Елена
Елена Подписчиков: 6864
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 42.6к

Мнения руководителей о Ленд-лизе, ни больше и ни меньше.

213 дочитываний
11 комментариев
Эта публикация уже заработала 14,83 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В начале сентября 1941 года в телеграмме к У. Черчиллю И. В. Сталин просил как можно скорее предоставить помощь Советскому Союзу:


…Все это привело к ослаблению нашей обороноспособности и поставило Советский Союз перед смертельной угрозой. Здесь уместен вопрос: каким образом выйти из этого более чем неблагоприятного положения? Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30—40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолётов и 500 танков (малых или средних). Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь своим союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом.

— Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2 - х томах 1958: М. Госполитиздат

Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. В. Сталин писал:


Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжёлой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом.

Во время Тегеранской конференции в 1943 году Сталин на торжественном обеде в честь 69-летия Уинстона Черчилля произнёс тост,

в котором назвал США страной машин и сказал, что «Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну» (Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war). Слова Сталина были зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции, который был опубликован в американском сборнике «Внешняя политика Соединённых Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года» в 1961 году на 469-й странице. По другим источникам на этой конференции Сталин дал и такую оценку американской помощи: «Без американской промышленности Объединённые Нации никогда не смогли бы выиграть эту войну» (Without American production the United Nations [the Allies] could never have won the war).

В записке № 1447-с от 27 мая 1963 года Председателя Комитета Госбезопасности В. Е. Семичастного в ЦК КПСС о настроениях Г. К. Жукова отмечено следующее:

…Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии.

А. Микоян


— Карпов В. В. Маршал Жуков: Опала. — М.: Вече, 1994.

Высоко оценивал роль ленд-лиза А. И. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:


— … когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её манёвренность и заметно возросли темпы наступления.

Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.

В своих мемуарах «Воспоминания и размышления» Г. К. Жуков также затрагивает тему межсоюзнических отношений в самом тяжёлом для СССР и союзников 1942 году, непосредственно во время Сталинградского сражения, до коренного перелома в войне:

В 22.00 (10 сентября 1942 года) мы были у Верховного, в его кабинете.

Поздоровавшись за руку, что с ним редко бывало, он возмущенно сказал:

— Десятки, сотни тысяч советских людей отдают свою жизнь в борьбе с фашизмом, а Черчилль торгуется из-за двух десятков «харикейнов». А их «харикейны» — дрянь, наши лётчики не любят эту машину…


В своих мемуарах Н. С. Хрущёв прямо затронул тему важности ленд-лиза:

Хочу откровенно высказать своё мнение о взглядах Сталина на способность РККА и СССР справиться с нацистской Германией и выдержать войну без американской и английской помощи. Во-первых, хочу сказать о некоторых замечаниях, сделанных Сталиным и неоднократно повторённых им во время «непринуждённых» разговоров между нами. Он прямо сказал, что если бы США нам не помогли, мы бы войну не выиграли. Если бы нам пришлось сражаться с нацистской Германией один на один, то такого давления мы бы не выдержали и войну проиграли бы. Никто никогда эту тему официально не обсуждал, и я не думаю, что Сталин когда-либо письменно излагал своё мнение по данному вопросу, но я все же утверждаю, что в нескольких разговорах со мной он отмечал, что дело обстояло именно так. Он никогда не заводил разговор именно об этом, но когда мы просто беседовали, обсуждая вопросы международной политики в настоящем и в прошлом и переходя к теме того, через что нам пришлось пройти во время войны, он говорил именно так. Когда я слышал такие его замечания, я был с ним полностью согласен, а сейчас я с ним согласен ещё больше.

В своих мемуарах генерал-майор танковых войск вермахта Ф. Меллентин писал,


что к весне 1943 года военное положение Германии сильно ухудшилось. Тунис грозил стать новым «Сталинградом», англо-американские стратегические бомбардировки держали в постоянном напряжении промышленность рейха. Значительная часть истребительной авиации была переброшена из России в Европу для борьбы с бомбардировщиками. Положение Италии перед лицом неизбежного вторжения союзников было отчаянным. Германия вынуждена держать крупные силы в Италии и Западной Европе. На Восточном фронте немцы потеряли преимущество в воздухе. Советская авиация существенно нарастила свою мощь — сказалась в том числе и англо-американская помощь. Общее соотношение сил на восточном театре военных действий изменилось, стало очевидно: «перед нами стоит безжалостный противник, располагающий огромными и даже, по-видимому, неисчерпаемыми резервами».

В опубликованных исследованиях, профессор-историк Р. Джонс воспроизводит следующую версию взаимных антифашистских действий США, Великобритании и СССР в первые месяцы агрессии нацистов против Советского Союза.

Вечером 29 июля в Кремле состоялась встреча Гопкинса со Сталиным. Гопкинс передал Сталину послание Рузвельта и спросил: « что хотели бы получить от Соединенных Штатов в первую очередь». К первоочередным пожеланиям Сталин отнес 20 тыс. зенитных орудий калибром от 20 до 37 мм., алюминий, пулеметы калибром 12,7 мм и более миллиона винтовок 7,62 мм. Договорились о проведении с 1 по 15 октября 1941 года конференции заинтересованных сторон по вопросам поставок. Сталин выразил надежду, что Соединенные Штаты также вступят в войну против Германии, так как Англии и СССР в одиночку будет трудно сокрушить Гитлера.

15 сентября в Лондоне состоялись предварительные англо-американские переговоры, с тем чтобы согласовать взаимные действия на предстоящей московской конференции. Необходимо было выработать общее мнение в виде «предложений» о том, какую помощь могут предоставить русским оба народа (американский, британский). На переговорах выяснилось, что «то, что предложили американцы, стало ударом для англичан, так как это означало значительное сокращение поставок, предназначенных для них самих» (необходимо было на должном уровне осуществлять снабжение британских войск, задействованных на средиземноморском театре военных действий, в том числе в боевых действиях с итало-немецкими войсками в Северной Африке — на территории Египта и Магриба, британских ВМС, непрерывно прикрывавших конвои, также британских ВВС, регулярно осуществлявших массированные бомбардировки промышленных районов рейха). Тем не менее, Президент США Рузвельт предложил конструктивные шаги по решению взаимных проблем.

Ссылка, Википедия.

11 комментариев
Понравилась публикация?
10 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 11
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

Ленд-лиз был своекорыстен - США платили за возможность держаться в стороне, пока другие проливали кровь.

Более 80% потерь в живой силе и технике Рейх понес на Восточном фронте. За время войны США разжирели, СССР стоял в руинах.

Статья - попытка умаления Победы, плоды которой уничтожены реставрацией капитализма в нашей стране.

Пенсионер Елена
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 42.6к
08.05.2020, 02:41
Краснодар

Вы неправильно поняли статью. Ни в коем случае я не умаляю Победу Советского народа, подвиг наших героев.

Мои родные знают, что такое война, сколько горя, сколько погибших, какой ценой досталась Победа над фашистами.

Мои родственники в годы оккупации были под фашистами, были под бомбежками, не навидели предателей полицаев, пережили голод. Моя мама была в Германии среди военнопленных.

Но в годы войны тетушку от тифа спас немецкий врач. А маму из плена спасали американские военные. Дали одежду, продукты и отправляли пленных составами на родину. Но родина не очень ласково принимала пленных.

Нельзя отрицать исторические факты. Союзники помогали. Хотя не спешили открыть второй фронт, ждали перелома событий на фронтах между СССР и Германией.

Победа досталась жизнью миллионов погибших на фронтах и в тылу. И могло быть ещё больше погибших, если бы не было поставок военной техники, продуктов от союзников.

+5 / -1
Ответить
DELETE

Не стоит забывать слова Гарри Трумена в начале войны: "Если будет побеждать Гитлер, стоит помогать русским, если русские - то Гитлеру."

И МВ 2 подталкивал и спровоцировал фининтерн, гнездящийся преимущественно в США.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

США хорошо нажились на той войне (включая финансирование возрождения германской промышленности перед войной). И второй фронт, который они наконец-то открыли под конец войны, был, скорее, политической акцией, нежели желанием разгромить фашизм. Ленд-лиз, конечно, помог, но он пошел в страну только после битвы под Москвой и те, кто говорит, что эта помощь имела какое-то решающее значение, бессовестно врут (или их перевирают).

