С пенсий запретят удерживать долги!
Советом мосгордумы рассматривается законопроект, запрещающий удерживать долги с пенсий! Законопроектом предлагается включить в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральные законы от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» положения, прямо указывающие на недопустимость обращения взыскания на ежемесячные доходы, необходимые для существования должника-гражданина. Данные нормы корреспондируют с проектируемыми изменениями в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 1 Э 4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который дополняется указанием на то, что прожиточный минимум предназначается в том числе для определения минимального размера таких доходов. При обращении на них взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Говоря об обращении взыскания на доходы гражданина, следует отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» допускает обращение взыскания на пенсии по старости и по инвалидности. Возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в том числе путем создания систем обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации поощряется и добровольное социальное (включая пенсионное) страхование.
Вместе с тем обращение взыскания на пенсии, при котором остающиеся в распоряжении должников средства могут оказаться меньше прожиточного минимума, а граждане, в свою очередь, могут остаться без средств для пропитания и осуществления других минимальных расходов, по сути, нивелирует указанные конституционные гарантии граждан на получение соответствующего социального обеспечения.
Кроме того, указанное может стимулировать к нерациональному поведению кредиторов, предоставляющих гражданам денежные средства под высокий процент, что приводит к деформации целей и принципов функционирования системы 4 пенсионного страхования, которая в данном случае перестает выполнять свою функцию и становится источником финансирования доходов таких кредиторов.
С учетом указанного предложенные законопроектом изменения будут корреспондировать с конституционным принципом направленности политики Российской Федерации как социального государства.
Предусмотренный законопроектом переходный период необходим для адаптации, в том числе в части функционирования программно-аппаратных комплексов, системных кредиторов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерац
