Зачем банки собирают биометрию клиентов и фотографируют их

Собирая биометрию граждан, банки преследует разные цели. Некоторые из них прикрываются законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», другие мотивируют свои требования борьбой с мошенниками.
Если посмотреть с практической точки зрения, то фотографирование клиентов не имеет никакого смысла. Во-первых, согласно закону № 115-ФЗ банк должен идентифицировать своего клиента, а это делается по паспорту. Во-вторых, мошенники чаще всего воруют деньги с кредитных карт дистанционно и, как вы понимаете, биометрия здесь совсем не причём.
Возможно ли, что банки собирают фотографии своих клиентов с какой-то другой целью?
В соответствии с законом №115-ФЗ банк должен сам определить способ идентификации клиента. Некоторые кредитные организации выбирают фотографирование, естественно, раздражая этим своих клиентов. Безусловно, человек может просто обратиться в другой банк и правильно сделает, но, к сожалению, банковский сектор стремиться к монополии нескольких банков, а Центральный банк активно зачищает этот сектор.
С одной стороны, услуги предоставляемые банком, носят публичный характер и он не имеет права отказать в их предоставлении. С другой стороны, банк самостоятельно может установить критерии оказания этих услуг, что не отвечает требованиям свободных рыночных отношений и принципам права.
Так зачем же банки собирают биометрию граждан?
Для этого у банков есть несколько причин.
Биометрия действительно собирается в рамках закона № 115-ФЗ и данные заносятся в единую систему идентификации и аутентификации.
Руководству банка легче проконтролировать выполнение своими сотрудниками обязанностей по идентификации клиентов.
Для службы собственной безопасности банка. Для безопасника по актуальной фотографии проще будет обнаружить подлог документов или найти человека.
Предполагается, что это может делаться некоторыми банками в рамках пилотного проекта, а в дальнейшем могут обязать все банки собирать биометрию. Этим догадкам есть косвенное подтверждение – сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект, связанный со сбором, предоставлением биометрии и кибербезопасностью.
Надо отметить, что сам банковский сектор неоднозначно реагирует на данный законопроект. В соответствии законопроектом клиенты могут сами вносить свои данные, фотографию и голос.
Заигрывать с биометрией в принципе опасно. Нейросеть уже научилась моделировать внешность человека и его голос. Обычные граждане не должны страдать из-за введения новых цифровых технологий, тем более, что сбор биометрии никак не помогает развитию экономики, не повышает качество и уровень жизни граждан.