Регуляторная гильотина: отмена устаревших актов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 № 857 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации" до 1 января 2021 года будут отменены большинство актов, которые были приняты органами госуправления РСФСР и СССР в период 1946 - 1991 гг. В их числе акты, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли, общепита и гостиниц.
Одновременно Правительством РФ внесён на рассмотрение в парламент законопроект о реформе системы обязательных требований ("регуляторной гильотине"), который определяет условия установления обязательных требований, в нем вводится их оценка, определяется порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
Предусматривается, что оценка регулирующего воздействия проводится в отношении проекта нормативного акта, которым устанавливаются обязательные требования при его разработке, а оценка фактического воздействия - не позднее 5 лет с момента его принятия либо проведения предыдущей оценки фактического воздействия.
Предполагается поэтапная отмена действующих актов, содержащих обязательные требования. В частности, акты Правительства РФ подлежат отмене до 1 января 2021 г., региональные акты - до 1 января 2022 г., муниципальные акты - до 1 января 2023 г.
Цель реформы - систематизация законодательства.
За время существования СССР, в том числе и после 1991-го г. были изданы множество нормальных актов, касающихся организации сферы производства и бизнеса в целом по различным направлениям. Устаревшие нормы изложены в 9 тысяч нормативных правовых актов, которые содержат больше 2 млн обязательных требований к бизнесу (императивных норм). Поэтому "регуляторной гильотиной" называют анализ всех этих обязательных требований с целью определить, какие из них сохраняют актуальность для настоящего времени, а какие - нет. Нормы, которые в правительстве сочтут устаревшими или неактуальными, как раз и предлагается "отсечь" в рамках реформы, изъяв их из законодательства.
Правительство уберет лишь те нормы, которые утратили свою актуальность для нынешних общественных отношений, а остальные же - будут дополнены ибо изменены полностью или частично, то есть приобретут свое совершенство.
Проблема совершенствования устаревшего законодательства в том, что в гильотину могут попасть и вполне действующие нормы-положения, не получившие пока замены в современном законодательстве. Скажем, если применить такую замену в трудовых отношениях и во всех подзаконных актах, касающихся исполнения Трудового кодекса РФ, то система охраны труда будет практически уничтожена, что, например, может привести к значительному увеличению показателей травматизма и смертности на рабочих местах; например, под "гильотину" попадает декрет СНК РСФСР "О восьмичасовом рабочем дне", на основе которого устанавливается соответствующая норма рабочего времени в Трудовом кодексе РФ (40 часов в неделю). Кроме того, это единственный правовой акт, предоставляющий право работнику обоснованно и законно просить работодателя предоставить дни отдыха (праздничные дни).
Реформа коснётся и зарплаты работников. Так, жители районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей могут лишиться доплат за работу в сложных климатических условиях.
Такая реформа должна была идти эволюционным, а не революционным путем. Поспешность принятия решений в упразднении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, может привести к возникновению неблагоприятных условий труда, влекущих за собой несправедливость и лишения для большого числа людей, а также к росту конфликтных и спорных ситуаций. Отмена актов, содержащих или разъясняющих права в области социального обеспечения, приведет к существенному снижению уровня предоставления социальных льгот.
Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод. Устаревшие нормативные акты часто противоречат более поздним, но формально продолжают действовать. Все устаревшие и неактуальные акты будут отменены и больше не смогут влиять на бизнес в России. Для наглядности и понимания: среди этих нормативных актов есть совсем датированные 1917-м г., их 17 насчитывается - это декреты и постановления о создании революционных времен.

Нужна ли нам такая реформа?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты