Закон о едином регистре сведений о гражданах
Госдума приняла в третьем чтении правительственный законопроект о создании единого федерального регистра, содержащего информацию о населении России. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента в четверг, 21 мая.
Речь идет о систематизации сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, включая базы данных внебюджетных фондов.
Единый информационный ресурс будет отображать имя гражданина, дату и место рождения, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН, а также данные о семейном статусе и родственниках.
Авторы документа отмечают, что новый ресурс позволит сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, и будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении мер социальной поддержки и уплате налогов. Оператором системы выбрана Федеральная налоговая служба (ФНС).
«Оператор федеральной информационной системы обеспечивает защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе», — говорится в пояснительной записке.
Ранее в ФСБ раскритиковали одну из редакций проекта закона, указав на угрозу утечек информации, в том числе о лицах, подлежащих государственной защите — судьях, прокурорах, следователях и сотрудниках силовых ведомств.
Уже после того, как голосование было завершено, депутат от «Единой России» Инга Юмашева попыталась начать дискуссию о том, что законопроект вызвал недовольство многих россиян. Однако спикер нижней палаты Вячеслав Володин выступление Юмашевой прервал, сообщив, что профильный комитет законодательную инициативу уже поддержал, второе чтение прошло.
Зачем этот закон нужен Правительству?
Правительство РФ выступило инициатором рассматриваемого законопроекта.
Согласно пояснительной записке, в нашей стране отсутствует единый централизованный информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении (далее - ЕИР), что препятствует возможности получить полные и достоверные сведения о физическом лице, «которые необходимы для реализации, в том числе, контрольной функции налоговых органов».
По задумке авторов проекта в ЕИР будут включаться базовые сведения: ФИО, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи актов гражданского, СНИЛС, ИНН и иные идентификаторы, а также и дополнительные сведения: например, семейное положение и родственные связи.
ЕИР должен формироваться и вестись на основании сведений о физических лицах, представляемых органами ЗАГС (все сведения о семье и актах гражданского состояния, включая данные о перемене имени и смене пола), МВД России (полные данные о миграционном учёте иностранных граждан, данных о гражданстве (гражданствах), а также все сведения об оформленных зарубежом документах), Минобороны России (сведения о воинском учёте), Минобрнауки России (о научных степенях и учёных званиях гражданина), ФНС России (о постановке на налоговый учёт), Росморречфлот (о выданных паспортов моряка), государственные внебюджетные фонды, Минтруд (о постановке на учёт в службах занятости) и т.п. Реестр ведётся в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, по мнению авторов законопроекта никакие новые данные, помимо тех, которые уже имеются у государства, собирать не придётся, а основная цель - объединить данные на гражданина в одном месте. Это в свою очередь должно упростить общение гражданина с гос. органами. Оператор ЕИР должен обеспечить защиту сведений этой системы в соответствии с требованиями законодательства об информационных технологиях и о защите информации и законодательства в области персональных данных.
Что на самом деле закреплено в законопроекте?
«Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, будут предоставляться государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также физическому лицу или его законному представителю», — говорится в тексте законопроекта.
Согласно статье 2 проекта закона, ЕИР представляет собой совокупность сведений о населении РФ. Таким образом, в эту категорию автоматически включаются люди, пребывающие на территории нашей страны, в том числе иностранцы и апатриды.
Использование сведений из ЕИР допускается для предоставления государственных услуг, защиты прав и свобод граждан (естественно), статистического учёта граждан, бюджетного планирования. Сведения из ЕИР будут использоваться также избирательными комиссиями всех уровней и нотариусами.
В ЕИР будут содержаться если не все, то очень многие сведения о физических лицах, включая данные ЗАГСов, миграционных сведений об иностранцах, сведений о наличии профиля в сервисе «Госуслуги» (по ЕСИА - единой системе идентификации и аутентификации), о занятости, об образовании, о воинском учёте, сведения о семье (о детях, родителях и супругах гражданина). Подробно о том, какие органы предоставляют в ЕИР те или иные сведения прописано в ст.10 будущего закона.
В законопроекте мы не нашли указания на то, что в ЕИР попадут сведения, например, о судимости гражданина или о привлечении к административной ответственности, о пересечении границы гражданами РФ, об электронных трудовых книжках и медицинских картах, о недвижимом имуществе гражданина, о транспортных средствах.
Важно отметить и то, что хотя сейчас в законопроекте установлен закрытый перечень данных в ЕИР, ничто не препятствует вносить в уже принятый закон изменения в сторону расширения категорий данных.
Дополнительно отмечено, что в целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в ЕИР может вестись обособленный учет отдельных сведений. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений в ЕИР определяются Президентом Российской Федерации.
Источник: www.znak.com
Благодарю Вас Татьяна