Первые подводные лодки. Часть Первая

116 просмотров
47 дочитываний
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.

Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой...

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).

Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.

Современная 3D-модель лодки Дреббеля

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Источник информации: https://knowhistory.ru/journal/istoriya-poyavleniya-podvodnyh-lodok

6 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 6
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Анна
Подписчиков 462
21.05.2024, 03:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг54.4к
Книга «Лимус Примус» — это научно-популярное издание, которое рассказывает о том, как устроен мир.
Подробнее
Неинтересно
0
4
Сальников Валерий Валерьевич
Подписчиков 191
сегодня, 19:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг285.7к
Добрый день. Были у нас 2 попытки ЭКО по ОМС, в перинатальном центре Кулаково, у нас ничего не вышло,...
Подробнее
Неинтересно
0
4
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5266
сегодня, 13:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5М
Подробнее
Неинтересно
00:46
Поделитесь этим видео
0
33
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5266
сегодня, 13:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.5М
Подробнее
Неинтересно
00:16
Поделитесь этим видео
0
27
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 46562
сегодня, 15:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.5М
На этой неделе ко мне обратилась Оксана с запросом на консультацию в what’s app, и попросила разъяснить,...
Подробнее
Неинтересно
00:08
Поделитесь этим видео
0
71
Котаева Альвина Руслановна
Подписчиков 1131
сегодня, 10:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.5М
Пора закупать кондиционеры, пока не взлетели в цене. 😄
Подробнее
Неинтересно
00:10
Поделитесь этим видео
0
44
Нина
Подписчиков 8188
сегодня, 15:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.5М
Доброе время суток мои дорогие друзья!Наше путешествие в долгожительство и здоровье продолжается!
Подробнее
Неинтересно
0
37
Елена Викторовна
Подписчиков 1639
сегодня, 05:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.7М
Приветствую вас, уважаемые читатели. Порассуждаем сегодня о знаках свыше которые мы упорно не замечаем,...
Подробнее
Неинтересно
0
31
Елена
Подписчиков 8230
сегодня, 00:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12М
Некоторые регионы России уже наблюдают массовый вылет мошкары, причём в некоторых ...
Подробнее
Неинтересно
00:27
Поделитесь этим видео
-1
28
Роман
Подписчиков 104
сегодня, 13:25
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг135.2к
Япония принимает необычные меры для защиты пожилых граждан от нападений медведей, внедряя механических волков,...
Подробнее
Неинтересно
00:29
Поделитесь этим видео
0
11