Получить моральную компенсацию в России
В настоящее время все большую популярность в России приобретает право требования и получение моральной компенсации.
Причины требований компенсации морального вреда: возмещение в денежном выражении неудобств за вред, причиненный жизни и здоровью, нарушение прав материальных (например неполучение ЗП в срок, навязывание кредита) и нематериальных - защита деловой репутации и т.д.
А к причинам, по которым виновная сторона выплачивает компенсацию морального вреда можно отнести: решение суда, защита деловой репутации компании (например купил хлеб с гвоздем - распространение подобной информации подорвет репутацию изготовителя, что повлечет значительную потерю покупателей - убытки), соблюдение законодательства - удовлетворение требований письменного заявления/претензии, вежливость, моральные принципы и т.д.
Законодательством разработано большое количество нормативных актов, позволяющих реализовать гражданину право на получение моральной компенсации, например - Гражданский кодекс РФ (статья 151, статьи 1099-1101), Трудовой кодекс РФ (статья 237), Закон РФ "О защите прав потребителей" (ст. 15), Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые воп
Например, согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2012 года № 17 « (пункт 45), при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Другими словами - размер ущерба никак не влияет на размер моральной компенсации. На моей практике был случай, когда потребителю выплатили моральную компенсацию в добровольном порядке в размере 200 000 рублей, сумма товара ненадлежащего качества - 40 рублей (булка с тараканом). Главным мотиватором выплаты было - неразглашение информации про изготовителя - очень известная компания, то есть защита деловой репутации.
Какую сумму моральной компенсации вы считаете разумной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Ну да, взыскал как то со страховой компании 1 000 рублей в свою пользу за необоснованный отказ в выплате
Практика различная. Слава богу идёт тенденция на выплату моральной компенсации в адекватных суммах, увеличивается. Конечно много зависит ещё от судьи.
Жаль, что Суды в России не взыскивают моральный вред в существенных размерах а в символических.
Очень редко взыскивают нормальные адекватные суммы. В основном Вы правы, суммы смешные.