Капкан интернет-магазина

Анатомия вопроса
Это значит, что предъявить претензии по качеству товара к пункту выдачи заказов (ПВЗ) нельзя, так как деятельность агента не подпадает под действия ЗоПП №2300-1. Согласно закону, агент рассматривается самостоятельным субъектом ответственности, если расчеты по такой сделке совершаются агентом от своего имени (ст. 37 ЗоПП, ст. 1005 ГК РФ). При этом размер ответственности агента ограничивается величиной вознаграждения.
Каких-либо правовых норм, регламентирующих деятельность пунктов выдачи интернет-заказов (ПВЗ), законом не предусмотрено. Взаимодействие между ПВЗ и интернет-магазином осуществляется на основании договора. Оплата осуществляется путем выплаты вознаграждения или в виде процента от сделок за конкретный период. Вариантов взаимодействия между ПВЗ и интернет-магазином два: франчайзинг (договор коммерческой концессии – гл. 54 ГК РФ) и агентский договор (гл. 52 ГК РФ).
Читайте также статью: Электронная переписка как доказательство в суде
Схема интернет-торговли
1. Клиент оформляет заказ на сайте, указав данные: ПВЗ и мобильный. Открывается форма для оплаты, Покупатель указывает номер карты, жмет на кнопку – и товар оплачен. Через какое-то время пришлют смс, в котором будут указаны дата, номер заказа и пункт выдачи.
2. В указанный день покупатель приходит в пункт выдачи заказов, называет номер заказа, ему выдают товар в пакете, покупатель проверяет комплектацию, меряет и уходит.
Спор возникает в случае отказа от заказа товара в момент получения заказа или через некоторое время. В случае обращения покупателя в ПВЗ с требованием возврата товара и просьбой вернуть деньги в соответствии со ст. 26.1 ЗоЗПП, представитель ПВЗ откажет, пояснив, что работает на правах агента, и не очень вежливо порекомендует обратиться с досудебной претензией по качеству и прочим мелочам не к продавцу, то есть в интернет-магазин.
Это значит, что надлежащим ответчиком в суде является не ПВЗ, а интернет-магазин и обращаться с иском нужно будет в суд по месту его регистрации, указанному в ЕГРЮЛ.
Читайте также статью: Отсутствие ККТ при оплате товара. Как защитить права
Но это еще не все. В случае спора договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционно, судом может быть вообще признан незаключенным!
Вы спросите почему?
Все дело в публичной оферте...
Дело в том, что перед тем как разместить заказ, покупатель на сайте знакомится с предложением (офертой) заключить договор. Далее он оформляет заказ на сайте, указав пункт выдачи заказа, свой мобильный и данные банковской карты.
Обратите внимание! При этом данные, относящиеся к личным персональным данным (№ 152-ФЗ) (ФИО, адрес, реквизиты паспорта), относящиеся к существенным условиям договора, покупатель не указывает, так как данной функции на сайте нет. На экране высвечиваются дата, номер заказа, когда забирать товар, и пункт выдачи заказа – и все...
На этом этапе и возникает вопрос о заключенности договора розничной купли-продажи.
А собственно в какой момент происходит акцепт со стороны покупателя? Покупатель разместил на сайте номер мобильного телефона, ПВЗ, где забирать товар, и номер банковской карты, с которой списаны деньги. Своих же персональных данных (о чем я писал выше) покупатель при заказе не указал, а значит, оферта не содержит существенных условий договора купли-продажи (ст. 474 ГК РФ), а размещенные покупателем данные на сайте не являются акцептом. А кто (или что), собственно, здесь является акцептантом, если договор заключен не с человеком, а с номером его мобильного телефона?
Нашу судебную практику по теме см. здесь
Если необходима бесплатная онлайн-консультация относительно электронной торговли: деятельности интернет-магазинов, маркетплейс, торговых агрегаторов, пунктов выдачи заказов, постаматов и прочих e-commerce, а также если у вас возник спор и необходима помощь в суде, обратитесь к нам, разместив заявку на сайтеили позвонив нам по WhatsApp +7 (903) 927 3049. Спешите, время дорого!

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Абсолютно неверная информация в статье.
Для начала, действительно, пункт выдачи товара (ПВТ) не отвечает за недостатки товара, если они причинены не по его вине. Но, если ПВТ принял товар, а доставил его разбитым или поломанным, то он отвечает по статье 1064 ГК РФ, но перед отправителем.
Однако, Саратовский областной суд в апелляционном определении от 15.10.2019 по делу № 33-7815/2019 постановил, что "Продавец, осуществляющий дистанционную торговлю (в т.ч. через интернет) с доставкой товара в пункты выдачи, должен организовать через них и прием претензий по качеству проданного товара. Либо прямо указать на то, что это невозможно, предоставив покупателю иные способы связи. При отсутствии такой оговорки претензия, направленная на адрес пункта самовывоза, признается врученной продавцу, даже если письмо вернулось в связи с истечением срока хранения. Следовательно, в такой ситуации магазину придется заплатить неустойку и штраф за нарушение сроков выполнения требований покупателя".
Таким образом, ПВТ не отвечает за недостатки товара, но может принять претензию для интернет-магазина.
Дальше. Описанные в статье договорные отношения можно определить как публичную оферту. Согласно ч. 2 ст. 437 ГК РФ, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
А согласно ч. 3 ст. 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Существенным условиями являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
То есть, паспортные данные, ФИО, адрес не являются существенными условиями.
И это предусмотрено не статьей 474 ГК РФ, а статьей 432 ГК РФ.
Получается, интернет-магазин разместил информацию на сайте о продаже товара, это публичная оферта. Покупатель оплатил товар, это акцепт.
И договор заключается не с номером мобильного телефона, а с человеком, владельцем счета, откуда списаны деньги.
Кроме того, исковое заявление по делам о защите прав потребителей можно подать не только по месту регистрации ответчика, но и по месту жительства истца, согласно п. 7 ст. 29 ГПК РФ.
Не знаю о других интернет магазинов, но Ламода нормально работает. Заказываешь, можно и с доставкой, меришь смотришь, а потом оплачиваешь. 🤷♂️
Всё правильно. Столкнулся с данной ситуацией при получении заказа через пункт выдачи СДЭК.
С Озоном в плане возврата в ПВЗ товара, или у Вильдберриса, проблем пока не встречалось.
ПВЗ - пункт, через который ВЫДАЮТ, а не продают. Если курьерская служба виновата в порче товара во время доставки - она платит, все застраховано. Если не нравится товар - отправляйте продавцу и ждите возврата денег (по закону обязаны) . Нет возврата - все сохраненные чеки, накладные приложили к иску и ждете решение суда. Все регламентировано! Выбирайте продавца аккуратнее, с проверкой.