СУДЬБА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИИ
Однажды в интернете я прочитал шутку: «Гуманитарное образование – это когда можешь поддержать разговор о двойственности Шопенгауэра в очереди за бесплатным супом».
Слово «интеллигенция» происходит от латинского intellego: «ощущать, разбираться, мыслить». Изначально это слово относилось не к группе людей, а к умственной деятельности.
Второе значение, близкое к современному, слово «интеллигенция» приобрело в Европе 19 веке. Оно подразумевало группу критически мыслящих людей. Сейчас во многих странах таких людей называют интеллектуалами. В словаре Даля интеллигенция – «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
В Европе с начала 19 века быть профессиональным музыкантом было почти так же почётно, как в СССР - быть космонавтом. Более того, музыка была хорошим источником дохода. Например, Джузеппе Верди был одним из богатейших итальянцев своего времени.
Благодаря русскому журналисту Петру Боборыкину (1836-1921) появилось третье значение понятия «интеллигенция»: лица высокой умственной и этической культуры. Именно в таком «русском» смысле слова intelligentia понимается на западе.
Т.о, разница между интеллигенцией и интеллектуалами в том, что интеллигенция является лишь частью работников умственного и творческого труда, обладающей высокими нравственными качествами. Если интеллектуал может не быть высоко моральным человеком, то для интеллигента нравственность выходит на передний план.
Ещё до 1917 года под интеллигенцией стали подразумевать не просто образованных и культурных людей, а тех, которые были в оппозиции к власти. Недолюбливать власть в интеллигентских кругах начала 20 века было чуть ли обязательным требованием. Такой «политический оттенок» портил смысл слова, поскольку интеллигентом может быть и человек, поддерживающий власть.
Советская власть подхватила подход Боборыкина. Можно сказать, что в СССР была самая мощная и продолжительная рекламная кампания в поддержку интеллигенции, хотя упор был сделан на её «трудовую часть».
В советской пропаганде также отмечалось, что на «загнивающем Западе» судьба интеллигенции печальна, а в СССР - наоборот.
Поскольку интеллигенция не представляет собой единую сплочённую группу, её уместно классифицировать. Интересен подход социолога Галины Силласте, которая разделяет интеллигенцию на три страты (прослойки):
- высшая интеллигенция : люди творческих профессий, как правило, работающие в духовной или социальной сферах, реже – в промышленности.
- массовая интеллигенция: учителя, врачи, инженеры, журналисты, агрономы и т.д.);
- полуинтеллигенция: лаборанты, референты, медсёстры, фельдшеры и т.д.
После распада СССР судьба интеллигенции в большинстве бывших союзных республик сложилась не лучшим образом. Особенно это коснулось «массовой интеллигенции» и «полуинтеллигенции».
Нет ничего постыдного том, чтобы играть на скрипке в метро. Другое дело, что количество таких певцов и музыкантов, выступающих на улице, является показателем нужности людей творчества в стране.
Каковы пути развития интеллигенции в России?
- Во-первых, следует принять первый в истории закон об интеллигенции, в котором следует отразить классификацию Силласте.
- Во-вторых, следует ввести в российское законодательство понятие «общественный служащий», включив в него не только интеллигенцию, но и остальных лиц, причастных к творческой деятельности, либо приравнять интеллигенцию к государственным служащим.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: