Марк Аврелий: преодоление жизненных невзгод и обретение душевного равновесия

Известный в Америке психотерапевт Дональд Робертсон написал книгу о практической пользе от философии Марка Аврелия.
Думай как римский император: стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия
Москва: Эксмо, 2020. — Пер. с английского Ю.С. Коряжкинской. — 304 с.
Практические советы от римского императора
"Думай как римский император" – вдохновляющая история жизни Марка Аврелия, сопровождающаяся практическими примерами стратегий и техник стоиков. Когнитивный психотерапевт, Дональд Робертсон, рассказывает о конкретных способах достичь душевной гармонии. Преодолеть тревогу, злость и утрату. Обрести осознанность и следовать истинным добродетелям.
Изрядную часть книги составляет познавательный пересказ биографии императора и прилежное изложение его основного философского труда — «Размышлений». Оно, впрочем, уснащено также аналогиями из нынешней жизни, как бы приближающих Марка Аврелия к нам:
«Тот безымянный раб, у которого он столькому научился в детстве, дал ему мудрый совет — не принимать сторону «Зеленых» или «Голубых» в гонках на колесницах или различных фракций на гладиаторских боях. Это были главные народные развлечения в имперском Риме, и массы так же пристрастились к ним, как мы к спортивным играм и реалити-шоу по телевизору»
Правда, между нами и императором есть и более существенная дистанция, чем несколько веков, — это, судя по всему, принципиально иное качество человеческого материала, из которого был сделан Марк Аврелий. Для человека обычного, заурядного, пытаться повторить в домашних условиях то, что удалось императору, не то чтобы опасно, но чревато разочарованиями. Впрочем, и это предусмотрено в книге Робертсона, уделяющего большое внимание такому важному понятию, как «оговорка наперед» (hupexhairesis).
Душевный настрой
Коротко говоря, речь идет о таком душевном настрое, когда провал абсолютно любого твоего предприятия или занятия заранее предусмотрен, а потому не должен тебя особенно расстраивать (а успеху обрадоваться ты всегда успеешь).
Конечно, в реальности, а не в идеальной жизни воображаемого мудреца, не расстраиваться от неудачи так же трудно, как избавиться от вредных привычек, которым посвящена одна из самых увлекательных глав книги. Тут автор переходит к практическим советам, особенно ценным в нынешние пандемические времена:
«В числе распространенных привычек, которые мешают людям, — касание руками лица во время общения, грызение ногтей, курение, выпивка или употребление вредной пищи. Первым предупредительным сигналом является беспокойство рук, например поглаживание подбородка, прежде чем ухватиться зубами за ноготь. Если с самого начала замечать эти предупредительные сигналы, то можно значительно ослабить привычку»
Рекомендации Робертсона, которые он выводит из стоицизма, часто выглядят вполне логичными. Действительно, всерьез задавшись целью пресечь «грызение» ногтей, можно установить за собой круглосуточное наблюдение и всякий раз, как рука начинает подкрадываться в сторону рта, представлять, как сам Марк Аврелий ее безжалостно отрубает. Другое дело, что мобилизация всех душевных ресурсов, необходимых для такого мысленного перформанса и столь жесткого контроля над собой, чревата побочными эффектами.
Не факт, что от необходимости постоянно быть начеку и невозможности ни на секунду расслабиться не разовьется какой-нибудь другой невротический симптом. Скажем, пока воображаемый император отрубает одну руку, другая, предоставленная сама себе, судорожно ковыряет в носу. Тем не менее попытаться можно, и читатель ничем не рискует, если примет на веру один из ключевых советов Робертсона, по мнению которого в любой ситуации надо прежде всего подумать:
«Как поступил бы на моем месте мудрый человек?»
Этот способ успокоиться и не впадать в отчаяние можно смело рекомендовать самой широкой аудитории, пусть даже кому-то ехидное подсознание сразу подскажет издевательский ответ: «Мудрый человек на твоем месте никогда бы не оказался».
А вам удается сохранить душевное равновесие?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю Вас за интересную публикацию!
Есть чему поучиться у римского императора! Спасибо, Ирина Ивановна!
Постараюсь немного о Марке Аврелии. Он стал Императором в 19 лет. Правил империей 19 лет. Писал дневники "Наедине с собой" - цитаты, собственные взгляды на устройство государство. И сейчас его дневники переиздаются. Сайт юридический. Что он сделал в области юриспруденции. Рассудительный и аналитичный, уравновешенный и честный, Марк получил от Адриана прозвище вериссимус - правдивейший. Марк продолжил гуманизацию римского права. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». Благодаря введенным Антонинами и Марком изменениям, право стало не на сторону собственников и власть имущих, а приобрело гуманный и морально-этический аспекты, что позднее позволило римскому праву стать основой права современного. На монетах времен Адриана впервые появляется фигура "Свободы" с фригийскою шапкой на голове, преображенная через шестнадцать веков в символ французской революции. Что он сделал для граждан Рима. В тяжелые годы жизни общества он распродавал личное имущество на аукционе, чтобы поддержать государственную казну. Марк часто говорит об общем благе, о том, что люди родились для общего дела, общественные деяния - прежде всего. Интересны его цитаты. "Благая участь человека в конечном счете - делать хорошие дела, а стать хорошим - обязанность, "покуда жив, покуда и можно". "Где приходится жить, там и нужно быть счастливым". "Добро и зло не в переживаниях, а в деятельности". "Суетятся люди - пожалей их, а про себя самого подумай, не слишком ли много ты сам отдаешь суете?". Следует отметить, что республиканские взгляды и представление о равенстве граждан перед законом отнюдь не противоречили принципам монархического правления в тех случаях, когда верхновная власть стремилась к посильному установлению справедливости и ее носитель чувствовал себя главным и независимым судьей в делах государственных и гражданских, а не властным деспотом. Деспотическое государство, по мысли стоиков, свидетельствовало лишь о том, что владыка оказывался послушным рабом своих низменных страстей, а не свободным человеком, действующим согласно человеческой природе, сопричастной высшему разуму. При нем сохраняется институт поддержки сирот и детей малообеспеченных родителей через финансирование так называемых алиментарных учреждений. После смерти своей жены Фаустины Марк в память о ней увеличил количество получавших питание от государства девочек. При назначении наказаний он стремился уменьшить кару, полагавшуюся по закону, проявляя суровость лишь по отношению к явным виновникам тяжких преступлений. Расследование по уголовным обвинениям против порядочных людей Марк производил сам и иногда принуждал слишком поспешно действовавшего претора вторично пересмотреть дело. Равнодушный к развлечениям, Марк Аврелий всегда считал бои на арене жестокостью. Если он и появлялся в Колизее, то лишь для того, чтобы своим последним словом сохранить жизнь проигравшим. По его указу гладиаторы сражались в цирке тупыми мечами, а для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы предотвратить гибель при случайном падении. «Как жалки все эти политики, которые воображают себя действующими по-философски! Хвастливые глупцы. Поступай же, человек, так, как требует в данный момент природа. Стремись к цели, если имеешь возможность, и не озирайся по сторонам, знает ли кто об этом. Не надейся на осуществление Платонова государства, но будь доволен, если дело подвигается вперед хотя бы на один шаг, и не смотри на этот успех как на нечто, не имеющее значения". Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами". Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив. Никто здравомыслящий не станет в нем отрицать высокой души. Был ли ум его высок? Да, потому что он постигал долг и совесть до безпредельной глубины. В конце периода правления, когда германские племена угрожали границам Рима, Марк Аврелий стал во главе римской армии, но свирепствующая в Европе чума уносила тысячи жизней. Жертвой страшной болезни стал и римский император. 17 марта 178 года Аврелий умер в Виндобоне (территория нынешней Австрии). Учитывая повышение уровня жизни простых римлян, усиление авторитета Рима среди соседних стран, Марка Аврелия после смерти причислили к богам. Прах императора транспортировали в Рим и захоронили в мавзолее Адриана.
Умирая и отдавая себе отчет в этом, Марк не страшился смерти, но всей душой переживал за будущее Рима и своего народа. В память о мудром императоре остались книги, повествующие об античной философии стоицизма и устройстве государственной власти в гармонии с нравственными принципами человечества, а также конная статуя императора. "Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить...".
Жду Вашего мнения и цитат из Марка Аврелия.
"Если выдалось в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря" Иосиф Бродский "Письмо Римскому другу"
Не всегда.
За редким исключением...