Борьба с преступностью в СССР в период 1945 – 1953 годов
Первоисточник информации: Носик Н.А. Уголовно-правовые меры по борьбе с преступностью в послевоенном СССР / Н.А. Носик // Общество и право. – 2009. – № 3 (25). – С. 129-132.
В послевоенный период функционирования СССР (1945-1953 гг.) действовал принятый еще в 1926 г. Уголовный Кодекс РСФСР, в который, однако с момента принятии было внесено немало изменений. Рассмотрим основные из них.
Но прежде всего отметим, что окончание Великой Отечественной войны определенным образом повлияло на развитие уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью. Главным образом, сыграло свою роль резко ухудшившееся экономическое положение, вызванное военной разрухой, а также неблагоприятными климатическими факторами.
Например, в 1946 г. по данным, представленным Госпланом СССР на имя заместителя Предсовмина СССР А.А. Андреева, погибли от засухи большие площади зерновых культур, урожай собирали или с большим опозданием или вообще оставили на полях. К весне погибло 2,6 млн. га озимых. Остались неубранными или погибли от засухи огромные площади обрабатываемой земли. Хлеба не хватало.
В соответствии с методами административно-командного управления проблему продовольствия (по сути проблему голода на значительной части территории страны, которая наибольшее обострение получила в 1946-1947 гг.) стали решать принудительными средствами, переходящими в карательные меры. Так, 27 июля 1946 г. было принято Постановление Совмина и ЦК КПСС «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи», а позже, 25 октября 1946 г. – Постановление «Об обеспечении сохранности государственного хлеба». В последнем документе указывалось, что «руководители партийных и советских организаций, работники прокуратуры и Министерства внутренних дел... склонны мириться с фактами хищений и разбазаривания государственного хлеба и не принимают необходимых мер по обеспечению его сохранности». И если в 1945 г. было осуждено 5 757 председателей колхозов, которых делали «крайними» в том, что вообще эта проблема возникла, то в 1946 г. - уже 951 113. Судили бригадиров, заведующих фермами. В некоторых районах было осуждено от четверти до половины всех председателей [1].
[1] Попов В.П. Крестьянство и государство (1945-1953) / В.П. Попов // Исследование новейшей русской истории. – 1992. – № 9. – С. 126.
Причем тогда действовали еще предвоенные уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений против социалистической и личной собственности. Однако новые, более жесткие законы, не заставили себя долго ждать. Уже 4 июня 1947 г. был издан Закон «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» [2].
[2] Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества: Указ Президиума Верховного Совета СССР: принят 4 июня 1947 г. // СЗ СССР. – 1947. – № 14.
В первой статье говорилось: «1. Кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества, - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации».
Далее следовали привилегированные и квалифицированные составы данного преступления: «2. Хищение государственного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от десяти до двадцати пяти лет с конфискацией имущества. 3. Кража, присвоение, растрата или иное хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества – карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации. 4. Хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от восьми до двадцати лет с конфискацией имущества. 5. Недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества, предусмотренном статьями 2 и 4 настоящего Указа - карается лишением свободы на срок от двух до трех лет или ссылкой на срок от пяти до семи лет».
В тот же день, то есть 4 июня 1947 г., был принят и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны личной собственности граждан» [3].
[3] Об усилении охраны личной собственности граждан: Указ Президиума Верховного Совета СССР: принят 4 июня 1947 г. // Ведомости ВС СССР. – 1947. – № 19.
В обоих указах, по сравнению с действовавшим тогда уголовным законодательством, регулирующим ответственность за хищения имущества (УК РСФСР 1926 г.) более тщательно с юридической точки зрения были разработаны составы соответствующих преступлений [4] и значительно усилено наказание (например, за особо квалифицированное хищение личного имущества путем разбоя по Указу предусматривалось лишение свободы на срок до 20 лет, а ранее было до 10 лет).
[4] Кутафин О.Е. Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. История. Доку-менты. В 6-ти томах / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. – М: Мысль, 2003. – Том 6. – С. 522.
Примечательно, что законодатель отказался смешивать в том же составе разбоя два преступления – собственно разбой и неосторожное убийство при совершении разбоя (по Указу эти деяния стали квалифицироваться отдельно, а ранее предполагался один состав разбоя). Было также сочтено целесообразным отказаться от понятия «социальной опасности» при определении меры наказания. Однако в Москве понимали, что дальнейшее обескровливание кадров на селе, где в результате войны и без того испытывался острейший дефицит, лишь усугубит положение. По инициативе Н.С. Хрущева (в то время - Первый секретарь ЦК Компартии Украины) 21 февраля 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». Характеризуя людей, которые не хотели работать в колхозах как «преступные и паразитические элементы», Хрущев в письме Сталину неожиданно обратился к опыту дореволюционной России: «В царской России был закон, по которому крестьянские общества могли выносить приговор об удалении из села лиц, дальнейшее пребывание коих в этой среде угрожает местному благосостоянию и безопасности (Свод За-конов Российской Империи, т. IХ, ст. 683). Ясно, что этот закон ограждал частную собственность и был направлен против людей, социально опасных для царско-помещичьего строя. В наше время следовало бы для усиления охраны социалистической собственности изучать закон, представляющий право общим собраниям выносить приговоры о выселении за пределы республики наиболее опасных, антиобщественных и преступных элементов, упорно не желающих приобщаться к общественно-полезному труду» [5].
[5] Попов В.П. Неизвестная инициатива Хрущева (О подготовке указа 1948 г. о выселении крестьян) / В.П. Попов // Отечественные архивы. – 1993. – № 2. – С. 31-36.
Это был неожиданный и смелый ход, поскольку предлагалось использовать опыт царской России, однако в сложной ситуации с продовольствием в послевоенные годы эта идея не только никого не шокировала из властной элиты, но и была поддержана - 2 июня 1948 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни».
В Указе, в частности, говорилось: «1. Предоставить общим собраниям колхозников или общим собраниям сел и деревень на территории РСФСР, УССР (за исключением западных областей), БССР (за исключением западных областей), Карело-Финской ССР, Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской и Киргизской ССР право выносить общественные приговоры о выселении из села (деревни) лиц, которые упорно не желают честно трудиться, ведут антиобщественный образ жизни, подрывают трудовую дисциплину в сельском хозяйстве и своим пребыванием в селе угрожают благосостоянию колхозов, колхозников и их безопасности. 2. Для вынесения общественного приговора о выселении лиц, упомянутых в ст. 1 настоящего Указа, необходимо присутствие на общем собрании большинства членов колхоза или совершеннолетних крестьян села (деревни). Общественный приговор принимается открытым голо-сованием простым большинством участников собрания. 3. ...Общественный приговор представляется сельским Советом на утверждение исполнительного комитета райсовета. Если райсовет найдет приговор правильным и обоснованным, то приговор принимает законную силу. 4. Лица, в отношении которых вынесены общественные приговоры о выселении подлежат удалению из пределов края, области, республики сроком на 8 лет в отдаленные местности, перечень которых устанавливается Советом Министров СССР. 5. Лицо, выселенное по общественному приговору, по истечении 5 лет может возбуждать ходатайство перед исполкомом райсовета, которым утверждался обвинительный приговор, о возвращении на прежнее место жительства». Характерно, что Сталин, согласившись с представленным ему проектом, все же не решился его обнародовать, сделав резолюцию – «не для печати» [5].
[5] Попов В.П. Неизвестная инициатива Хрущева (О подготовке указа 1948 г. о выселении крестьян) / В.П. Попов // Отечественные архивы. – 1993. – № 2. – С. 36.
Однако в устном порядке он был доведен до сведения крестьянского населения, поскольку без этого невозможно было организовать колхозные собрания, на которых принимались решения о выселении колхозников, ведущих «паразитический образ жизни». По сведениям отдела Спецпоселений МВД СССР, за период с 1948 по начало 1953 гг. было выселено 33 266 колхозников и 13 598 членов их семей. Пик выселений пришелся на 1948 г., когда были направлены в ссылку 27 335 человек» [5].
[5] Попов В.П. Неизвестная инициатива Хрущева (О подготовке указа 1948 г. о выселении крестьян) / В.П. Попов // Отечественные архивы. – 1993. – № 2. – С. 36.
Таким образом, впервые власть переложила на общественность часть карательно-судебных
функций, связанных с вынесением «приговоров», соразмерных уголовному наказанию, поскольку в УК РСФСР предусматривались меры наказания мягче, чем рассмотренная мера, которую с чисто формальной стороны можно отнести, очевидно, к административным мерам.
Изменилась также позиция государства в борьбе с преступлениями, посягающими на советский строй. Этим деяниям посвящена первая же глава Особенной части УК РСФСР. В статьях 58-1 – 58-14 были сформулированы традиционные для советского уголовного права составы преступлений против государства: измена Родине, шпионаж, недонесение о совершенной измене, вооруженное восстание против СССР, шпионаж, диверсия, террористический акт против представителей Советской власти, антисоветская пропаганда и агитация, «контрреволюционный саботаж». Как правило, за их совершение предусматривалась смертная казнь (эта мера наказания, так и не исключенная из УК РСФСР в связи с указом об отмене смертной казни, не действовала в указанный выше период). В послевоенный период к данному перечню добавился еще один состав преступного деяния против государства - 9 июня 1947 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» [6].
[6] Ведомости ВС СССР. – 1947. – № 20.
Этот Указ помогал следствию привлекать к уголовной ответственности лиц, в отношении которых не было возможности доказать факт шпионажа, т.е. целенаправленной пере-дачи государственной тайны иностранным разведкам, в то время как факт разглашения государственной тайны доказать можно было сравнительно несложно. Наказание предусматривалось достаточно жестким – до 12 лет лишения свободы должностным лицам и до 10 лет – частным лицам. В этом же указе содержался и еще один, совершенно новый со-став преступления – «заявка или передача за границу изобретений, открытий и технических усовершенствований, составляющих государственную тайну, сделанных в пределах СССР, а также сделанных за границей гражданами СССР, командированные государством, если эти преступления не могут быть квалифицированы как измена Родине или шпионаж». Данное деяние каралось заключением в ИТЛ на срок от 10 до 15 лет, и соответствующие уголовные дела должны были рассматриваться военными трибуналами. Принятие этого акта подтверждает общую стратегию Советского руководства во внутренней политике, в данном случае власть пригрозила научному сообществу, повысив тем самым социальное напряжение в стране.
Представляет интерес и позиция Советского государства по поводу такой уголовно-правовой меры, как наказание в виде смертной казни. Дело в том, что в 1947 г. в СССР была отменена смертная казнь. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни» [7]
[7] Ведомости ВС СССР. – 1947. – № 17.
в качестве мотива данного решения отмечалось: «Историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего
исключительную преданность Советской Родине и Советскому Правительству всего населения Советского Союза. Вместе с тем, международная обстановка за истекший период после капитуляции Германии и Японии показывает, что дело мира можно считать обеспеченным на длительное время, несмотря на попытки агрессивных элементов спровоцировать войну. Учитывая эти обстоятельства и идя навстречу пожеланиям профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих мнение широких общественных кругов, Президиум Верховного Совета СССР считает, что применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». И далее Верховного Совета СССР постановлял: «1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за преступления действующими в СССР законами. 2. За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. 3. По приговорам к смертной казни, не приведенным в исполнение до издания настоящего Указа, заменить смертную казнь, по определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2-й настоящего Указа».
Однако, как показали ближайшие годы, это решение было явно поспешным, и уже с 1950 г. смертная казнь стала применяться в отношении шпионов, изменников Родины, подрывникам-диверсантам [9].
[8] О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам: Указ Президиума Верховного Совета СССР: принят 12 января 1950 г. // Ведомости ВС СССР. – 1950. – № 8.
В формате авторитарно-тоталитарной системы, где еще недавно к смертной казни приговаривали за антисоветскую пропаганду, не говоря уже о более тяжких преступлениях, отмена расстрела явно выпадал из логики карательной политики.
Таким образом, можно констатировать, что в послевоенные годы Советская власть в борьбе с преступностью использовала уголовно-правовые нормы, принятые еще до начала Великой Отечественной войны (УК РСФСР 1926 г.). Вместе с тем в уголовный закон вносились изменения, направленность которых определялась преимущественно усилением жесткости уголовных наказаний, и прежде всего это касалось посягательств на собственность и деяний против государства.
Вам не нравится Родина, так вперед - там Вас, вероятно ждут. Хватит лить грязь на СССР-великую и непобедимую страну.
Что за чушь! Это - история нашей страны: какой бы она ни была! Вы, наверное, до сих пор думаете, что данная история была "белой и пушистой", а те, кто ее "писал", - мягкими и человеколюбивыми!
Да-а-а-а-а, не жили Вы в сталинское время: прозябали бы в землянке, да питались чуть лучше, чем домашний скот!
И Вы считаете, что все знаете?
Кем себя возомнили? Вот такие как Вы и предали Родину!
Я - лишь констатирую исторические факты... И не передёргиваю их... Право всё достаточно чётко запечатлевает...
А последняя Ваша фразочка попахивает дешёвым популизмом! Вы хоть знаете, что такое Родина?!
Интересно, благодарю Вас Асхат
