Отец продал дочерей на растление

146 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 10,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

О чем писала нижегородская пресса в июне 1870 года

Каких только названий не придумали за несколько тысяч лет для представительниц первой древнейшей профессии! Наверное,

ни одно слово не имеет в разных языках так много синонимов,

по сути означающих одно и то же. Гетера, куртизанка, девица легкого (а также вольного) поведения, курва, дама полусвета, беспутница, блудница, уличная девка и т.д. и т.п., не говоря уже о множестве похабных, матерных и блатных слов. По данным некоторых словарей, в общей сложности у данного «термина» существует около 140 синонимов!

«РАЗВРАТНИЧАЛ Я УЕДИНЕННО»

А вот во второй половине XIX века в России было принято называть проституток «публичными женщинами». Именно так именовал героиню своего романа «Преступление и наказание» писатель Федор Достоевский. Согласно сюжету, 18-летняя Соня Мармеладова, чтобы прокормить своих родителей и их младших детей, «переступает через себя» и терпит «ужасный позор» ради близких ей людей. Правда, остается при этом хорошим человеком. Примерно так обычно описывали в советских школах и продолжают описывать в нынешних пресловутый «образ» Сони! Попутно неизменно прививали и прививают абсолютному большинству учащихся отвращение к творчеству писателя (и не только этого), своего рода «вакцину» от того, чтобы когда-либо читать его книги. Сам Достоевский относился к числу тех, кто полагал, будто «публичность», как правило, вызвана чисто социальными причинами. Оголодала, понимаешь, барышня, или мужик подлый бросил, в семье трудности возникли какие, вот и пошла, «оплевав себя», на панель…

Представления Достоевского о публичных женщинах во многом основывались на его собственном опыте. Федор Михайлович с юных лет был завсегдатаем борделей. «Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки, и нервы больные, – жаловался он в одном из писем своему брату. – Минушки, Кларушки, Марианны и т.п. похорошели донельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь». «Развратничал я уединенно, по ночам, потаенно, боязливо, со стыдом», – рассказывал он о себе уже глазами героя романа «Записки из подполья».

Впрочем, «беспорядочность» была не самой страшной слабостью писателя. По имеющимся данным, Достоевский был еще и страшным извращенцем (до такой степени, что продажные барышни отказывались повторно принимать его даже за тройную оплату), а также педофилом. «Он похвалялся, что … в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка», – писал о нем один из приятелей. Любитель и ценитель самых низменных человеческих пороков и страстей, Достоевский не ограничивался одним развратом и посещением злачных мест. Он любил буквально допрашивать нескромных дам на тему того, какие мотивы заставили их стать «публичными», испытывают ли они удовольствие или, наоборот, отвращение к своему не самому приличному занятию. Полученная информация легла в основу в том числе и самого известного произведения, вышедшего в свет в 1866 году.

РАСПЛАТИЛИСЬ ЗА РАЗВРАТ ПОДДЕЛЬНЫМ КРЕДИТНЫМ БИЛЕТОМ

Публичные дамы нередко попадали и в криминальные сводки Нижегородской губернии. «2 июня в 1-м квартале в квартире крестьянина Княгининского уезда Василия Лапаева скоропостижно скончалась квартировавшая у Лапаева публичная женщина из одиночек, крестьянская вдова Лукояновского уезда села Ризопатова Марья Сергеевна Иванова, – сообщает ведомость о происшествиях по Нижнему Новгороду в газете «Нижегородские губернские ведомости». – Тело умершей крестьянки Ивановой отправлено в земскую больницу для изследования (так в тексте. – Прим. авт.). По медицинскому дознанию оказалось, что причина смерти последовала от излишняго употребления вина».

Читаем другие сводки. «12 июня в 5 часов пополудни в доме Земскова, в Рождественской части 1-го квартала, в квартире крестьянина Баранова у крестьянина Вязниковскаго уезда, села Никологоры, Петра Павлова, бывшего в пьяном виде, украден из кармана бумажник с бумагами и деньгами 415 руб. публичной женщиной Пелагеей Родионовой. Передан хозяйке Барановой, в чем при спросе Баранова и Родионова сознались, денег по обыскам в три раза отыскано 339 руб. и бумажник с бумагами».

