Елена
ЕленаПодписчиков: 28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1939

Российская политика в постсоветской России

48 просмотров
8 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

12 июня Россия будет отмечать очередную годовщину провозглашения Декларации о суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, акта, который лег в основу строительства постсоветской российской государственности. Подводя итоги этого периода, российские эксперты говорят, что во многих отношениях постсоветская Россия зарекомендовала себя как государство, но высказывают оговорки в отношении жизнеспособности авторитарной системы.

1990 год, когда была принята Декларация о суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, был временем, когда быстро прогрессирующий упадок Советского Союза стал совершенно очевидным. Процессы, которые должны были привести к распаду страны в декабре 1991 года, уже начались. СССР был обеспокоен массовыми митингами, участники которых требовали радикальных экономических и политических реформ.

Протестующие настаивали на отмене монополии власти коммунистической партии и в конечном итоге преуспели, что привело к появлению поста президента в Советском Союзе.

Экономическая ситуация быстро ухудшалась, и нехватка продовольствия и товаров достигла колоссальных размеров. Советский Союз начал получать гуманитарную помощь из-за рубежа. Литва провозгласила независимость и выход из состава Союза, что привело к экономической блокаде республики со стороны Москвы. Другие советские республики объявили свой государственный суверенитет в составе СССР. Россия приняла аналогичную декларацию 12 июня.

В ней говорилось о «решимости создать демократическое правовое государство в рамках обновленного Советского Союза». Декларация установила верховенство конституции и законов республики на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и подтвердила право свободного выхода из состава СССР. Документ заложил основы государственности постсоветской России.

Оценивая путь, пройденный российским государством по итогам 29-летнего периода, аналитики склонны полагать, что с точки зрения основных черт постсоветская российская государственность прошла испытание временем.

Хотя за последние 29 лет России удалось создать институты управления и гражданского общества, создать экономическую систему, российская государственность все же не смогла обрести необходимую стабильность за тот же период. России не удалось построить эффективную политическую систему.

Возможно эта система имеет свои преимущества с точки зрения консолидации власти и способности противостоять кризисам.

Традиция сильной президентской власти в России сегодня была заложена первым постсоветским лидером Борисом Ельциным (1991-2000). В конституции 1993 года, «принятой первым российским президентом», доминирует институт президентства, который затмевает все другие органы власти, а парламент играет второстепенную, подчиненную роль.

Эта модель была унаследована и впоследствии еще более укреплена нынешним президентом России Владимиром Путиным, человеком, который в первые два срока (2000–2008 годы) был широко известен как человек, обеспечивший стабильность и экономическое процветание в России, несмотря на то, что он вызывал резкую критику со стороны прогрессивных сторон внутри страны и за границей за ограничение свободы СМИ и неспособность бороться с такими проблемами, как широко распространенная коррупция. Решение Путина о назначении третьего срока также было спорным, поскольку в декабре 2011 года по май 2012 года в Москве прошли масштабные акции протеста. Дальше больше. Массовые протесты 2019 года, активно подавляемые властью.

Говоря о позитивной роли института сильной президентской власти в российских условиях, следует подчеркнуть слабость других государственных институтов, в том числе парламента. Кроме того, перечисляя уязвимые места современной российской государственности, некоторые наблюдатели указывают на этнотерриториальный принцип федерации – наличие этнических республик в Российской Федерации.

Курс советского государственного строительства в этом отношении продолжается – вместо создания нации как единого политического образования Российская Федерация строит многоэтническое государство.

В дополнение к этнической структуре страны эксперты ссылаются на еще одну противоречивую особенность, связанную с советским прошлым: широко распространенное мнение о том, что идеология современной России слишком сфокусирована на ее ностальгическом советском багаже.

Российская Федерация несколько отстраняется от своей нынешней государственности – что может быть связано с ностальгией по стабильности советского государственного устройства – и пытается укрепить ее, заявляя о своей наследование от СССР. Между тем те постсоветские страны, которые считают себя молодыми, демонстрируют лучшую (экономическую) динамику. Успехи Казахстана и Азербайджана, которые показали высокие темпы экономического роста в течение последних 15 лет, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность – хотя оба, с их авторитарными моделями управления и нефтедоллар-зависимой экономикой, значительно отстают от звезды из постсоветского мира – маленькой Эстонии, которая с момента обретения независимости в 1991 году вновь превратилась в процветающую современную демократию, основанную на одной из самых высокотехнологичных экономик мира.

Понравилась публикация?
4 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Шевчук Ирина Владимировна
Подписчиков 1070
13.05.2024, 21:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.9М
12 мая 2024 года произошла большая трагедия. Часть снаряда попала в многоэтажный жилой дом в городе Белгород.
Подробнее
Неинтересно
-1
60
Нестеров Тимур
Подписчиков 118
сегодня, 09:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг81.4к
🌙 Важные события за ночь:Запланировано увеличение лимита использования средств ...
Подробнее
Неинтересно
0
0