раскрыть ветку (0)

Ошибка в подходе. США было глубоко плевать, кто победит. Они одинаково помогали и Германии и СССР. Например, заводы "Опель" принадлежали Форду, другие германские автозаводы - "Дженерал Моторс". Нефть Германии поставлял "Стандарт Ойл" до 1944 года. США поставляли в Германию взрывчатку, электронику и точное оборудование для ФАУ-2. Рокфеллер финансировал Германию до 1944 года, ну и т.д. Гитлер признавал, что без помощи США он никогда бы не начал войну против СССР. Самое интересное, что всё это знал Черчиль. Знал, что Англию бомбят самолеты наполовину сделанные из деталей, поставляемых из США, что ФАУ-2 долетают до Англии только благодаря электронике, сделанной в США. И т.д. Гесс в мае 1941 года летал в Англию обсуждать детали будущей войны с СССР.

Кстати СССР союзники не поставляли ничего для дальней авиации, на всякий случай. А Германии - поставляли. Ну и т.д. Это капитализм. Только деньги - и все. Не зря же США вступили в войну только в декабре 1941 года. А второй фронт открылся в 1944 году. Господа, вы еще не поняли, почему США так орут о том, что во Второй Мировой Войне виноват СССР. Это же очень просто. Рузвельту в конце 30-х годов ХХ века надо было выводить США из затянувшейся рецессии. А выход из рецессии только один - война. Но самим воевать не хочется. Господа, если вы еще не поняли, 2-я мировая война - целиком и полностью от идеи до воплощения - продукт США, произведенный для выхода США из рецессии 30-х годов. И все. Отсюда и все вопли о вине других. Сегодня - тот же эффект о вине Китая в коронавирусе. И еще будет война. Похоже, что пострадает Иран. Как в конце ХХ века для решения своих денежных дел США уничтожили Югославию, а в начале ХХ 1 - Ирак и Ливию.

Вы что думали, что башни близнецы в Нью-Йорке уничтожили террористы? Ага! Террористы на огромных самолетах летали по США, каждый самолет более часа и это, при ПВО США никто там не заметил. Не смешите мои тапочки. Господа - 2-я мировая война и началась и длилась 6 лет только благодаря тому, что международному капиталу необходим был, для выхода из рецессии, выгодный бизнес. А война - самый выгодный бизнес. И они финансировали одинаково обе стороны. Германию даже больше. Правда не помогло. И перестаньте искать виноватых в Гитлере или Сталине. Запомните - для денег нет различия черный-белый, хороший-плохой, коммунист-фашист и т.д. Для него есть только один показатель выгодно-невыгодно. Всё. На остальное плевать. Исходя из изложенного делайте свои выводы. Кто не понял - обращайтесь.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ирочка, Вы, видимо, совсем юное создание и не знаете, что в башни-близнецы врезались гражданские пассажирские самолеты, т.ч. ПВО США тут не при чём.

М.б., Ваши волшебные тапочки смеются над Вами?

Вся помощь по ленд-лизу союзникам, в т.ч. и СССР, шла бесплатно. Вернуть либо оплатить надо было только то, что уцелело к концу войны, т.е. с гулькин нос. При этом мы выплатили (через много лет) только 7 (семь!)%. О какой "наживе" Вы говорите?

Европа воевала с Гитлером с 1939 г, мы тогда были союзниками Германии. Так что второй фронт открыли не США и Англия, а мы. 22 июня 1941 г.

"В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых. Ну, а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить". Столько сейчас звучит военных песен, а этой что-то давно не слышно. Жаль. Меньше было бы несмышленнышей вроде Вас.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE

"Помощь" от амеров пришла тогда, когда наши сломили ход войны, СССР бы и без них справился! Да и помогали они за золото, в двойном размере! Помошнички хреновы!

раскрыть ветку (0)

Елена, спасибо за статью! Историю забывать нельзя!

+2 / 0
картой
Ответить
Пенсионер Елена
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 42.6к
08.05.2020, 13:09
Краснодар

Поздравляю вас с днём Победы, счастья и здоровья вам.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE
раскрыть ветку (0)

Историк ещё один!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (11)

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,