Юристы во время Великой Отечественной
22 июня 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» (см. ниже), на основании которого была срочно перестроена вся система управления государством. Военное положение полностью изменило и работу органов прокуратуры, адвокатуры и судебной системы.
Главной задачей судебно-прокурорской системы стало обеспечение неукоснительного соблюдения указов и постановлений власти военного времени. Каждый, нарушивший закон, должен быть наказан, расследования уголовных дел должны были проводиться в кратчайшие сроки. Исполнение законов, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности, исполнение законов о поставке военной продукции, оказании помощи фронту и об укреплении тыла.
Выполнение этих задач потребовало перестройки органов прокуратуры на военный лад. Была расширена сеть военных прокуратур, в подчинении которых находились и военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта. Созданы были военные прокуратуры войск противовоздушной обороны, авиации дальнего действия, железнодорожных войск, прокуратуры стрелковых дивизий и авиационных бригад. Отдельным направлением деятельности занимались прокуратуры флотов и флотилий, морских оборонительных районов и военно-морских баз, береговой обороны. Все транспортные прокуратуры были преобразованы в военные.
Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главные военные прокуратуры, прокуратуры Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.
Органы прокуратуры занимались абсолютно всем происходящим. Особое место занимал надзор за выполнением постановлений правительства о подготовке к весеннему севу, борьбе с преступлениями, наносящими ущерб народному хозяйству. Военные юристы занимались также выявлением диверсионных групп и расследованием военных преступлений, выявлением лиц, сеющих панику и агитирующих за новую власть. Контролировали отправку промышленных предприятий в эвакуацию и быстрейшее развертывание их работы на новом месте. Наблюдение за эвакуацией граждан также было в ведении военной прокуратуры.
29 июня 1941 года был издан приказ Наркомюста СССР о задачах органов юстиции в военное время. В приказе подчеркивалось, что суды должны беспощадно карать играющих на руку врагу расхитителей, спекулянтов, нарушающих государственную, кооперативную и колхозную торговлю, срывающих снабжение населения продовольствием, решительно вести борьбу с распространителями провокационных слухов. Отмечалось, что правильное и неуклонное исполнение законов, борьба с преступниками и воспитание трудящихся в духе строжайшей дисциплины составляют главную задачу суда и приобретают в военное время особое значение.
В самом начале войны был значительно сокращен штат сотрудников Наркомата юстиции и Генеральной прокуратуры - до 30%, некоторые подразделения были ликвидированы или преобразованы с учетом требований военного времени. Сокращение штатного состава народных судов привело к увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников. Рабочий день работников судов был продлен до 22.00, суббота объявлялась рабочим днем. Однако установленный распорядок на деле не действовал: работа велась круглосуточно, без выходных.
Кроме решения задач по организации порядка, необходимого для отражения вражеского нашествия и достижения победы, наркомат юстиции осуществлял систематизацию общесоюзного законодательства, внося предложения в десятки нормативных правовых актов. Наиболее важные предложения вошли в Указы об ответственности за распространение в военное время ложных слухов среди населения, о повышении ответственности за самовольный уход с предприятий, о мобилизации населения для работы на производстве и строительстве, о режиме рабочего времени, о материальной ответственности лиц, виновных в гибели государственного имущества, о наследниках по закону и по завещанию.
Общей тенденцией стало ужесточение наказаний в уголовном процессе в военный период. За спекуляцию карточками судьи и прокуроры стали привлекать виновных к ответственности сроком до 5 лет с полной или частичной конфискацией имущества. Срок расследования составлял 3 дня, рассмотрение в суде – 5 дней. Совершение краж личного имущества граждан в условиях военных действий наказывалось лишением свободы до двух лет или исправительно-трудовыми работами до одного года, а в отдельных случаях приравнивалось к бандитизму. Хищение и разбазаривание горючего и масел в МТС и совхозах устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. Была повышена уголовная ответственность за кражу личной собственности, кражу в местах общественного пользования, хищение скота, кражу во время воздушных налетов, хищение карточек, спекуляцию, самогоноварение. Стоимость похищенного взыскивалась с виновных по рыночным ценам, а промышленных товаров – по коммерческим ценам в пятикратном размере.
Судебная система также подверглась преобразованию. В прифронтовой полосе гражданские суды были переформированы в военные трибуналы. Увеличилось количество судебных участков, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел. Для борьбы с детской беспризорностью создавались судебные участки по делам несовершеннолетних. Приговоры нижестоящих судов могли быть опротестованы в порядке надзора. Все уголовные дела поступали в вышестоящие суды и просматривались ими. Военные советы могли приостановить их исполнение. К 1942 году они получили право снимать судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немцами. Сообщение о приговоре к высшей мере наказания направлялось в Военную коллегию Верховного Суда СССР и Главную военную прокуратуру. В случае неполучения ответа в течение 72 часов приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры вступали в силу немедленно.
Военно-полевые суды начали свою работу с июля 1942 года. Суд рассматривал дела фашистских преступников, виновных в насилии над мирным населением, дела шпионов, изменников и их пособников. Приговор приводился в исполнение немедленно. Из-за отсутствия контроля за работой этих судов, их деятельность была приостановлена в мае 1943 года.
С начала войны была распространена ответственность за отказ или уклонение от внесения налогов или от выполнения повинностей в военное время, измену Родине. Большинство осужденных за эти деяния, согласившихся искупить грех кровью, отправлялось на фронт. К ответственности за измену Родине не привлекались работники учреждений, находящиеся в оккупации, лица, оказывающие содействие в борьбе с врагом в период оккупации, врачи, учителя, лица, оказавшие помощь партизанам.
Еще одной функцией Наркомюста СССР было руководство и организация деятельности адвокатуры и нотариата. Большинство специалистов были призваны в армию. На работе адвокатов отрицательно сказалось ужесточение уголовного процесса. Поскольку дела в военных трибуналах рассматривались по истечении 24-х часов после предъявления обвинения, адвокаты не успевали ознакомиться с делами и должным образом защитить обвиняемых. По директиве от марта 1943 года НКЮ обязал коллегии адвокатов выделять специалистов для оказания бесплатной юридической помощи военнослужащим и членам их семей, инвалидам войны по вопросам частного обвинения, если они являются потерпевшими.
В начале войны прошло очень существенное сокращение нотариальных контор, что повлекло увеличение незаконного совершения нотариальных действий и создание препятствий для населения. Однако в 1942 году руководство страны обратило внимание на эту сферу и восстановление системы нотариата началось.
Несмотря на все трудности военного времени Генеральная прокуратура и Наркомюст уделяли особое внимание обучению и подбору квалифицированных кадров, что было трудной задачей при постоянной гибели специалистов и ухудшении материально-технического обеспечения органов на местах. В связи с невозможностью получения полноценного образования специалистов готовили по ускоренной программе. Высококлассных профессионалов ставили руководителями групп и берегли, насколько это было возможно в условиях войны. При этом юридические кафедры высших учебных заведений продолжали работу по подготовке специалистов.
Реорганизация органов юстиции СССР в годы войны носила временный, мобилизационный характер. Многие подразделения административных органов юстиции, сокращенные в 1941 году, после войны были восстановлены.

