Юданов Сергей Александрович
Юданов С. А.Подписчиков: 594
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг42.5к

Разбор Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 апреля 2020 года.

476 просмотров
182 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 17,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Разбор Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 от 21 апреля 2020 года.

21 апреля 2020 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (далее – «Обзор»).

Разъяснены вопросы применения положений статей 6.3, 20.61, 13.15 КоАП РФ и статей 271 и 272 УК РФ.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – «ФЗ № 68) наделяет полномочиями:

Правительство Российской Федерации (подпункт «а 2» пункта «а» статьи 10 ФЗ № 68) устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

2. Органы государственной власти субъектов (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 ФЗ № 68) устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Разъяснен порядок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, изложенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, а также изложенных в Указе Мэра Москвы от 05 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно которым при введении режима повышенной готовности (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил):

-Граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

-При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

По части 1 статьи 20.61 КоАП подлежат квалификации действия выразившиеся в нарушении положений Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», в том числе:

Со стороны граждан:

-Посещение определенных мест (парков, кладбищ и т.д., перечисленных в Указе);

-Несоблюдение социальной дистанции 1,5 метра;

-Нарушение запрета покидать место проживания (пребывания), кроме случаев, установленных в Указе (например, посещение медицинского учреждения, ближайшего продовольственного магазина, выгула домашнего животного, следования на работу (с работы), если деятельность организации не приостановлена и др.).

2. Со стороны индивидуальных предпринимателей или юридических лиц – осуществление предпринимательской деятельности со стороны организаций, работа которых приостановлена в соответствии с Указом.

Следует учесть, что при нарушении подпункта 2.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также подпункта 3.2.4 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ) о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, административное правонарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.61 КоАП РФ.

Под изоляцией в домашних условиях понимается нахождение в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции, сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении по статье 20.6.1. КоАП РФ наделены, в том числе, должностные лица органов внутренних дел Российской Федерации (полиции).

Перечень должностных лиц должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержден приказом МВД России от 30 августа 2017 года № 685.

Судьи районных судов выносят постановления по делам об административных правонарушениях. При этом применяется общее правило: дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения (местом совершения является место их выявления). В случае проведения административного расследования – по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. По решению судьи дело может быть рассмотрено в режиме видеоконференц-связи (ст. 29.14 КоАП РФ).

В Обзоре также отмечено, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности - 3 месяца с момента обнаружения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5. КоАП РФ).

Разъяснен порядок привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 20.61 КоАП РФ.

Привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица:

-С подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, а также, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;

-Находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;

-Уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В Обзоре также отмечено, что административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год с момента обнаружения административного правонарушения (часть 3 статьи 4.5. КоАП РФ).

1 комментарий
Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Юданов Сергей Александрович
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Пяткина Лилия Раульевна
Подписчиков 732
25.10.2023, 11:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг81.6к
Недавно у Аэрофлота произошел курьезный случай, который вызвал недоумение и предполагаемое ...
Подробнее
Неинтересно
0
5
Центр Содействия Бизнесу "СТЭНЛИ"
Подписчиков 6280
28.04.2020, 11:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг32.4к
Мы, как специалисты, долго ждали этих разъяснений Верховного суда РФ по работе ...
Подробнее
Неинтересно
0
7
Лукин Владимир Викторович
Подписчиков 131
23.04.2020, 09:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1999
Признается ли коронавирус форс-мажором? Влияют ли нерабочие дни по указу Президента на процессуальные сроки?
Подробнее
Неинтересно
0
2