Сергей
Сергей Подписчиков: 404
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 470

Событие: МИГ-23м пролетевший пол Европы без пилота!

832 дочитывания
25 комментариев
Эта публикация уже заработала 79,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23 М.

Приехавшая полиция долго ничего не могла понять: откуда в 15 км от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара. А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900 километров от места трагедии.

Полет

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23 М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным.

«Это был второй мой полет в тот день, — рассказывал летчик. — Все шло нормально до высоты метров девяносто. Потом я услышал и ощутил хлопок в левом воздухозаборнике, скорость сразу упала с 550 до 350 километров в час, упали резко и обороты двигателя. Я передал, что принял решение катапультироваться, так как все говорило об остановке двигателя — даже шума его не было! С земли получил команду: „сто тридцать второй, к…“ — то есть катапультируйтесь. Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, я увидел, что за турбиной снижающегося самолета тянется черный дым. Сел я благополучно, только руку повредил. Перед катапультированием повернул истребитель в сторону моря. Но кто знал, что он продолжит полет…».

Всё шло нормально до определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.

Автопилот

После того как летчик покинул борт, самолет прекратил снижение и скрылся из поля зрения. По данным «черного ящика», через 6 секунд после катапультирования двигатель вдруг начал увеличивать обороты и самолет продолжил полет с незначительным набором высоты в автоматическом режиме. А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.

Службы ПВО стран Варшавского Договора отнеслись к появлению отметки на экранах радаров спокойно - в тот день проводилось много учебных полетов. Но в 12.20 радары ПВО ФРГ зарегистрировали нарушение воздушной границы и через полторы минуты с военной базы НАТО подняты два американских истребителя-перехватчика.

Каково было их изумление при виде боевого самолета типа МиГ-23.. без летчика!

Как сообщил представитель НАТО, пилоты американских самолетов получили приказ сопровождать «заблудившийся» МиГ-23. По мнению экспертов, большая высота и низкая скорость полета исключали враждебные намерения. Кроме того, на беспилотном истребителе по визуальным наблюдениям отсутствовало штатное вооружение — ракеты класса «земля — воздух».

Падение

Пилотам на американских перехватчиках приказали сбить «МиГ» только в крайнем случае. Не имея достаточной информации, военные специалисты НАТО все-таки надеялись, что, израсходовав горючее, советский истребитель упадет в Ла-Манш. Потеряв скорость, он упал на территории Бельгии — почти плашмя — на жилой дом в деревне Кооихем, близ города Кортрейк (Куртрэ), в 15 км от бельгийско-французской границы. При этом был полностью разрушен дом фермера де Лара и погиб сын хозяина — 19-летний Вим де Лар.

Пилот Н. Скуридин: «Если бы я мог предвидеть последствия, а особенно гибель человека, я бы ни за что не покинул истребитель. Я хотел бы сказать еще, что сам я, моя семья и товарищи глубоко переживаем происшедшую трагедию. Я написал семье погибшего бельгийского юноши, но понимаю, что никакие извинения не снизят остроты горя…»

Последствия

Шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», — облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23 М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую ПВО.

Известно ли вам оданном историческом факте?

Проголосовали: 34

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

25 комментариев
Понравилась публикация?
37 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 25
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересно!

+6 / 0
картой
Ответить
23.06.2020, 12:54
Горно-Алтайск

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Благодарю. Очень интересно.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+4 / 0
картой
Ответить
21.06.2020, 07:06
Горно-Алтайск

Спасибо!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+4 / 0
картой
Ответить
23.06.2020, 12:54
Горно-Алтайск

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
21.06.2020, 09:46
Подольск

Удивительное происшествие.

+4 / 0
картой
Ответить
21.06.2020, 19:21
Горно-Алтайск

И стечение обстоятельств!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (25)