Нарботоева Бегимай Икарбековна
Нарботоева Б. И. Подписчиков: 2

Земельное право

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Согласно статье 1 Закона Кыргызской Республики «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»: «Земли сельскохозяйственного назначения – земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей и используемые для ведения семеноводческого, племенного, экспериментального хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов, товарного сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, садоводства, огородничества, дачи, проведения научно-исследовательских, опытно-селекционных и сортоиспытательных работ, а также для других целей, связанных с сельскохозяйственным производством» .

Можно выделить одну наиболее важную черту земель сельскохозяйственного назначения - это то, что земли обозначаются в виде наиважнейшего ресурса для производства пищи людей, животных. Вследствие этого для земель сельскохозяйственного назначения действует особый правовой режим, который характеризуется несколькими задачами: увеличение и улучшение плодородия земель, охрана таких земель, а также запрещение использования земель сельскохозяйственного назначения в других целях, помимо сельскохозяйственных.

Важной особенность земель сельскохозяйственного назначения составляет тот факт, что земельная доля (земельная доля – это участок сельскохозяйственного назначения, который выделяется гражданину КР) может составлять минимум 5 га, это связано с тем, что сложно осуществлять сельскохозяйственные задачи на землях меньше 5 га, они не отвечают стандартам средней производимости, а также земли сельскохозяйственного назначения должны только увеличиваться и расширяться.

В связи с рассмотрением правового режима земель сельскохозяйственного назначения необходимо отметить и цели использования таких земель, законодательство Кыргызской Республики выделяет два основных блока целей сельскохозяйственного использования земель – это цели, которые должны преследовать физические и юридические лица, а также цели, которые предназначены для использования земель государственного фонда сельскохозяйственных угодий.

Во-первых, рассмотрим цели, которые присущи землям государственного фонда сельскохозяйственных угодий:

Во-вторых, цели, преследуемые физическими и юридическими лицами при использовании земель сельскохозяйственного назначения: используются для ведения племенного, семеноводческого, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, садоводства, а также иные цели, которые связаны с сельскохозяйственным производством.

Особенность правового регулирования сельскохозяйственных угодий состоит прежде всего в трансформации таких земель в иную категорию земель, а также трансформация особо ценных сельскохозяйственных угодий в стандартные.

Для того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения были переведены в иную категорию земель, необходимы следующие основания: когда это связано с консервацией земли; с необходимостью преобразования таких земель в особо охраняемые природные объекты; с необходимостью расширения территории населенных пунктов; с необходимостью размещения военных и промышленных объектов; в связи с добычей полезных ископаемых (при наличии проекта рекультивации); в связи с дальнейшей невозможностью ведения сельскохозяйственных задач на данной земле, они включаются в категорию земель лесного, водного фонда, а также земель запаса; в связи с необходимостью строительство дорог, железнодорожных линий, ЛЭП, линий связей, газопроводов и иных трубопроводов.

Для трансформации особо ценных сельскохозяйственных угодий в стандартные сельскохозяйственные земли необходимы следующие основания:

• для трансформации орошаемых пашней в богарную, если данные земли

не соответствуют почвенным и агромелиоративным стандартам,

невозможность орошения данной земли;

• для трансформации многолетних насаждений в орошаемую пашню, в

связи с их предельным возрастом, их изреженностью;

• для трансформации сенокосов и пастбищ в другие виды земель

сельскохозяйственного назначения, в связи с их пустынностью, появлении

различной луговой растительности.

Также здесь важно отметить, что при такой трансформации учитывается и

другие обстоятельства, например, продуктивность таких земель, общее

состояние почвы и т.д.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставля¬ются как физическим, так и юридическим лицам. Кресть¬янско-фермерские хозяйства, частные предприятия, а также предприниматели без регистрации предприятий с правами юридического лица использу-ют земельные участки для дальнейшего осуществления и ведения товарного сель-скохозяйственного, промышленного производства. Другим гражданам земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для удовлетворения их личных материальных потребностей в производ¬стве продуктов питания для нужд своей семьи, близких, отдыха, досуга и удовлетворения иных социальных, культурных, оздоровительных потребностей (ведения личного подсоб¬ного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и пастьбы скота). Сельскохозяйственное производство ведут не только земледельческие предприятия, но и некоторые неземледельческие предприятия и оpганизации, для чего им также вручаются определенные земли для удовлетворения и достижения определенных потребностей.

