Наблюдение как этап процедуры банкротства

Законодатель установил, что процедура несостоятельности юридического лица – корпорации включает пять этапов: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение. При правильном исполнении этих процедур обеспечивается всесторонняя защита интересов не только банкрота, но и кредиторов.
Правовое регулирование этапа наблюдения в делах о несостоятельности (банкротстве) в России регулирует федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [1] (далее – закон о банкротстве). Данный закон описывает этап наблюдения в качестве реабилитационной процедуры в делах о несостоятельности (банкротства) корпорации и ставит перед собой определенные задачи:
- сохранность имущества корпорации-должника;
- финансовый анализ состояния корпорации;
- составление реестра кредиторов;
- проведение первого собрания кредиторов.
Свои трудности
Весьма неоднозначный характер носит процедура наблюдения, а также возникает ряд вопросов возможности ее исполнения. Авторы-цивилисты, придерживаются позиции, что этап наблюдения нужно рассматривать как процедуру «реабилитационного» характера, в частности Кукин А.В., отмечает, что она носит подготовительный характер [2].
В своем постановлении Конституционный суд РФ указал на то, что «процедура наблюдения в деле о банкротстве позволяет соблюсти законные интересы всех участников дела, и в большей степени предупредить злоупотребление правами как со стороны должника-корпорации, так и со стороны кредиторов» [3].
Другую точку зрения в своих трудах рассматривает Ганюшин О.А., объясняя свою позицию тем, что этап наблюдения в процессе несостоятельности юридического лица приводит к обесцениванию его активов [4], в частности из-за сроков в период этапа наблюдения, а также невозможности принятия взвешенных решений в связи с конфликтом интересов учредителей корпорации и временного управляющего.
Знаменитый цивилист В.Ф. Попондопуло призывает вообще отказаться от этапа наблюдения в процедуре банкротства корпорации ввиду его нецелесообразности [5].
При анализе закона о банкротстве можно прийти к выводу, что исключить процедуру наблюдения в делах о несостоятельности (банкротстве) юридического лица не представляется возможным, так как она позволяет защитить законные интересы как участников юридического лица-должника, так и его кредиторов. В соответствии с российским законодательством на этапе наблюдения временным управляющим проводится финансовый анализ состояния корпорации-должника, а также проверяются признаки, которые могли бы привести к фиктивному или преднамеренному банкротству [6]. Это ещё раз подтверждает важность процедуры наблюдения в делах о банкротстве. Анализ финансового состояния корпорации проводится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности, а также включает обязательную проверку учредительных документов корпорации. Финансовый анализ должен быть проведен даже при недостатке документации [7].
Как установлено законом о банкротстве, процедура наблюдения вводится арбитражным судом после рассмотрения и принятия решения об обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Данная процедура часто подвергается критике со стороны ученых-цивилистов, в силу того что по российскому законодательству сроки процедуры наблюдения составляют 7 месяцев, а в отдельных случаях могут достигать 10 месяцев [8]. Таким образом, в силу необоснованной длительности этой процедуры авторы приходят к мнению, что балансовая стоимость активов имущества корпорации должника снижается, а, следовательно, ведет к увеличению расходов, которые возмещаются за счет самого должника [9].
Таким образом, важнейшей целью этапа наблюдения в процедуре несостоятельности юридического лица является обеспечение сохранности имущества должника, а также анализ финансового состояния должника для установления фактов возможности восстановления платежеспособности. Эти функции законодатель возложил на временного управляющего, что подтверждает постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. и обращает внимание на то, что полномочия, возложенные на управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам [10]. Но в случаях невозможности исполнения функций временным управляющим самостоятельно он может на основании п. 1 ст. 20.3 закона о банкротстве привлекать на договорной основе специалистов с оплатой их деятельности за счет средств должника. Такая практика часто применяется, если иное не установлено законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением управляющего с кредиторами.
На основании изложенного управляющий может привлечь специалиста для составления анализа финансового состояния корпорации с оплатой его услуг за счет имущества должника, но в то же время и сам управляющий получает вознаграждение за счет средств должника в размере 30 000 рублей в месяц.
За рубежом существует несколько другой порядок применения процедуры наблюдения в делах о банкротстве корпорации. Так, в соответствии с законодательством Германии, до введения основных этапов в деле о банкротстве суд в первую очередь исследует факты наличия или отсутствия признаков неплатежеспособности должника. Поэтому суд должен предпринять все необходимые меры для снижения неблагоприятных факторов, которые могли бы повлиять на изменение конкурсной массы, а также старается не допустить вывод активов до принятия решения о начале основной процедур банкротства корпорации. При анализе судебной практики по делам о несостоятельности можно прийти к выводу, что суд крайне редко накладывает арест на имущество или активы должника, хотя и имеет на это полное право. Однако если участники должника проявляют недобросовестность в ходе дела о банкротстве, пытаются уйти от исполнения обязательств, по решению суда изымается документация, справки из регистрирующих органов, проводится допрос свидетелей, исследуются доводы кредиторов. Стадия возбуждения производства по делу о банкротстве может длиться до месяца [11].
На основании изложенного полагаю, что возбуждение производства по делам о банкротстве в РФ, а также введение процедур основного характера, следует осуществлять в наиболее короткие сроки с анализом документации предоставленной корпорацией, которая должна подтвердить или опровергнуть признаки банкротства. Этап наблюдения в производстве дела о банкротстве по российскому законодательству составляет весьма длительный отрезок времени, в результате чего увеличиваются необоснованные расходы и сильно снижает стоимость активов корпорации.
Можно сказать, что практика применения законодательства Германии в делах о банкротстве является более продуманной и слаженной по отношению к российской практике о несостоятельности.
Законодатель отводит 15-дневный срок с момента назначения временного управляющего, руководителю необходимо представить перечень имущества, находящийся на балансе корпорации, арбитражному суду и управляющему. Игнорирование этих действий ведет к отстранению руководителя предприятия от должности.
В ходе этапа наблюдения акционеры корпорации-должника могут совершать сделки с имуществом балансовая стоимость, которого выше 5% по отношению к общему количеству активов корпорации, а также действия с получением или выдачей займов, поручительств, гарантий только с письменного согласия временного управляющего (п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве).
Также принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, создание филиалов и представительств, выплата дивидендов, участие в ассоциациях, союзах, холдингах на время проведения процедур связанных с банкротством, акционерами корпорации запрещено.
При проведении этапа наблюдения в процессе банкротства корпорации можно выделить ряд таких мер, как запрет на распределения прибыли между акционерами корпорации-должника, временное приостановление производств по делам о взыскании денежных средств с должника и исполнительных производств, за исключением текущих платежей.
Создание реестра кредиторов также осуществляется во время процедуры наблюдения, на что у кредиторов есть 30 календарных дней с даты публикации сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдение. Заявления подаются в арбитражный суд, а также направляются временному управляющему.
Интересно отметить, что законодатель не предусмотрел продления указанного срока, а также не дал возможности его восстановить [12].
При первом собрании кредиторов решается ряд существенных вопросов:
- утверждают кандидатуру арбитражного управляющего, либо устанавливается СРО (саморегулируемая организация), которая сама предоставит управляющего;
- исследуются возможности о переходе к следующему этапу в процедуре банкротства корпорации;
- перечень вопросов, как правило, открыт и может дополняться во время проведения собрания кредиторов.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что этап наблюдения в процедуре несостоятельности является весьма важным и позволяет защитить законные интересы лиц участвующих в деле о банкротстве корпорации. Этот этап позволяет обеспечить сохранность имущества корпорации-должника. А также немаловажной процедурой является финансовый анализ состояния должника и составление реестра кредиторов и проведение первого собрания, которое определит дальнейшую судьбу корпорации должника и открытие в отношении нее, как показывает практика конкурсного производства и начала процедуры реализации имущества.
Список литературы
1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // Российская газета. 2.11.2002. № 209–210.
2. Кукин А.В. Дела о банкротстве и банковские операции // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2017. – № 5. – С. 20–24.
3. Постановление Конституционного суда РФ от 12.03.2001 № 4-П // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
4. Ганюшин О.А. Выявление признаков преднамеренного банкротства // Арбитражные споры. – 2017. – № 1. – С. 88–101.
5. Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие. – М., 2016. – С. 368.
6. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» // Собрание законодательства РФ. – 2004.– № 52 (ч. 2). – Ст. 5519.
7. Дело № А 57-22784/2009 от 25 августа 2011 г. из архива Двенадцатого арбитражного апелляционного суда РФ.
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках» // Вестник ВАС РФ. – 2014. – № 3.
9. Шевченко И. М. Российское законодательство о банкротстве: некоторые проблемы и дальнейшие пути развития // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Право». – 2015. – № 2. – С. 19–33.
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 (в актуальной редакции) "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
11. Insolvenzordnung / Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/inso/ (дата обращения: 25.11.2019).
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. – 2005. – № 10.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо! Своевременная статья. Согласна с Вами во всем, особенно с сокращением сроков принятия решений.