Замена счетчиков
Счётчик учёта потребления электроэнергии — технически сложное устройство, нуждающееся в регулярной поверке и замене. В последнее время жители многоквартирных домов жалуются на то, что поставщики электроэнергии и представители УК настаивают на замене счётчиков. Насколько законны эти требования? Попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.
Что говорит закон
Суть выше упомянутых требований сводится к тому, что механические счётчики предлагается заменить электронными. Это интеллектуальные приборы с высокой точностью показаний, увеличенным рабочим ресурсом и межповерочным интервалом. Закон об обязательной замене электросчетчиков вступил в законную силу в январе 2019 года. «Умные» счётчики в обязательном порядке подлежат замене с 1-го июля минувшего года.
Однако здесь есть один нюанс. В частности, плановая и бесплатная замена будет проводиться для приборов учёта, установленных на лестничных клетках. Жильцам платить за работу ничего не нужно: все расходы несёт поставщик энергоресурсов.
Другое дело, если приборы учёта установлены внутри квартир. В этом случае, монтаж и стоимость нового прибора оплачивает собственник жилья. Однако в данной ситуации, отсутствует срочность замены. Отсюда следует, что необязательно менять электросчётчик сейчас. Можно дождаться выхода прибора из строя или истечения заявленного срока эксплуатации.
Когда необходима замена приборов учёта
Существует четыре основания, указывающих на необходимость замены приборов учёта электроэнергии. Выглядят они так:
Плановая замена — переустанавливаются все счётчики, независимо от того, истёк срок эксплуатации или нет;
Техническая неисправность — если счётчик неправильно снимает показания, он подлежит замене;
Истёк срок эксплуатации — в этом случае, прибор автоматически признаётся неисправным;
Просрочен срок обязательной поверки — аналогично предыдущему пункту.
Инициатором замены может выступать собственник жилья или управляющая компания. Во втором случае, жильцу высылается письменное уведомление о необходимости замены прибора учёта энергоресурсов.

Бесплатная замена от Мосэнергосбыта
Услуга предоставляется бесплатно гражданам, имеющим право на социальные льготы. В частности, это касается ветеранов Великой отечественной войны и малоимущих семей. Кроме того, замену приборов не оплачивают лица, проживающие в муниципальных квартирах. Помимо перечисленного, существует понятие условно-бесплатной замены электросчетчиков. Это актуально для домов, жильцы которых делают обязательные ежемесячные взносы на содержание и ремонт общедомового имущества. Бесплатная замена осуществляется и в течение всего срока гарантийной эксплуатации. Обычно период безаварийного использования составляет 3 года. Это гарантия завода-изготовителя. Если счётчик устанавливается специалистами Мосэнергосбыта, собственник за дополнительную плату может расширить гарантийные обязательства до 7-ми лет, и в течение этого периода времени он может рассчитывать на бесплатную замену оборудования.
Согласно действующему законодательству, предусматривается ещё ряд случаев, когда собственники жилья могут рассчитывать на бесплатную замену приборов энергоучета.
Модернизация устройства
Такая возможность предоставляется в рамках государственной программы. В частности, замене подлежат устройства, класс точности которых не соответствует заявленным нормам, а также счётчики, с истекшим сроком межинтервальной проверки.
Фактически, государство подталкивает граждан к установке электронных счётчиков, обладающих целым рядом преимуществ. Например:
Увеличенный срок службы и повышенный рабочий ресурс;
Высокая точность снятия показаний;
Возможность установки многотарифных моделей;
Возможность дистанционного снятия показаний.
Напомним, что если прибор учёта установлен в квартире, замена проводится за счёт пользователя. Оставить заявку на выезд мастера можно через «Личный кабинет» на сайте Мосэнергосбыта. Счетчики, установленные в подъездах меняются бесплатно.
Наличие механических повреждений
Любое нарушение целостности корпуса прибора может расцениваться в качестве попытки вмешательства в работу оборудования. Если учитывать, что ответственность за счётчик несёт собственник жилья, отвечать за повреждения прибора тоже придётся владельцу квартиры.
Однако штраф будет выписан лишь в том случае, если работники Энергосбыта смогут доказать факт, что имело место вмешательство в работу оборудования, с целью изменения показаний. В остальных ситуациях, взыскательных мер для владельца недвижимости не предусмотрено.
При этом игнорировать трещины на стекле и корпусе электросчётчика лучше не стоит. Если вы заметите повреждения, лучше сразу написать заявление в Мосэнергосбыт. По оставленной заявке выедет мастер, который определит степень повреждения и причину его появления. Вполне возможно, что у прибора заводской брак либо были нарушены правила монтажа при первичной установке.
В обоих случаях, замена будет произведена по гарантии, поэтому оплачивать работу не придётся.

Истекает эксплуатационный срок
У каждого прибора учёта имеется свой срок службы. Этот период обычно устанавливается заводом-изготовителем, и указывается в техпаспорте оборудования. В этом плане, электронные счётчики по всем параметрам превосходят механические аналоги. В частности, такие устройства лучше адаптированы к повышенным нагрузкам электросети, поэтому без проблем проработают 25-35 лет, в зависимости от модели.
Однако даже после истечения указанного срока, можно не спешить с заменой оборудования. В частности, если отсутствуют механические повреждения, а точность показаний соответствует установленным нормам, счётчиком можно пользоваться дальше.

Несоблюдение интервала поверки
Для каждого электросчётчика регламентирован свой срок поверки, который должен соблюдаться в установленном порядке. Выглядит это следующим образом:
Однофазные счётчики — 2 года;
Трёхфазные — ежегодно.
Если указанные сроки поверки не соблюдаются, производитель не гарантирует точности снятия показаний.
У меня эл.счетчик стоит 25 лет, работает исправно, оплачиваю своевременно и показания передаю своевременно. И сейчас в период эпидемии вдруг он стал не пригоден, насчитывают оплату с повышенным коэффициентом. Мне сказали, что они поверку делали. А как и кто, я задала вопрос. И без владельца кв.? А если я хочу удостоверится, что сч.не правильный, то я его должна вести на поверку. И как это они представляют, я же не имею право лезть в щиток. А теперь вот так, плати все больше и больше и никаких средних показателей не берут. Офис был закрыт, и ничего не добиться. А эл.сч. ставят бесплатно только в Москве и Санкт_Петербурге,? Напомним, что если прибор учёта установлен в квартире, замена проводится за счёт пользователя. Оставить заявку на выезд мастера можно через «Личный кабинет» на сайте Мосэнергосбыта. Счетчики, установленные в подъездах меняются бесплатно. У нас тоже установлен не в квартире. Так может нас обманывают? А должны установить бесплатно, раз считают, что он не пригоден? Какое есть постановление? Мой г.Тверь.
Спасибо за публикацию очень интересная статья.
Спасибо за информацию!
Спасибо за информацию!
Спасибо за публикацию!
Аргументировано, четко, широко освещено!