Есть такие участки земель сельскохозяйственного назначения, которые занимают религиозные организации (мона¬стыри, мечети) и на традиционной основе осуществляют выращива¬ние и производство сельскохозяйственных культур. Тем самым, зем¬ли сельскохозяйственного назначения для ведения сель¬скохозяйственного производства могут предоставляться не только юридическим лицам, для которых ведение сельского хо-зяйства не является основной деятельностью.

По действующему законодательству земли сельскохо¬зяйственного назначения предоставляются Главную массу земель сель¬скохозяйственного назначения занимают предприятия и организации, которые определенно ведут земледельческое производство, т. е. являются cельскохозяйствен¬ными товаропроизводителями. В настоящее время в области сель¬ского хозяйства наибольшую популяризацию получили сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные обще¬ства и государственные сельcкохозяйственные предприятия. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликви¬дации отдельных организационно-правовых фоpм субъек¬тов сельскохозяйственного производства определяется законодательством, в соответствии с ко¬торым субъекты предпринимательской дeятельности имеют право отбора организационно-правовой формы своего предмета деятельности предприятия. Что касается коммерческих юридических лиц, то это хозяйственные товарищества и общества, промышленные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, если основным видом их деятельности является сельскохозяйственное производство. Коммерческие сельскохозяйственные организации и предприятия являются наиболее многочисленной и финансово значимой категорией субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения.

Следуя из неординарности функций субъектов сельскохо¬зяйственной промышленности, они могут быть разделены на такие группы, как: основанные на частной, государст¬венной, муниципальной формах собственности земледельческие формирования, главными типами деятельности которых является, производство продукции и перерабатываемого сырья; предприниматели, деятельность которых основана на разных формах собственности и ор¬ганизационно-правовых формах хозяйствования, правосубъектность и основная деятельность которых направ¬лена на обеспечение современной (инновационной) производственно-хозяйственной деятельности земледельческих предприятий — товаропроизводителей; учреждения, правосубъектность и деятельность которых направлена на предос¬тавление и реализацию разнообразных финансовых, кредитных, страховых, коммерческих, посреднических и других услуг для реализации предпринимательской деятельности аграрных то-варопроизводителей.

Согласно ст.5 переход иностранному лицу земельного участка сельскохозяйственного назначения в порядке всестороннего правопреемства влечет последствия. То есть не могут принадлежать иностранным гражданам на праве собственности в порогах приграничных территорий.

Вышеизложенные субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения не исчерпывают списка субъектов, которые приходятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков данных подвидов земель. Большие площади таких земель могут быть в подчинении государственных и муниципальных органов. К примеру – земли запаса, земли, принятые ими в собственность или переданные после прекращения прав прежних владельцев, пользователей и собственников, в том числе в порядке отчуждения.

Перечисленные субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения должны обладать общей, а некоторые отдельной правоспособностью и дееспособностью. Так, все юридические лица, к тому же, органы государственной и муниципальной власти, должны быть предприятиями, учреждениями, организациями сельскохозяйственного профиля, что определено в том или ином уставе.

Право собственности на земельную долю не имело бы значения, если бы собственники не могли бы распо¬ряжаться своей земельной долей. Право на землю сельскохозяйственного назначения может быть объектом аренды, мены, купли-продажи, да¬рения, обмена, наследования, залога. В свободных условиях хозяйственной деятельности на пер¬вое место выдвинуто право самостоятельно хозяйствовать на земле. Это означает, что никто не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность собственника или земле¬пользователя, поскольку он не нарушает действующее зе¬мельное законодательство. Кроме того, собственникам и землепользователям дано разрешение использовать в установ¬ленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на зе¬мельном участке торф, глина, песок, камни, лесные угодья, водные объекты, а также извлекать другие полезные свойства земли. В данном случае надо выделить, что закон локализует их исполь¬зование только в необходимых случаях при ведении хозяйства. Промышленное или производственное ис¬пользование полезных свойств земли учитывает наличие соответствующих разрешений. Собственнику и землепользователю присуждается пра¬во создавать жилые, производственные, культурно-быто¬вые и иные постройки и сооружения. Данным субъектам присуще право собственности на возделывание и посадки сельскохозяйственных культур, угодий и насаждений. Они владеют правом в установ¬ленном законом порядке осуществлять оросительные, осушительные, те или иные работы, направленные на улучшение и оптимизацию земельных наделов. Собственникам предоставляется право на приобретение стоимости земельного участка в случае его выкупа при выделении для государственных и общественных нужд и на возмещение убытков, а также отбирать зе¬мельные участки, передавать их в аренду, к тому же покупать земельные участки.

Основы правового положения субъектов права на земли сель¬скохозяйственного назначения не всегда сходны, но их обязанно¬сти по применению земельных участков совпадают. Ос¬новные обязанности собственников земельных участков и землепользователей, закрепленные в Земельном кодексе, можно ограничить на общие и специальные. К общим принадлежат обязанности своевременно оплачивать налог на землю, не нарушать права собственников других участков земли и землепользователей, а также арендаторов, соблюдать правила вежливости, то есть добрососедства при использовании земельных участков и т. д. К специаль¬ным обязанностям относятся те из них, которые описывают особые элементы объекта использования, к примеру результативно использовать землю в соответствии с планом внутрихозяйственного землеустройства, повышать ее пло¬дородие, применять правила охраны природы, а именно технологии произ¬водства, не допускать спада внешней экологической среды на территории после окончания своей хозяйственной или промышленной деятель¬ности, осуществлять те или иные организационные мероприятия по охране и сохранению земель, соблюдать правила режима санитарных зон и специально охра¬няемых территорий и т. д.

Несомненно, основной обязанностью сельскохозяйствен¬ных землевладельцев и землепользователей - это ис¬пользование участков земли целенаправленно с практическим применением природоохранных технологий производст¬ва сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих улучшение и усовершенствование плодородия почв и других исключительно по¬лезных свойств земли. Это приводит к тому, что они должны реализовывать рациональную и подходящую организацию территории, обес¬печивать защиту земель от воздействия внешних природ¬ных факторов и т.п. Предприятия, организации и гражда¬не, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять ком¬плекс мероприятий по охране почв, водоемов, лесов, флоры и фауны от вредного воздействия стихийных бедствий природы, побочных результатов примене¬ния сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих со-стояние и уровень окружающей природной среды и приносящий вред здоровью человека в целом.

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием или предоставлением во временное пользование

сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, ограничением прав

землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и организаций, или их использования не по целевому назначению, подлежат возмещению Советам народных депутатов, в ведении которых находятся эти земли. По действующему законодательству лицо права, которого были нарушены, может требовать полного возмещения ущерба, если законом или договором не предусмотрено возмещение ущербов в меньшем размере. Земельный Кодекс КР предусматривает четыре обстоятельства, которые могут быть причиной возникновения убытков у всех правообладателей земельных участков. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода подлежат убытки причиненные:

Правом на возмещение выше перечисленных ущербов пользуются землевладельцы, землепользователи и арендаторы. При изъятии земельного участка у владельца для муниципальных и государственных нужд применяются правила гражданского законодательства о выкупе земельного участка

Предприятия организации учреждения и граждане могут возместить потери сельского и лесного хозяйства если под их деятельностью ухудшилась качество земель других собственников землепользователей и арендаторов.

Потери сельско. И лесно. Хозяйственного производства возмещаются в течении трех месяцев с начала отвода земельного участка.

Для выявление затрат сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства связанные с изъятием и временным занятием их местные советы депутатов образуют оценочные комиссии

В состав комиссии входят:

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, студент Нарботоева Бегимай Икарбековна