«15 июня в 3 часа за полночь солдатский сын Николай Афанасьев и сын канцелярского служителя Вячеслав Попов в доме терпимости, содержимом мещанкою Шварц, 3-го квартала Рождественской части, при уплате публичным женщинам на 9 руб. серебром отдали поддельный 25-рублевый кредитный билет. Билет отдавал Афанасьев, а Попов был его товарищем, с каковым билетом Афанасьев задержан при части, как взятый в пьяном виде. По вытрезвлении же объявил, что 25-рублевый билет принадлежал бывшему с ними вместе писцу 2-го разряда Порфирию Малиновскому, который и признал его своим, объясняя, что таковой он получил в селе Юркине Макарьевского уезда за свою работу».

ВЫРУЧИЛ ЗА ДОЧУРКУ ЧЕРВОНЕЦ, И ТО СЛАВНО!

Впрочем, все это были лишь «мелкие шалости», связанные с платным «досугом», а бывали в те времена скандалы и посерьезнее! 11 июня в Макарьевскую полицейскую часть явилась казанская мещанка Прасковья Прохорова, которая предъявила свой желтый билет. Напомним: именно так называли т.н. заменительный билет, который выдавался проституткам взамен паспорта. В нем, помимо прочего, ставились отметки о прохождении медосмотра и уплатах госпошлины за занятие проституцией. Сия бумага обычно имела желтый цвет, а «билетами» тогда называли любые документы о праве на работу. Отсюда и название. Упомянутая Прасковья заявила, что состоит в числе публичных женщин в доме терпимости, находящемся в Казанской слободе в доме Интересова. Содержательницей этого вполне легального заведения являлась другая казанская мещанка, дама с большим публичным стажем Анна Астраханцева.

Прасковью привели в полицию вовсе не жалобы на какие-то незаконные поборы в этом борделе, не жалобы на извращенцев-клиентов вроде Достоевского, не жалобы на оплату работы поддельными деньгами, как это нередко бывало. Она рассказала стражам порядка о страшных безобразиях в борделе. Дело в том, что в холодное время года публичные женщины Астраханцевой принимали клиентов только в самом заведении, располагавшемся, как уже говорилось, в Казанской слободе. Она находилась в районе площади Сенной и являлась традиционным местом проживания нижегородских татар. Когда же открывался ярмарочный сезон, алчная содержательница начинала активно вывозить «живой товар» в свой филиал в Канавино, предлагая его богатым заезжим купцам и покупателям. Причем для особо щедрых Астраханцева приготовила «экзотику» – невинную несовершеннолетнюю девицу Биби-Камаль Феткулину. Она купила ее за 10 рублей у родного отца в деревне Кукчи-Верезей того же Казанского уезда! «Эту девушку Астраханцева держала от прочих девиц отдельно в кухне, – поведала полицейским Прасковья. – Назад тому несколько дней пришел к ним в дом неизвестный человек, которому хозяйка продала Феткулину, взявши за растление 50 руб., но это не состоялось, потому что Феткулина кричала и гость ушел, не получив в возврат 50 рублей». Возмущенная подобным бесстыдством, женщина и пошла в полицию, решив спасти Биби.

Полицейские тут же снарядили экипаж и отправились с обыском в бордель. В итоге 14-летнюю девочку, которая даже не знала русского языка, удалось спасти от растления и вызволить из рабства. Вслед за этим «приняли» Астраханцеву, и, конечно же, у полицейских возникли вопросы к самому папаше. Даже не столько о том, почему он продал свою дочь, можно сказать, по бросовой цене (сравнить хотя бы с суммами, вытащенными из кошелька, и тарифами, обозначенными выше!), сколько о том, как вообще пришло в голову «толкнуть» свое невинное дитя!

Выясненные вскоре обстоятельства повергли в шок даже видевших и слышавших всякое и не читавших Достоевского дознавателей. Как оказалось, Феткулин жил довольно бедно (в тогдашней России Татарстан, он же Казанская губерния, не был процветающим регионом, скорее наоборот – относился к изгоям), но не беднее большинства своих земляков. Незадолго до описанных событий мужик внезапно овдовел, вследствие чего остался один с семерыми детьми. Недолго думая, Феткулин решил двух сыновей оставить (всё же подмога и рабсила), а вот пять дочерей попросту распродать по дешевке! Более того, выяснилось, что в сельской местности подобное в порядке вещей, поэтому никто из односельчан торгаша даже не осудил. Выручил, мол, за дочурку червонец, и то славно…

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ ШЛИ «НА ЭКСПОРТ» В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ

Вообще же в царской России торговля живым товаром была распространена довольно широко. Женщин, молодых девушек и даже несовершеннолетних девиц продавали как в дома терпимости, так и «на экспорт». Схема была незамысловатой, используется она и в нынешние времена. В российской глубинке преступники вербовали девушек в возрасте 14 – 19 лет, предлагая им высокооплачиваемую работу. Понятно, что речь шла не о барышнях из приличных и образованных семей или девицах из рабочих районов (за подобное могли и башку проломить инструментом). Как правило, в сети злоумышленников попадали вдовы скоропостижно скончавшихся мужей, попавшие в трудную ситуацию, сироты или дочери пьяниц и мелких жуликов, оказавшихся в тюрьме. Женщинам было очень сложно самостоятельно прокормить себя. Социальные условия (в этом Достоевский был прав) больше поощряли путь на панель, нежели труд где-нибудь на фабрике наравне с мужчинами. Бытовало мнение, что даму непременно должен кто-нибудь содержать: отец, брат, муж, любовник, а в крайнем случае «публика». Одним словом, найти работу, не связанную с развратом, было нелегко…

Когда преступникам удавалось уговорить наивных дам, их, как правило, перевозили целыми партиями в какой-нибудь крупный город недалеко от границы, чаще всего в Варшаву или Лодзь. Просто в Царстве Польском была автономия, действовали не все законы Российской империи, так что организовать криминальный бизнес там было намного проще. Дальнейший путь большинства дам был схож с судьбой негров, которых некогда перевозили из Африки в переполненных трюмах судов для работы на американских плантациях. У девушек отбирали документы, насиловали, а затем с помощью посредников из европейских стран увозили в Южную Америку. Столь далекий пункт назначения объяснялся тамошними высокими ценами на «белых невольниц». Причем шансов вернуться на родину у несчастных практически не было. Даже если кому-то удавалось бежать, найти деньги на билет в Европу было весьма затруднительно. К тому же тогдашние власти и чиновники в большинстве случаев считали, что эти развратницы сами во всем виноваты!

«В Бобруйске, в котором также раскрыты шайки торговцев «живым товаром», обнаружены возмутительные факты, – сообщала в более позднее время газета «Русское слово». – В одном из вертепов прибывший из Вятки рабочий нашел сестру и потребовал ее освобождения. Притоносодержатель отказал, заявив, что девушка задолжала 200 рублей. Только после ареста притоносодержателя напуганная девушка заявила, что он ее насиловал и затем истязал, принуждая продавать себя. В другом притоне одно частное лицо нашло измученную истязаниями девушку, притворно согласившуюся на разврат и умолявшую его об освобождении. Выясняется, что Бобруйск служит для торговцев этапом, куда сманивали работниц и принуждали их к занятию проституцией».


Дмитрий ДЕГТЕВ

5 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Россия, которую мы потеряли.

Удивительно не то, что нашлись люди, которые восстали против этих "скреп". Удивительно (и позорно) то, что их было мало.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Что за тема, зачем это здесь?

+3 / 0
картой
Ответить

Наверное для разнообразия, показать что ничего не изменилось.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Света, что делать..., - криминал. Встречаются темы и про отбросов общества.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Может кто знает время когда проституток не было?

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы