Виктор
Виктор Подписчиков: 3537
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.7М

60 лет назад в небе над СССР сбили самолёт-шпион Пауэрса. Вопросы и ответы о том событии.

49 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Американца Гэри Пауэрса на самолете U-2 сбили ракетой в небе над Свердловском 1 мая 1960 года.

31 мая, 60 лет назад, советский лидер Никита Хрущёв отправил телеграмму отцу лётчика Оливеру Пауэрсу: "Я получил ваше письмо с просьбой передать вашему сыну записку от его матери. В вашем письме вы сообщили, что к нему приложена записка, однако по какой-то причине в конверте её не оказалось. Я должен сообщить вам, что вашего сына будут судить по законам Советского Союза. Закон есть закон, я не в состоянии вмешиваться в дела, находящиеся в полной компетенции суда. Если вы желаете приехать в СССР, чтобы увидеть сына, я готов вам помочь в этом деле".

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс военной коллегией Верховного суда СССР за государственное преступление был приговорён к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трёх лет в тюрьме, однако в феврале 1962 года его в Берлине обменяли на Р. Абеля (тому в США дали 30 лет).

Прошло 60 лет, но остались вопросы. На иные из них появились ответы, на другие - всё ещё нет.

Сколько наших самолётов вылетели на перехват шпиона?

В одной из телепередач не так давно рассказывали, что на перехват шпиона поднялись 3 наших новейших самолёта Су-9, они шли на таран, так как не имели вооружения.

На самом деле был только один высотный истребитель Су-9, случайно оказавшийся на аэродроме "Кольцово". Самолёт перегоняли из Сибири в Белоруссию. На нём не было вооружения, а на пилоте не было высотно-компенсационного костюма (он погиб бы при прыжке с парашютом). По потолку Су-9 мог достать U-2 (тот летел на высоте больше 20 км). Пилот капитан И. Ментюков вылетел на таран (на верную смерть, по сути), но американца не обнаружил. Тогда с пермского аэродрома подняли в воздух ещё два МиГа-19, пилотируемые капитаном Б. Айвазяном и ст. лейтенантом С. Сафроновым. Им поставили задачу уничтожить врага огнём из пушек. В это время пустили ракеты наши зенитно-ракетные дивизионы, одна из ракет попала в американца, а другая - в самолёт Сафронова...

Зачем подняли МиГи, если по высоте они не могли достать американца?

Вспоминает Борис Айвазян:

-Взлетели. Пауэрс над нами, но где?! Кручу головой - вокруг никого. В те секунды заметил взрыв и пять уходящих к земле точек. Эх, угадать бы тогда, что это был разваливающийся U-2! Я принял взрыв за самоликвидацию ракеты зенитчиков, тут же сообщил на командный пункт. Самолёт Пауэрса мы, понятно, не обнаружили, ведь его уже уничтожили зенитчики. Ну а если бы он продолжал полёт, и мы его обнаружили? На высоту 20 тыс. м (потолок у МиГа - на 2-3 тыс. ниже) за счёт динамической горки я поднялся бы. Правда, за секунду наверху увидеть самолёт, прицелиться и открыть огонь - это один шанс из тысячи, однако и его пытались использовать.

Зачем вообще поднимали самолёты (фактически небоеспособные), если U-2 летел в зоне поражения нескольких новейших зенитно-ракетных дивизионов С-75, способных поразить цель?

Вспоминает Борис Айвазян:

-На аэродроме "Кольцово" случайно оказался Су-9. Машина эта совершеннее МиГ-19, а главное - практический потолок у неё 20 тыс. м. Но боевого вооружения у неё не было и высотно-компенсирующего костюма у лётчика - тоже. На КП, видимо, точно определили высоту U-2: "Задача-уничтожить цель, таранить, - слышу голос штурмана наведения, - приказал "Дракон" (это был фронтовой позывной Е. Я. Савицкого, генерала, командующего истребительной авиацией)".

Не знаю, сам генерал звонил, или приказ подкрепили его именем, но я понял: лётчик обречён, идёт на верную смерть. Таранить на такой высоте без в/компенсирующего костюма, без кислородной маски...

"А ракеты?" - возразит иной читатель. Дело в том, что атака первоначально проводилась южнее Свердловска. Противник мог обогнуть город, обойти места дислокации зенитно-ракетных дивизионов.

Лётчик Ментюков шпиона не увидел, его самолёт резко обошёл U-2 (скорости очень разные), на фоне заканчивающегося горючего он посадил Су-9. И тогда взлетели мы...

Как случилось, что после поражения U-2, потом сбили ещё и своего? Почему и как погиб ст. лейтенант Сергей Сафронов?

На снимке: Сергей Сафронов

По официальной версии, 2-й ЗРД 57-й бригады майора Воронова в 8.52 открыл огонь тремя ракетами; первая ушла в небо, две других не сошли с направляющих. Ракета взорвалась сзади U-2, не долетев до цели. Осколками и ударной волной самолёту-шпиону оторвало хвост и повредило двигатель. Изуродованный фюзеляж штопором пошёл вниз. Однако на экранах локаторов поражённая цель в виде осколков растворилась в помехах. Офицер наведения решил, что таким образом противник, увильнувший от советской ракеты, выбросил контейнер с металлическими лентами с целью создать помехи на экране локатора, и сообщил об этом на КП Воронову. Тот согласился с доводами ст. лейтенанта.

-На самом же деле экран заполонили обломки самолёта, - вспоминал потом Воронов. - Через минуту мы поняли это, да и осколки U-2 уже падали на землю. Сообщили на КП части, что цель поражена, оттуда - дали знать выше. Но наверху сочли, что всё же противник, прикрываясь помехами, продолжает полёт.

Таким образом, требовалась гарантия поражения шпиона. Поэтому следующему ЗРД капитана Шелудько дали приказ открыть огонь. Дивизион дал залп. Удар ракет пришёлся лишь в обломки самолёта. Сам Пауэрс к тому времени уже приземлился на парашюте, а наши всё ещё считали, что U-2 летит!

Дальше на запад дислоцировался дивизион капитана Шугаева. Здесь на локаторах появились отметки о летящих истребителях МиГ-19. Их восприняли как вражескую цель, доложили на КП. Оттуда поступило распоряжение: врага уничтожить! (К той минуте Воронов ещё не доложил об уничтожении U-2).

Вспоминает Борис Айвазян:

-Нас подвели вплотную к району падения самолёта-шпиона, и мы вошли в радиус действия дивизиона Шугаева. С этого времени мы стали восприниматься как цель, ведь зенитчики считали, что все наши самолёты по команде "Ковёр" находятся на аэродромах. Кроме того, не сработал ответчик "свой - чужой", так как в суматохе забыли сменить коды.

Нам дали команду: "Немедленная посадка!" Я, как ведущий, дал команду ведомому Сергею: "Оттягивайся, будем садиться с прямой", то есть без традиционного круга над аэродромом. Сергей не отозвался, связь с ним прервалась. Опять команда: "Снижайтесь!". Вторая команда такая лихорадочная, что я уже на интуитивном уровне среагировал: перевернулся вертикально вниз до 2 км и с большой перегрузкой вывел самолёт из пике только на высоте 200-300 метров. Это меня и спасло. А вообще мы должны были услышать другую команду - "Стена!". Это значит-"Входишь в зону поражения ракетного комплекса". Тогда действуешь более энергично.

В какой-то мере помог опыт, но больше - случайность Когда я вдруг увидел в небе необычное облачко, это вселило в меня тревогу, но не предположение, что загорелся самолёт Сергея. Не было для этого причин. Отчего бы он мог загореться? А резко спикировал я потому, что привычка сказалась. Во время учебных полётов месяцев 6 я выполнял роль "цели", меня "перехватывали" товарищи по полку. Чаще просили подольше подержаться на высоте. Садиться порой приходилось почти с пустыми баками, всё время увеличивая угол падения. В тот раз я так и решил приземлиться, применив наработанные приёмы. "Захватить" меня ракетчикам было трудно - резкое пикирование есть резкое пикирование.

Вспоминает Анатолий Железнов, командир звена из Перми:

-Система ПВО, надо сказать тогда ещё только создавалась, и у нас отношения между истребителями и ракетчиками были неконтактными, мягко говоря. Они понятия не имели, чем мы занимались, мы о них - никакого понятия. Перехват должен осуществляться на дальних рубежах - это наша задача, а зенитные ракеты вступали в бой уже в пределах городов. Всё дело в том, что взаимодействие не было налажено. В дивизионе Шугаева даже не знали, что самолёт Пауэрса уже был сбит.

Самолёт Сафронова тоже шёл на снижение, как и Айвазяна, но шёл обычным, а не форсированным темпом, 30 м/сек. А в это время на беду у зенитчиков отказала аппаратура, которая запрашивает: "Ты чей?" Шугаев просит уточнить обстановку на командный пункт. В ответ: "Своих в воздухе нет". А на экране локатора Шугаева есть движущаяся отметка. Значит, кто-то летит, и этот кто-то - чужой. Тогда и дали залп. Залп по Сафронову...

В Википедии пишут, что Сафронов, уже подбитый, пытался увести самолёт от города, в котором шла первомайская демонстрация.

Анатолий Железнов:

-Мы в пермском авиаполку были ошарашены, когда узнали о гибели Сергея. Придя в себя, стали собирать деньги мне на дорогу до Свердловска. В Свердловске, в штабе округа, атмосфера накалённая, у начальника нашего руки трясутся. Я был молодой, наглый, начал с порога выяснять отношения: как так Сергей погиб?! Мне в ответ: "Да погоди ты, не до тебя..."

