Сидоров Алексей Вячеславович
Сидоров А. В. Подписчиков: 975
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 392

Загадки дела царевича Дмитрия – 7. Версия третья: чудесное спасение

439 дочитываний
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 23,04 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Данная публикация освещает третью версию развития событий, связанных со смертью царевича Дмитрия – чудесное спасение малолетнего отрока.

Данную версию многие считают несостоятельной, невозможной. Однако в то же время версия, гласящая о том, что царевич Дмитрий не погиб в Угличе, а чудесным образом избежал смерти, до сих пор находит отклики не только в авантюрно-приключенческих произведениях, но и в научных работах.

Почему Федор ни разу не съездил в Углич? Неужели знал, что Дмитрий жив?

Слухи о спасении Дмитрия появились уже после смерти царя Федора Ивановича и воцарения на троне Бориса Годунова.

В литературе

Среди авторов художественных произведений наиболее интересную версию, на наш взгляд, предложил Э.Н. Успенский. От всех остальных приверженцев версии чудесного спасения отличает ее то, что он считал настоящим царевичем Дмитрием не первого самозванца, а второго! Первым же самозванцем Успенский, как и большинство исследователей, не разделяющих версию чудесного спасения, считает Григория Отрепьева.

По его мнению, вернувшись с обедни 15 мая 1591 года, царевич столкнулся нос к носу со своим двойником, одетым в царский, как у него самого, кафтан, и, озверев, бросился к нему и всадил свой нож двойнику в шею. Истекающий кровью ребенок остался лежать на дворе, а царевич, который «был отвратительным ребенком», был вывезен в глухие Комельские леса и воспитывался в одном из многочисленных в тех краях монастырей близ деревни Пищалино.

Сторонники версии «чудесного спасения» аргументируют ее тем, что мать царевича инокиня Марфа признала сына в Лжедмитрии Первом, причем нисколько не сомневаясь в этом.

Однако точно так же спустя год она узнала и малолетнего отрока, тело которого уже при правлении Василия Шуйского доставили из Углича в столицу, после чего канонизировали и похоронили с почестями.

Описание тела Дмитрия отсутствует. А на нет, как известно, и суда нет. И здесь уже вовсе становится неважным – убийство, самоубийство… Даже при всем этом версия чудесного спасения может быть допустима, как видим.

Царевич был увезен из Москвы, когда ему не исполнилось и двух лет. Поэтому, возможно, что прибывшие из столицы следователи могли не знать царевича в лицо, то есть они не могли его идентифицировать как Дмитрия. Тем более спустя несколько дней с момента смерти. Лицо царевича могло за это время измениться до неузнаваемости. Следовательно, когда спустя пятнадцать лет появился первый Лжедмитрий, у Годунова, Шуйского и прочих могло возникнуть сомнение по поводу случившегося в Угличе. Им было известно только одно – умерший в Угличе ребенок и появившийся перед ними «наследник» являются двумя разными людьми.

Также открытым остается вопрос о визите Афанасия Федоровича Нагого к Джерому Горсею. Рассказывая об этом случае, Горсей дает понять, что царевич был вывезен из Углича. Но кто это сделал? Уж не сам ли Афанасий Нагой специально съездил в Углич и вывез оттуда Дмитрия? Тогда получается, что он либо знал о возможном заговоре, либо был его непосредственным участником.

Ни сразу, ни впоследствии Афанасий Нагой не был допрошен по данному делу. По крайней мере, сведения об этом отсутствуют. И, что интересно, через несколько недель после событий в Угличе, в начале июля 1591 года, к столице подошли войска крымского хана Казы Гирея. Спустя несколько дней после активных атак русских войск они спешно отступили и отправились восвояси. А ведь в свое время А.Ф. Нагой 10 лет был русским послом в Крыму. Куда он подевался после 1591 года? И с кем?..

Опровержение версии о спасении

Одним из веских аргументов, опровергающих версию чудесного спасения Дмитрия, можно считать вклад инокини Марфы в Кирилло-Белозерский монастырь.

Согласно Описанию историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре, в 1592 году матерью царевича св. Димитрия Иоанновича Царицей инокиней Марфой Нагой внесен шитый золотом, серебром и шелками, по лазоревой травчатой камке лицевой Покров на раку Преподобного Кирилла.

Таким образом, данный вклад подтверждает, что спустя ровно год после угличских событий царевич Дмитрий был мертв. До правления Бориса Годунова и появления Лжедмитрия оставалось еще порядочно времени.

Могла ли мать, делая вклад в память о своем сыне, подобным образом скрыть царевича, запутать следы?

6 комментариев
Понравилась публикация?
29 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сидоров Алексей Вячеславович
Комментарии: 6
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Тайны, тайны, тайны.. Как же машины времени не хватает)

+1 / 0
картой
Ответить

Елена, это точно!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Веб-дизайнер Галина
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1507
28.06.2020, 23:06
Москва

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как корень ревеня обогащал Россию: тайная экономическая война XVIII века, о которой молчали учебники

В 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны за вывоз из России одного лишь фунта ревеня грозила смертная казнь. Не за золото, не за шёлк — за корень. За обычный, на первый взгляд, лекарственный ревень.

Что было нормой при СССР, а сегодня — штраф: 9 вещей, о которых молодёжь не догадывается

А помните те времена, когда можно было просто взять и повесить турник между деревьями во дворе? Никто не смотрел косо, никто не вызывал милицию. Была труба, пара гвоздей — и вот уже мальчишки подтягиваются,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы