Бизнес по-немецки. Или история одной аферы.
В нашем сознании образ немецкого предпринимателя всегда ассоциируется с порядочностью, щепетильностью, внимательностью, даже к незначительным деталям. Но данная история, явно выбивается из привычного. Тогда законопослушные бюргеры показались опаснее, чем пресловутые "акулы с Уолл-стрита".
Фирма БМВ неплохо заработала на агрессивной политике Третьего Рейха. Но крах немецкого государства, с последующим его разделением и ликвидацией производства в самом Мюнхене, привели фирму, практически к катастрофе. Попытки реализовать автомобили довоенного дизайна из оставшихся запчастей, нисколько не исправили ситуацию. То, что нравилось бонзам нацистской партии не привлекло граждан ФРГ, ввиду безумной стоимости машин 501 и 502 серий. Авиаконструкторы Хайнкель, Мессершмитт и Дорнье, под брендом Цюндапп, оказавшись в подобной ситуации сориентировались значительно проворнее. Уже к концу 40-х, появились первые образцы авто-пузырей, полюбившихся многим. Фирмы Гогомобиль и Кляйншниттгер пошли еще дальше, применяя дешевый металл в деталях и фанеру в корпусах. Производство мотоциклов тоже не позволяло БМВ вернуть прежние амбиции. Покупка лицензии у итальянской ИСО-Ривольта оказалась прекрасной идеей, с коммерческой точки зрения, вернув баварцев в пятерку германских промышленных гигантов. Легендарная Изетта расширила финансовые возможности концерна. Но зависть к успехам Мерседеса никуда не делась. Попытки создать конкурента моделям 170-190 не дали ощутимого результата, прежде всего, из-за плохого двигателя. Тогда господам из Мюнхена пришла на ум гениальная идея: разорить ради мотора кого-нибудь из потенциальных конкурентов.
Северогерманская фирма Боргвард, выпускавшая качественные автомобили еще в 30-х, оказалась идеальным вариантом. Карл Фридрих Боргвард, единолично владея брендом своего имени, приобрел также марки Ганза и Ллойд-Голиаф. Выпускались, кроме легковых, грузовики, классические и трехколесные, мотоциклы, автобусы и троллейбусы, причем, у всех трех фирм были свои конструкторские бюро. Обладая прекрасным чутьем, Боргвард владел и качественной маркетинговой службой, оперативно откликаясь на чаяния потребителя. Но чутье в конце 50-х, подвело Карла Фридриха, когда он вступил в соперничество с Мерседес-Бенц, за право предоставить федеральному правительству новый лимузин. Потратив немалые средства на такой автомобиль, фирма его сконструировала. Но попала в сети аферы, так как модель 600 Мерседеса была не только готова, но и уже через кулуарные переговоры утверждена чиновниками из Бонна. Тайно сговорившись с представителями из Мангейма, теперь на арену, но уже судебную, вышли мюнхенцы.
Подкупив магистрат города Бремен, что является отдельной землей, сотрудники БМВ спровоцировали процедуру банкротства конкурента. Предоставленные в суд адвокатами Боргварда документы о нормальном состоянии дел, не принимались в расчет, так как оплаченный итог был уже утвержден. Не пережив такого позора, Карл Фридрих через пару лет умер. Наверное, увидев новый БМВ 3200, подозрительно похожий на модель Арабелла, да и еще с двигателем от фирмы Ганза. Его внук Кристоф добился от Мерседеса и БМВ многомиллионной материальной компенсации в двухтысячных, за право не оглашать пикантные детали сговора, но репутация, все равно была уже подмочена, так как, газета "Шпигель" анонсировала скандал.
Кристоф Боргвард на вырученные средства в 2014 приступил к возрождению марки. Выпущены несколько моделей, что не может, конечно, возвратить былого величия, но деду бы, это точно понравилось бы. Произошла жизнь после смерти.