически заново! Я уже не говорю о ремонте этой техники который был очень дорогим и долгим, потому что запчастей не хватало и приходилось ждать когда запчасти приплывут с очередным конвоем, а война тем временем продолжалась! Почитайте историю, на лендлиз уходило очень много золота которое могло пойти на закупку еды (например), нам сплавляли старьё оставшееся после первой мировой, роль лендлиза очень сильно преувеличена в угоду союзничкам! И кстати, некоторые страны, такие как Англия считают что мы им за это всё ещё должны кучу денег в золоте и постоянно напоминают нам об этом на правительственном уровне! (все материалы можно найти в открытом доступе). Так что идите и лечите дураков в другом месте, тут их нет!
Отец после госпиталя был начальником аэродрома для ленд-лизовских самолётов, которые с Аляски на фронт гнали. Иногда бились, на местном кладбище лётчикам вместо памятников пропеллеры ставили.
Будем помнить ветеранов.
Спасибо! Лично я это всё знала, но многим про ленд-лиз известо в самых общих чертах, а порой и сознательно искаженно советской пропагандой. Легко представить, чем окончилась бы для нас война, если б СССР не вошёл в антигитлеровскую коалицию и не открыл бы 22 июня 41 г. второй фронт. Пусть и не по своей воле, мы вступили во Вторую мировую войну, спасли себя и помогли освободить Европу от фашистов.
Возможно, стоит рассмотреть вопрос, а могла бы вообще начаться Вторая Мировая Война, если бы США и Великобритания после Первой Мировой Войны не вкладывали громадные средства в восстановление и развитие немецкой промышленности, в том числе военной, будучи их главными акционерами и сравнить размер этих вложений с объемом поставок в СССР по договору о ленд-лизе.