Иду на грозу
Кто рискует – пьёт не только шампанское.
Риск-это оправданная необходимость.
В один из летних дней 1982 года, когда проводились самые интенсивные полёты с курсантами и на личное совершенствование лётчиков, мне запланировали полёт по маршруту на только что освоенном самолёте СУ-22 м 3. В это время года погода самая благоприятная для выполнения всех видов полётов. Но так как аэродром расположен недалеко от горной гряды и местность в районе полётов представляет водное зеркало (водохранилища и рисовые чеки), часто возникают предпосылки к быстрому образованию грозовых облаков с мощным вертикальным развитием, вихрей и прочими неприятными сюрпризами матушки природы.
Итак, взлетаю по плану. Полёт проходит нормально, но после второго поворотного пункта, обстановка резко меняется: началось образование кучевой и кучево-дождевой облачности с быстрым вертикальным развитием. На землю не докладываю, так как полагаю, что руководитель полётов видит ситуацию, тем более в воздухе много “импортных” курсантов (полк занимался обучением иностранных курсантов). И тут следует запрос РП «посмотри район №, оцени обстановку, сделай доразведку погоды и доложи». Вот, думаю, руководство не спит, всё видит и контролирует. Посмотрел, доложил. Руководитель полётов знает, что делать в таких случаях: потихоньку и без паники сажать всех курсантов. А мне ещё минут 20 предстоит телепаться, чтобы выполнить задание и «притопать» домой.
Тут прямо по курсу наблюдаю мощнейшее кучево-дождевое облако. Что делать? Можно обойти или пройти несколько выше…, но решаю, раз представилась такая возможность, надо попасть в грозу и испытать что это такое. Влезаю в самый центр грозового облака, а дальше началось: самолёт массой 16 тонн стало бросать и трясти как игрушку, и это на скорости 850 км/час. Водой заливает, молнии сверкают, по кабине как будто бьют кувалдой. Во попал, думаю! А если движок станет? Но …всё закончилось через три минуты. Доложил на землю «задание выполнил», иду на точку. Далее зашёл на посадку, сел, зарулил на стоянку, вылез из кабины, доложил технику, что всё нормально. Тут техник и говорит «командир…, какой нормально, посмотри на самолёт». Все антенны оплавились, законцовки крыльев почернели, краска в некоторых местах отлетела, планер же вымыло до идеальной чистоты. В общем, технарям подбросил работы. Через пять минут аэродром накрыла гроза с сильнейшим ливнем и градом. Хорошо, что приключение закончилось благополучно, но зато был получен навык встречи со стихией.
Особенно распространяться о пережитом я не стал, но повод отметить благополучное завершение этого полёта появился, тем более, впереди намечались выходные.