Съездил на "Уралмаш", заказал цинковый гроб, привёз тело Сергея в Пермь, похоронили на Егошихинском кладбище. Посмертно ему вручили орден "Красного Знамени" (в газетах не было указано, что посмертно).

А насчёт того, что Сергей будто бы катапультировался или пытался отвести самолёт от дороги, по которой двигалась праздничная процессия - всё это бред! Было прямое попадание ракетой, его сразу убило.

Николай Гималаев, ст. лейтенант местной милиции:

-Лётчик сидел в кресле с нераскрытым парашютом в 30-50 метрах от самолёта и был уже мёртвый. Видимых повреждений не было. Вскоре прилетел вертолёт. Из него вышли генерал, два полковника, семь солдат. Генерал подошёл к лётчику, расстегнул комбинезон, достал документы. Сказал: " Молодец, ты свой долг исполнил". Затем солдаты переложили тело пилота на носилки и погрузили в вертолёт.

Выводы.

Причина гибели нашего лётчика - плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов войск и служб не сообщали о принятых решениях на главный КП. А главный КП, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й зенитно-ракетной батарее не знали о нахождении в воздухе наших истребителей.

В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у неё сработал самоликвидатор, уничтожен шпион или нет, сколько вообще целей в воздухе. Поэтому решено было работать по U-2 дальше, и соседний дивизион дал очередной залп. Одна из ракет едва не поразила Су-9. Под ещё один залп попали два истребителя МиГ-19. Айвазян увернулся, Сафронов - нет...


В чём, на ваш взгляд, главная причина гибели нашего лётчика?

Проголосовали: 18

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

7 комментариев
Понравилась публикация?
12 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Самый трусливый состав армии - это генералитет!

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

В войне всегда гибнут люди. Даже в "холодной". Сергея Сафронова убили политики, развязавшие эту войну. И не только его одного...

раскрыть ветку (0)

Интересно, благодарю Вас Виктор.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ведать галошей сбили... Путин говорил как то,что СССР о кроме галош не чего не могло выпускать. За то сейчас в небе летает уже 40 лет галоша именуемая Су 27.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Человеческая жизнь ни что, особенно своих.

раскрыть ветку (0)

9 декабря в Ивановской области упал самолет

Сегодня появилось сообщение о том что военно-транспортный самолет Ан-22 упал в водохранилище Ивановской области. Фрагменты самолета, совершавшего плановый облет после ремонта, найдены на воде. По данным.

Довели до истерики. Кто виноват?

Ситуация, как мне кажется, однозначно простая. Полное отсутствие у администрации решать проблему. Которая, кстати, не вчера объявилась. Теснота, скученность, длительность нахождения в таких условиях...
00:41
Поделитесь этим видео

В небо поднялся первый полностью российский серийный самолёт SJ-100 "Суперджет"

Сегодня в небо поднялся первый полностью российский серийный пассажирский самолёт SJ-100 "Суперджет". Свой первый взлет наш "русский магистралец" совершил с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амур...
01:21
Поделитесь этим видео

Самолёт сел автомобиль во время аварийной посадки на трассе во Флориде

Во Флориде произошел шокирующий случай, там у легкомоторного самолета отказал двигатель и пилот принял решение садиться на оживленную трассу, но не рассчитав скорость сел просто на крышу автомобиля.
00:33
Поделитесь этим видео

9 декабря в Ивановской области упал самолет

Сегодня появилось сообщение о том что военно-транспортный самолет Ан-22 упал в водохранилище Ивановской области. Фрагменты самолета, совершавшего плановый облет после ремонта, найдены на воде. По данным.

Ситуация с полковником Кашириным: Армия вне закона

Перед нами — вопиющий пример системной коррупции и злоупотребления властью в армейской среде, который ставит под сомнение саму возможность эффективного ведения войны и деморализует армию.
00:07
Поделитесь этим видео

Все врут! Как я сэкономил 40% на авиабилетах, нарушив главное правило.

Знакомое чувство? Решаешь полететь в отпуск, открываешь поисковик, а там цены кусаются. Все вокруг твердят одно и то же железное правило: «Покупай билеты во вторник, это самое дешевое время!». Я тоже так думал.

Путин на встрече с Алиевым впервые назвал причины авиакатастрофы самолета AZAL

На встрече с Ильхамом Алиевым Владимир Путин впервые детально пролил свет на трагедию с самолётом AZAL, летевшим из Баку в Грозный и разбившимся под Актау 25 декабря 2024 года. Уголовное дело,...
04:05
Поделитесь этим видео

Веселая история "За ВДВ"

Командир появился на утреннем построении, печатая шаг, что сигнализировало: «Произошло нечто серьезное». Осмотрев взглядом бойцов, он глубоко вздохнул и приступил к разбору. Я, право, не улавливаю,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы